Показатели деятельности предприятий общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание

Предприятия общественного питания могут осуществлять свою деятельность как в торговых залах предприятия, так и за его пределами на основании устава. Они подразделяются на следующие типы: ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная, и т. д., а рестораны и бары - также и на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником. Подтверждение соответствия предприятий выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по, стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . 2
Экономико-организационная характеристика
предприятий общественного питания . . . . . . 3
Экономическая характеристика показателей
в предприятиях питания . . . . . . . . 6
Технико-экономическая характеристика предприятия . . . 14
Планирование объемов выпуска и оборота предприятий питания . 18
Планирование поступления товаров и сырья в предприятиях питания 22
Заключение . . . . . . . . . . 27
Список литературы . . . . . . . . . 29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 61.71 Кб (Скачать документ)

4.Участие специалистов, трудовых коллективов, пайщиков в разработке и обсуждении проекта планов и контроле за их выполнением. Так, план оборота розничной торговли составляется планово-экономической службой при активном участии маркетолога, коммерческих работников, товароведов, заведующих магазинами. Он широко обсуждается на собраниях пайщиков, на заседаниях совета и правления потребительского общества. Посредством планирования весь механизм управления потребительским обществом становится единым комплексом.

Планирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятий торговли и питания состоит из следующих  стадий:

1.Установление целей на текущий и перспективный периоды (повышение качества обслуживания, приготовления кулинарной продукции, завоевание прочных позиций на потребительском рынке, выполнение социальных задач и т. п.).

2.Определение путей и способов достижения намечаемых целей (развитие материально-технической базы, расширение ассортимента товаров и блюд, осуществление рекламных мероприятий, определение новой ценовой политики, проведение маркетинговых исследований и т. п.). Грамотно определенные цели и пути их достижения служат надежной опорой разработки стратегии развития потребительского общества и принятия обоснованных управленческих решений.

3.Глубокий анализ хозяйственно-финансовой деятельности.

4.Многовариантные подходы и технико-экономические расчеты плановых показателей с учетом цели и наличия ресурсов.

5.Выбор и обоснование наилучшего варианта плана с точки

зрения стратегии развития организации и эффективного хозяйствования.

Основными источниками поступления  сырья и товаров в ПО «Хопер»  являются:

    • Мелкооптовые базы города.
    • Оптовая база «Губернский».
    • «БелСтарАгро»

Оборот по реализации товаров потребительского общества — это часть этого оборота по региону в целом. Территориальные органы управления (местные администрации) в лице комитетов экономики разрабатывают среднесрочные и текущие прогнозы (программы) социально-экономического развития региона. В них отражаются показатели развития отдельных отраслей, в частности торговли. Одним из важнейших показателей торговой деятельности является оборот розничной торговли и предприятий питания.

Прогнозируемые показатели развития торговли по региону служат в качестве одного из ориентиров при разработке плана торгового оборота потребительского общества.

Основные задачи планирования оборота  на предприятиях общественного питания:

  • повышение степени охвата денежных доходов обслуживаемого населения оборотом кооператива;
  • обеспечение его конкурентоспособности на региональном потребительском рынке;
  • получение прибыли, необходимой для нормального социально-экономического развития;
  • определение необходимой суммы товарных запасов и закупок товаров для заключения договоров с поставщиками;
  • разработка основных направлений улучшения работы коммерческой службы кооператива.

Потребительские общества в качестве самостоятельных хозяйствующих  субъектов заинтересованы в составлении  обоснованных планов, нацеленных на максимальное использование всех резервов развития торгового оборота. Такой подход позволяет им вести успешную борьбу с конкурентами, повышать эффективность торговой деятельности, увеличивать доходы работников.

В процессе экономического обоснования  плана оборота учитываются:

  • материалы анализа показателей развития оборота за предыдущие периоды;
  • прогнозы развития оборота по региону в целом;
  • данные оценки платежеспособного спроса населения в планируемом периоде;
  • прогнозируемый индекс розничных цен;
  • результаты маркетинговых исследований о деятельности коммерческих структур на потребительском рынке региона.

По результатам анализа необходимо обеспечить сопоставимость фактической суммы оборота за отчетный год с плановыми показателями. В частности, для правильной оценки проектируемых темпов прироста оборота учитываются изменения и степень использования материально-технической базы магазинов в предплановом периоде.

 

  1. Планирование поступления товаров и сырья в предприятиях питания.

 

Оборот предприятий питания  характеризует их производственную и торговую деятельность, которые тесно связаны между собой. Эти показатели анализируются и планируются в совокупности.

Розничный оборот предприятий  питания — часть всего розничного оборота потребительского общества.

В процессе экономического обоснования совокупного оборота предприятий питания (розничный оборот и отпуск продукции) учитываются:

  • результаты анализа за предыдущие периоды;
  • рост денежных доходов обслуживаемого населения;
  • изменения в материально-технической базе предприятий (введение в эксплуатацию новых цехов, столовых, оснащение современным оборудованием);
  • мероприятия по повышению эффективности использования ресурсов;
  • предполагаемые изменения контингента потребителей, в частности развитие туризма и увеличение численности отдыхающих в сельской местности, изменения численности учащихся и т. п.

Большинство предприятий  питания представляет собой столовые и другую общедоступную сеть. Они выполняют не только хозяйственные функции, но и важнейшие социальные задачи, в особенности в сельской местности. Развитию оборота предприятий питания придается приоритетное значение, которое заключается в следующем:

    1. Темпы развития оборота предприятий питания потребительского общества должны опережать показатели роста этого оборота по региону в целом.
    2. Постепенное увеличение доли оборота предприятий питания в обороте торговой сети и питания потребительского общества.
    3. Совокупный оборот предприятий развивается более быстрыми темпами по сравнению с реализацией продукции и товаров в своей сети за счет расширения производства полуфабрикатов, кондитерских и кулинарных изделий.
    4. Улучшение структуры оборота путем роста удельного веса собственной продукции, которая отражает лицо предприятия питания.
    5. Расширение состава блюд и улучшение качества пищи.
    6. Улучшение состава оборота по реализации покупных товаров.
    7. Увеличение степени охвата услугами предприятий обслуживаемого населения.

Оборот планируется в  целом по потребительскому обществу и по отдельным предприятиям.

Рекомендуется следующая последовательность в разработке плана оборота предприятий питания потребительского общества:

      1. Экономическое обоснование розничного оборота (реализация продукции и товаров) через собственную сеть.
      2. Расчет планового объема отпуска производимой продукции для реализации через розничную торговую сеть.
      3. Экономическое обоснование состава оборота предприятий питания.
      4. Экономическое обоснование объема выпуска и реализации блюд.
      5. Расчет планового объема выпуска отдельных видов прочей продукции (полуфабрикатов, кулинарных и других изделий).

6. Планирование состава  оборота по реализации покупных  товаров.

7 Экономическое обоснование  плана оборота по отдельным  структурным подразделениям (столовым, ресторанам и т. п.).

В рыночной экономике повышается роль управления оборотным капиталом торгового предприятия в целом и товарными запасами в частности.

Цель управления товарными запасами — обеспечить бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с покупательским спросом при наименьших вложениях и затратах средств по формированию и содержанию запасов товаров. Эта цель достигается при ускорении оборачиваемости оборотного капитала. Обоснованная величина товарных запасов позволяет поддержать потребительский рынок в нормальном состоянии, т. е. при отсутствии дефицита или избытка товаров в каждом предприятии. Недостаток запасов влечет за собой некоторую "потерю" покупателей и снижение выручки от реализации товаров, а избыток требует дополнительного отвлечения оборотных средств и ухудшает финансовое положение потребительского общества.

Установленная величина товарных запасов на планируемый период служит базой для обоснования заказов, заключения договоров на закупку товаров.

Задачами управления товарными запасами являются:

  • постоянное изучение объема и состава запасов для оперативного реагирования на изменение рыночной конъюнктуры;
  • нормирование и планирование товарных запасов;
  • осуществление систематического контроля за состоянием товарных запасов и принятие мер по их нормализации.

Нормирование запасов  — это обоснование их нормы в днях. Планирование запасов означает расчет необходимой их суммы на предстоящий период с учетом намечаемого оборота по реализации товаров. Показатели нормы и суммы запасов товаров взаимосвязаны между собой. Увеличение нормы при неизменной сумме выручки влечет за собой рост суммы запасов, и наоборот.

Для экономического обоснования  необходимой величины товарных запасов  на планируемый период в совокупности используется следующая информация:

    1. материалы анализа запасов за прошлые периоды и критическая оценка их уровня;
    2. результаты изучения процессов формирования запаса товаров по основным элементам;
    3. планируемые темпы развития оборота розничной торговли;
    4. наличие собственных оборотных средств потребительского общества (торгового предприятия), которые могут быть вложены в товарные запасы;
    5. возможности и условия получения заемных средств для формирования оборотного капитала.

Для экономического обоснования  скорости обращения оборотных средств  и необходимой величины товарных запасов на планируемый период используются следующие методы:

  • экономико-статистический;
  • технико-экономический;
  • экономико-математический.

При выборе методов нормирования и планирования учитываются:

    1. решаемые управленческие задачи;
    2. наличие необходимой информации и компьютерной техники;
    3. степень автоматизации учетно-аналитических и планово- экономических расчетов;
    4. организационно-экономическая структура хозяйствующих субъектов (потребсоюз, потребительское общество, торговое предприятие, магазин и т. п.);
    5. масштабы деятельности магазинов (мелкие, средние, крупные).

Экономико-статистический метод. Он основан на изучении фактического уровня товарных запасов за прошлые годы, учете влияния отдельных факторов на скорость обращения средств. Этот метод весьма простой и нетрудоемкий, поэтому получил на практике широкое распространение. Однако при его использовании нельзя переносить на планируемые периоды ранее допущенные недостатки в управлении товарными потоками и запасами. Нужна критическая оценка факторов, повлиявших на формирование запасов товаров за прошлые годы, чтобы обосновывать величину запасов на планируемый период.

Заключительный этап планирования — определение товарных ресурсов, необходимых для развития оборота предприятий торговли и питания. В рыночной экономике товарное предложение, как правило, превышает спрос. Поэтому объем товарных ресурсов не является ограничительным фактором при определении суммы оборота по реализации товаров на планируемый период. Потребительские общества располагают большими возможностями и широкими полномочиями в деле изыскания необходимых товарных ресурсов в своем регионе, на внутреннем и внешних рынках.

Необходимые товарные ресурсы  для развития торгового оборота  потребительского общества на планируемый  период состоят из следующих элементов:

    1. Планируемая сумма оборота предприятий торговли и питания.
    2. Намечаемая сумма прироста запасов сырья и товаров в соответствии с развитием оборота.
    3. Сумма товарных ресурсов для возмещения потерь от естественной убыли товаров по установленным нормам в процентах к обороту по покупным ценам.

Информация о работе Показатели деятельности предприятий общественного питания