Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:36, контрольная работа
Развитие современных компьютерных технологий нашло отражение во всех сферах жизнедеятельности общества. Сегодня ни одно предприятие не обходится без компьютеров, которые содержат различные программы, позволяющие не только ускорять процесс производства, но и существенным образом экономить рабочее время. Очевидно это и в работе полиграфических предприятий и издательств.
Введение 3
1. Сущность издательского процесса 4
1.1. Стадии редакционно-издательского процесса 4
1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса 4
2. Этапы редакционно-издательского процесса 5
3. Редакционно-издательский процесс в периодической печати 10
3.1. РИС Smart Connection Enterprise 11
Заключение 16
Список литературы 17
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова
Контрольная работа
по дисциплине
«Организация и планирование издательской деятельности»
по теме
«Длительность
редакционно-издательского процесса
и пути ее сокращения»
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность издательского процесса
1.1. Стадии редакционно-издательского процесса
1.2. Требования к построению редакционно-издательского процесса
2. Этапы редакционно-издательского процесса
3. Редакционно-издательский процесс в периодической печати
3.1. РИС Smart Connection Enterprise
Заключение
Список литературы
Развитие современных компьютерных технологий нашло отражение во всех сферах жизнедеятельности общества. Сегодня ни одно предприятие не обходится без компьютеров, которые содержат различные программы, позволяющие не только ускорять процесс производства, но и существенным образом экономить рабочее время. Очевидно это и в работе полиграфических предприятий и издательств. Если еще десять лет назад газета или книга макетировалась практически вручную и только на специализированной полиграфической технике, то сегодня этот процесс значительно упрощен. Любое издательство, обладая стандартным набором компьютерных программ, может самостоятельно не только макетировать, но и подготавливать печатное издание к процессу производства.
Вопросы о том, насколько эффективным является активное применение компьютерных технологий в современном редакционно-издательском процессе, и насколько это применение может сократить сроки прохождения издания по всем этапам редакционно-издательского процесса, сегодня являются актуальными, особенно для небольших издательств, поскольку во время глобального экономического кризиса многие предприятия, как малые, так и крупные, оказались на грани банкротства, и большинство руководителей вынуждены сокращать не только количество своих сотрудников, но и единицы оборудования. Многие из них отказываются сегодня от таких профессий, как дизайнер, корректор, верстальщик, предпочитая все эти функции возлагать на одного работника, тем более что современные информационные технологии рассчитаны именно на это.
Рассмотрим основные этапы современного редакционно-издательского процесса и способы сокращения длительности этих этапов.
Редакционно-издательский процесс - это процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авторского договора или рассмотрения авторского оригинала до сдачи тиража в торговую сеть.
Процесс состоит из нескольких стадий:
редакционная стадия предусматривает оценку и редакционную подготовку издательского оригинала к производству;
издательская стадия включает вычитку и техническое редактирование оригинала, подготовку оригинал-макета издания;
на производственной стадии происходит верстка издания по оригинал-макету, выполняются работы по допечатной подготовке;
маркетинговая стадия.
Общие требования к построению редакционно-издательского процесса вытекают прежде всего из соображений целесообразности и необходимости обеспечения качества продукции:
построение редакционно-издательского процесса должно исключать поступление в издательство недоработанных, «сырых» произведений;
на разных стадиях этого процесса не должно быть дублирования операций;
процесс должен обеспечивать высокое качество редакционной обработки и изготовления оригиналов;
наконец, редакционно-издательский процесс не должен быть избыточным по отношению к конкретным изданиям и экономичным в целом.
К производственной стадии следует отнести дополнительно рассылку обязательных экземпляров и сдачу готового тиража торговым организациям.
Помимо перечисленных требований, современный редакционно-издательский процесс включает в себя следующие действия: заключение договора с автором, создание плана-проспекта издания, рецензирование, работу с авторским оригиналом, состоящим из нескольких этапов: 1) прием произведения, 2) утверждение авторского оригинала, 3) редактирование текста, 4) художественное оформление издания, 5) создание издательского оригинала и корректуру.
Таким образом, издательский процесс представляет собой процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авторского договора или рассмотрения предложенного автором оригинала до сдачи тиража в книготорговую сеть или предприятию, распространяющему издания по подписке. Основными участниками редакционно-издательского процесса являются автор (переводчик), редактор (главный редактор), корректор, художественный редактор, технический редактор, верстальщик, инженер препресса.
Современное книгоиздательское дело характеризуется изменением содержания и структуры всех элементов этого процесса. И при всех различиях должностного положения тех, кто занимается подготовкой к печати книг, газет и журналов, основным в их работе является решение сложнейшей задачи: как можно полнее удовлетворить потребности людей в разнообразных видах печатной продукции.
Итак, современный редакционно-издательский процесс проходит несколько этапов и формируется с учетом определенных требований.
Он включает в себя: договор с автором, план-проспект издания, рецензирование, работу с авторским оригиналом, редактирование и художественное оформление издания.
Договор с автором. Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости – его рецензирование. Как правило, любое предприятие заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в области, которой посвящена выпускаемая им литература. Со временем каждое предприятие формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно.
Заключение договора с автором происходит после того, как утверждается план-проспект рукописи. Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т. е. автора и издателя.
Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.
План-проспект издания. Прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения, который издается в лаконичном, сжатом виде и раскрывает содержание подразделов произведения, позволяя предприятию не только полнее представить себе его состав и тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает в себя также число и характер иллюстраций, определяет состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.).
Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для заказных изданий, произведений, продолжающих начатые серии и т. д. Для другой литературы написание и утверждение плана-проспекта является обязательным этапом в работе над книгой.
Рецензирование.
Рецензия – это критический разбор и оценка того или иного произведения, которая может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве. И в том, и в другом случае рецензент помогает издательству ответить на главные вопросы, касающиеся произведения:
соответствует ли содержание утвержденному плану-проспекту и своему названию;
насколько учитывает современный уровень разработок в области знаний, которой посвящена книга;
отвечает ли язык произведения читательскому адресу; каковы его положительные и отрицательные стороны; какие изменения должны быть внесены автором в текст;
если это учебник или учебное пособие, соответствует ли рукопись учебной программе и т. д.
Издательство может согласиться или не согласиться с рецензентом – в любом случае рецензия помогает издательству вернее оценить содержание готовой рукописи, ее место на рынке аналогичной литературы и перспективы реализации, а значит в какой-то мере и экономическую эффективность проекта.
В серьезных изданиях фамилия рецензента указывается на обороте титульного листа книги.
Работа с авторским оригиналом начинается с приема произведения автора. Готовое произведение автор должен представить в срок, определенный договором. На первом этапе издательство принимает рукопись на основании оценки ее соответствия действующим нормативным документам, касающихся текстовых оригиналов и оригиналов иллюстраций.
Авторским текстовым оригиналом называется текстовая часть произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Он служит основой для изготовления издательского текстового оригинала.
В зависимости от исполнения авторские текстовые оригиналы делятся на: машинописные, а также печатные для переиздания без изменений (повторные), печатные для переизданий с изменениями, распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на компьютере), рукописные.
Любая форма представления авторского оригинала должна быть обусловлена авторским договором. Одно из важнейших требований, предъявляемых к авторскому оригиналу – его комплектность, т. е. полнота всех его составных частей.
Далее в издательстве регистрируется срок его поступления, и автор получает расписку в получении его рукописи. После принятия рукописи издательство должно дать автору ответ, принято его произведение к изданию или нет. Факт одобрения фиксируется письменно и утверждается руководством издательства. Далее с одобренной и принятой к изданию рукописью начинает работать редактор.
Работа редактора включат в себя сам процесс редактирования, состоящий из работы над текстом рукописи, редакторской правки, работы над иллюстративным материалом и т. д. Часто рукописи редактируются вне издательства. Характер готовящихся изданий может потребовать привлечения специалистов, которыми издательство не располагает. К тому же нередко в подготовке издания участвуют несколько редакторов, особенно когда речь идет о сложных и ответственных проектах. Может оказаться необходимым научное, специальное, титульное или литературное редактирование. В каждом конкретном случае вопрос привлечения для редактирования авторского оригинала внештатных специалистов решается индивидуально.
Значительную часть в процессе редактирования занимает редакционная правка авторского оригинала. По степени и характеру вносимых в текст изменений различают несколько видов редакционной правки:
вычитка - исправление технических погрешностей при подготовке переизданий без переработки, а также официальных и документальных материалов;
сокращение - исправления с целью ограничить текст определенным объемом;
обработка - исправления идейно-смысловые, фактические, композиционные, логические, стилистические, но без коренного преобразования текста;
переделка - коренные изменения авторского текста, который служит лишь основой для окончательного текста издания.
Как правило, работая над текстом, редактор использует все перечисленные виды правки в различных сочетаниях.
Методика редакционной правки предполагает наличие ряда правил, целесообразность которых подтверждается опытом. К числу таких правил относятся следующие:
не начинать править, не познакомившись с текстом в целом, не выявив его общие особенности, достоинства и недостатки, не определив главные редакционные задачи;
править только после того, как установлена и точно определена причина неудовлетворенности текстом и продуман путь ее устранения;
не выходить за рамки допустимого редакторского вмешательства в текст, т. е. соразмерять правку с авторским замыслом;
ограничиваться по возможности минимумом поправок, не отдаляясь от авторского текста и используя для правки авторскими речевыми средствами;
критически относиться к каждой вносимой правке, сопоставляя ее с первоначальным текстом, сохраняя авторский смысл исправляемой фразы, фрагмента;
согласовывать все исправления с автором.
Редакционную правку целесообразно начинать с композиционных изменений, а сокращения должны предшествовать правке текста.
Информация о работе Длительность редакционно-издательского процесса и пути ее сокращения