Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:11, реферат
По мере развития российской экономики всю большую актуальность приобретают производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка. Эффективную реализацию этих процессов способны обеспечить логистические методологии, позволяющие оптимизировать всю цепь товарных поставок: от материально-технического обеспечения до распределения продукции и послепродажной поддержки.
По мере развития российской
экономики всю большую
Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. В экономике логистику считают искусством управления материалопотоком, т. е. потоком продукции от источника до потребителя. Естественно, проходя этот путь, материалопоток испытывает воздействие различных организаций, фирм, посредников, связанных с распределением продукции, снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.
Транспорт в логистике
имеет значительную роль, связывая
между собой отдельные
Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию. Эта продукция – перемещение. В отличии от других отраслей материального производства, при транспортировке продолжается процесс производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения. Следует отметить, что процессы производства и потребления на транспорте не разделены во времени. Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения), как его полезный эффект, а не вещь. То есть транспорт отличается от других отраслей материального производства по характеру продукции. Во-первых, продукция не имеет вещественной формы, но в то же время она материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства; происходит износ подвижного состава и средств обслуживания, используется труд работников транспорта и т. д.
Поскольку транспортная продукция не имеет формы вещи, то вторая особенность заключается в том, что ее нельзя накопить на складе. Эта особенность имеет большое практическое значение. Если на предприятиях и фирмах создание определенных запасов продукции способствует удовлетворению производства по мере необходимости, то транспорт должен иметь резервы пропускной и проводной способности в перевозках при любых условиях.
Третья особенность заключается в том, что транспортная продукция – это дополнительные транспортные издержки, которые связаны с перемещением промышленной продукции. Их относят к издержкам обращения, что подчеркивает двойственный характер этих издержек. С одной стороны, они необходимы, поскольку перевозки являются продолженным процессом производства, а с другой – следует учитывать, что транспорт нового продукта не создает. Поэтому необходимо использовать его так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях, чтобы для перевозки использовался тот вид транспорта, который наиболее эффективен для данного вида продукции и расстояния.
К основным задачам транспортной логистики относятся:
До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняли только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении спектра других услуг. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, усиление конкуренции между предприятиями транспорта, доступность новых услуг и форм деловых отношений между перевозчиками и клиентами, а также свободное ценообразование требуют от нынешних менеджеров больших предприимчивости и изощренности в выявлении самых выгодных комбинаций транспортного сервиса и цен, отвечающим целям предприятия. В практике организации и планирования работы транспорта начинает широко использоваться понятие «услуга транспорта».
Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
К услугам транспорта можно отнести:
По сравнению с вещественным результатом труда полезные (потребительные) качества транспортной услуги проявляются не в ней самой, ибо она не существует как осязаемая вещь, а неразрывно связаны с транспортируемым грузом (ресурсами), выражаясь лишь в изменении его месторасположения.
Обязательные качественные признаки транспортной услуги, проявляющиеся в процессе перемещения груза, включают:
Таким образом, транспортная услуга – это процесс перемещения определенного вида и количества груза в целости и сохранности, выбранным видом транспорта из одного места в другое в течение оговоренного промежутка времени или к назначенному сроку.
В том случае, когда транспортная услуга оказывается одним участником рынка другим его участникам за плату, т. е. имеет форму товара, к перечисленным качественным признака добавляются рыночные признаки:
Транспортная услуга хотя и есть особый товар по своей потребительской форме, но, тем не менее, она есть такой же товар, как и вещественные товары, другие виды рыночных услуг, как ценные бумаги и т. п. товары, имеющиеся на современном рынке.
Экономические факторы транспортировки:
Выбор вида транспорта.
Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения и т.д.
Каждый вид транспорта
обладает характерными, только ему
присущими особенностями в
К общехозяйственным факторам относятся:
К специфическим транспортным факторам относятся:
Каждый вид транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.
Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны разделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные цистерны и др.). крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых навалочных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимостью – произведением длины вагона на его ширину и высоту.