Женская преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Проблема преступности несовершеннолетних женского пола представляет собой целостный комплекс вопросов, обусловленных социальными изменениями, происшедшими в России за последние годы, ходом экономических реформ и повлекших необходимость преодоления кризиса, связанного с безопасностью личности и общества. В России эта проблема объективно имеет глубокие корни и все больше приобретает феноменологическую окраску.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. «Девичья» преступность
2. Специфика личности несовершеннолетней девушки-преступницы
3. Виктимологическая характеристика преступности несовершеннолетних женщин
Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1. Общесоциальные меры предупреждения «девичьей» преступности
2. Специально-криминологические меры предупреждения женской преступности несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

женская пр-ть.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

3.      Виктимологическая характеристика преступности несовершеннолетних женщин

Несовершеннолетние девочки обладают ярко выраженной половозрастной виктимностью[13]. Согласно данным исследования, проведенного в Томской воспитательной колонии, в 50% случаев в отношении опрошенных девушек было совершено преступление. Это событие вызывало у них очень сильные негативные переживания, связанные с возникновением агрессии, ненависти, злобы, неверия в окружающих, желания отомстить и самой совершить преступление.

Особенностью виктимологической характеристики женской преступности несовершеннолетних является то, что при совершении преступления девушки, как правило, учитывают условия, облегчающие или оправдывающие совершение преступления.

При совершении девушками насильственных преступлений (в первую очередь, убийств и причинения вреда здоровью) во многих ситуациях поведение жертвы можно признать виновным. Здесь часто характерны ситуации, в которых поведение потерпевшего является толчком к совершению убийства или умышленного причинения тяжкого вреда здоровью и связано с нападением на причинителя вреда. Эти ситуации связаны либо с противоправным поведением знакомых или родственников преступницы, либо с посягательством на половую неприкосновенность несовершеннолетних

Что касается корыстных преступлений, то установлено, что кражи совершаются в тех местах, к которым девушки имеют свободный доступ, и у потерпевших, с которыми они были знакомы. Во многих случаях потерпевшими от преступления являются девушки-сверстницы. Нередко они сами своим поведением способствуют совершению преступления.

Негативное поведение потерпевших от краж часто связано с употреблением спиртных напитков (нередко с будущей преступницей) и неразборчивостью в связях, что облегчает совершение преступления.

Главным при выборе жертвы корыстно-насильственного преступления (насильственного грабежа или разбоя) является низкая вероятность жертвы противостоять преступнице, для чего чаще всего избирается одна девушка или молодая женщина, нередко находящаяся в состоянии алкогольного опьянения. Реже жертвами корыстно-насильственных преступлений становятся мужчины, поведение которых характеризуется некритичностью и неосмотрительностью.

Приведенная криминогенная характеристика отдельных сторон несовершеннолетней преступности с женским лицом и ее закономерностей требует ответа на вопрос: что же обусловливает эти тенденции и закономерности, какие здесь действуют объективные законы? Однозначный ответ в данном случае вряд ли получим. Возможно еще с малой степенью достоверности обозначить факторы, но затруднительно выявить законы, объективно влияющие на закономерности в развитии данной преступности. Это требует, на наш взгляд, специальных исследований комплексного характера на государственном уровне.

В настоящее время в России, на наш взгляд, имеются определенные резервы и возможности для снижения степени опасности криминогенной обстановки, несмотря на проявляющиеся катаклизмы в области борьбы с преступностью, да еще когда правительство старается всячески экономить на решении данной проблемы. На содержание преступности продолжают оказывать влияние неэффективность правовой реформы, нестабильность экономики.


Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних – сложная социальная задача. На ее решении сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится органам внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с возложенными на них законом задачами они осуществляют широкий спектр профилактических мер[14]. В его основе – выявление фактов противоправного поведения детей и подростков, а также причин и условий, порождающих такое поведение несовершеннолетних.

1.      Общесоциальные меры предупреждения «девичьей» преступности

Наиболее общественно опасные формы поведения несовершеннолетних характерны для старшего подросткового и юношеского возраста. Начиная с младшего подросткового возраста, появляются определенные особенности в поведении, обусловленные половой принадлежностью. Наряду с иными одно из главных отличий в личности девушек этого возраста заключается в том, что у девушек раньше, чем у юношей, начинается и заканчивается половое созревание.

С учетом этого многие ученые предлагали усиливать работу с родителями девочек 6 - 7-х, а мальчиков 8 - 9-х классов[15]. Наиболее критические периоды формирования личности девушек приходятся не на 16 - 17 лет, когда поведение их становится более стабильным, а на более ранний возраст: 14 - 15 лет, т.е. возраст наступления уголовной ответственности.

Это дает основание предположить, что и отклонения в поведении девушек появляются не в 16 - 17 лет, а значительно раньше. Усиление негативных проявлений, целый ряд антиобщественных действий явились основанием для постановки их на учет. Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что трудные девушки – это совсем не то же самое, что трудные юноши. Трудные старшеклассницы составляют «тихую» группу, порой ничем не выделяющуюся на общем фоне учащихся[16]. Когда в поведении девушек начинают проявляться социально негативные отклонения, то это свидетельствует о деформации личности девушки вообще.

Внешнее проявление отклоняющегося поведения у девушек характеризуется такой особенностью: если поведение не было отклоняющимся с детства, то в 12 - 14 лет формирование установок на социально негативное поведение происходит очень быстро. Повлиять на этот процесс довольно трудно. Данное обстоятельство заставляет внимательно относиться к любым нарушениям несовершеннолетними женского пола социальных ролей, проявлениям ими вредных привычек и пристрастий. Среди правонарушений несовершеннолетних женского пола отмечается высокая латентность. По данным Я. Куриновой, каждая десятая опрошенная воспитанница воспитательных колоний заявила, что в момент совершения преступления о наказании не думала, но после совершения надеялась, что обойдется штрафом, рассмотрением материалов комиссией по делам несовершеннолетних, вообще никто не узнает о совершенном преступлении, так как потерпевшая не сообщит в правоохранительные органы[17]. Все это свидетельствует о том, что криминальный опыт и угроза наказания за общественно опасное деяние у несовершеннолетних уже имелись.

Подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушительниц женского пола, получив неполное среднее образование, уходят из школы, поступают в училища или иные учебные заведения. Но, не желая учиться, девушки либо вообще не приступают к занятиям, либо очень скоро бросают учебу[18]. Способствуют этому трудности социальной адаптации в новом коллективе, отсутствие контроля со стороны семьи. Если эти девушки как личность не были объектом профилактики правоохранительных органов, то, совершая правонарушения, они попадают во внимание этих органов лишь после их совершения.

Одной из форм антиобщественного поведения является уклонение от учебы, которое связано с бродяжничеством. Изучение причин побегов из дома педагогами, психологами, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних и сотрудниками милиции показало, что после достижения 15 лет эти побеги чаще всего бывают связаны с реализацией социально неодобряемых побуждений и лишь иногда они таким образом самовыражаются.

Выяснение причины такого поведения требует привлечения кроме педагогов других специалистов. Для девушек подобные прогулки, уходы из дома и бродяжничество имеют большую опасность, чем для юношей, так как они нередко становятся объектом сексуальных посягательств, подпадают под влияние криминальной среды. Выявление причин и предупреждение таких нарушений поведения представляется важным[19].

Помимо уклонений от учебы, бродяжничества распространенными формами отклоняющегося поведения несовершеннолетних женского пола являются злоупотребление спиртными напитками, раннее начало половой жизни и, как следствие, половая деморализация[20].

Отрицательные последствия употребления спиртных напитков девушками разнообразны: физический вред здоровью, разрыв связей со школой и семьей, совершение преступлений в состоянии опьянения, проявление безразличия к своему будущему и др. Обстоятельствами, способствующими развитию алкоголизма у подростков, являются не только социальные, но и физиологические факторы. Не последнее место в алкоголизации подростков принадлежит ослаблению нервной системы, обусловленному теми или иными, в том числе и наследственными, причинами, различным нарушениям психического развития. Выявлена группа девочек-подростков с определенными акцентуациями, у которых алкоголизм развивается еще в подростковом возрасте. Установлено возрастание роли биологических (в широком смысле) факторов в процессе систематизации алкогольных эксцессов и сохранении действия отрицательных микросоциальных факторов[21].

Среди условий, формирующих деформации сознания несовершеннолетних, были названы дефекты гендерной социализации несовершеннолетних женского пола, следовательно, меры общесоциальной профилактики в отношении данного вида преступности должны быть связаны с изменением гендерных стереотипов в общественном сознании и обязательном учете гендерных особенностей несовершеннолетних при осуществлении предупредительных мер.

Так, изменение гендерных стереотипов и учет гендерных особенностей является необходимым в политической и правовой сферах.

Принцип равноправия мужчин и женщин, закрепленный в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах, не должен оставаться декларативным, а должен устранить фактическое ущемление женщин в своих правах во всех сферах жизни. По мнению автора, гендерной экспертизе должны быть подвергнуты нормативные акты, касающиеся предупреждения преступности несовершеннолетних. Так, в ч. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[22] в связи с тем, что в подростковом и юношеском возрасте биологические, психологические и, главным образом, социальные различия между полами очень велики, отдельным принципом осуществления деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должен стать принцип обязательного учета гендерных особенностей несовершеннолетних.

Значительную роль в предупреждении преступности в целом и женской преступности несовершеннолетних в частности, играют социально-экономические меры общесоциальной профилактики. Повышение жизненного уровня и качества жизни членов российского общества, безусловно, положительно скажется на семейной, бытовой, досуговой сферах жизни семей несовершеннолетних девушек.

Потребность несовершеннолетних женского пола в общении по месту жительства представляет собой своеобразный, отлаженный механизм социального общения. Психология девочки-подростка – это психология невесты. Речь идет о том, что девушке на подсознательном уровне требуются внимание, забота, положительные эмоции. Если в семье либо образовательном учреждении создается конфликтная ситуация, стороной которой является личность девушки, то эта девушка ищет выход из возникшего положения. Она устанавливает неформальные связи по месту жительства, заполняя тем самым вакуум социального общения. В результате формируются и пополняются смешанные группы антисоциальной направленности.

Подавляющее большинство преступных групп несовершеннолетних организуются по месту жительства ее членов[23]. Это закономерно, ибо их связывают потребности в общении, развлечении, проведении свободного времени. Но, не умея организовать свой досуг, а нередко и не имея возможности для такой организации, при низком уровне нравственного и интеллектуального развития, отсутствии твердых моральных принципов девочки-подростки быстро переходят к социально неодобряемому поведению. Этот процесс еще более ускоряется, если рядом оказываются лица, ведущие антиобщественный образ жизни из числа совершеннолетних.

Неблагополучная обстановка в семье и в школе у большинства из них способствует тому, что несовершеннолетние женского пола предпочитают проводить время вне контролируемой среды, а их антиобщественное поведение и круг общения «на улице» остаются неизвестными родственникам и педагогам. При осуществлении профилактики противоправного поведения несовершеннолетних женского пола «уличным друзьям» должна противостоять активная полезная деятельность в школе или иной организованной среде[24].

Поведение подростка начинает привлекать внимание сотрудников органов внутренних дел с того момента, когда в нем появляется нарушение социальных ролей или признаки правонарушения. Конкретные социологические исследования показывают, что с невыполнения несовершеннолетними своих обязанностей начинаются отклонения в поведении: пропуски занятий в школе, нахождение в позднее время в общественных местах и др. То, что сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело чаще всего с подростками, у которых антиобщественное поведение стало в какой-то мере привычным, не означает, что первые признаки появления отклонений должны быть за пределами их внимания. Они не могут не обращаться к источникам появления этих отклонений, не выявлять слабые места в воспитании.

Отсутствие в государстве единой идеологии, размытые нравственные нормы порождают чувство незащищенности, неуверенности в будущем. В настоящее время образ женщины в современном российском обществе представляется весьма размытым. В политике, праве, экономике, социальной и нравственной сферах наблюдается отсутствие гендерного равновесия. Навязываемые образцы западной культуры лишены духовности, не учитывают исторических особенностей формирования самосознания русской женщины, успехов, достигнутых в борьбе за равенство полов, противоречат русскому менталитету. В свете происходящих гендерных трансформаций невозможно возвращение к прежнему укладу жизни, поэтому необходимо формирование новой общегосударственной идеологии и определение роли российской женщины в современном российском обществе. Формированию образа современной женщины могут способствовать семья, школа и другие образовательные учреждения и, в огромной мере, средства массовой информации.

Формирование типа личности женщины, гармонично сочетающего личные и общественные ценности, высокие духовные интересы и установку не на потребление, а на созидание происходит в первую очередь в семье, поэтому институту семьи и семейному воспитанию должно придаваться первостепенное значение в современном российском обществе.

На государственном уровне необходимо создание единых принципов государственной семейной политики, отражающей специфику изменений, происходящих в современном обществе. Особенно важно это для Брянской области, в которой, семейное неблагополучие относится к числу основных факторов, деформирующих сознание несовершеннолетних женского пола.

Семья и школа должны перестать быть источником формирования гендерных стереотипов в отношении женщины. Девочкам должны быть даны возможности для развития своих интеллектуальных и творческих способностей. В этой связи необходимо подвергнуть гендерной экспертизе учебники, учебные пособия и дидактические материалы, по которым обучаются школьники.

Информация о работе Женская преступность несовершеннолетних