1 Договор морской перевозки грузов
1.1 Общие положения договора морской перевозки
грузов
Согласно статьи 118
Кодекса торгового мореплавания
по договору морской перевозки
грузов перевозчик обязуется
перевезти вверенный ему отправителем
груз в порт назначения и выдать его уполномоченному на
получение груза лицу, а отправитель или
фрахтователь обязуется уплатить за перевозку
установленную плату (фрахт).
Предметом договора
морской перевозки грузов являются
услуги по доставке морским
путем груза в порт назначения.
Договор заключается
между двумя сторонами. Одной
из сторон является перевозчик,
принимающий на себя обязательства
по перевозке грузов. Согласно
статьи 4 КТМ в России перевозчиком
может быть пароходства, морские
порты, а также по смыслу
статьи 118 Кодекса и иностранная судоходная компания.
Однако практика показывает, что в настоящее
время намечается тенденция к расширению
круга юридических лиц, могущих выступать
в качестве перевозчика.
Второй стороной
в договоре является отправитель
(или фрахтователь), т.е. лицо, от имени которого груз
сдается к перевозке и которое в качестве
отправителя указано в перевозочных документах.
Наличие отправителя обязательно для
договора перевозки. Под термином «получатель»
понимается лицо, которому по указанию
отправителя должен быть выдан груз в
порту назначения. Получателем может быть
и сам отправитель, но чаще всего это другое
лицо, которое не являясь стороной перевозки,
приобретает определенное право и несет
обязанности обусловленные договором.
Плата за перевозку грузов морем может
определяться либо на основании тарифа,
либо по соглашению сторон. Тарификация
производится Федеральной Службой морского
флота Министерства Транспорта России
только в случае каботажных перевозок.
В остальных случаях стороны ориентируются
на текущие ставки на мировом рынке в целом
и по каждому региону в отдельности.
1.2 Ответственность за перевозку грузов
морем
1) Ответственность за невыполнение плана
перевозок. Освобождение от ответственности
за невыполнение плана перевозок.
Имущественная ответственность участников обязательства
по перевозке грузов строится на общих
принципах ответственности в гражданском
праве (гл. 25 ГК). Согласно статьи 109 Кодекса
торгового мореплавания перевозчик и
отправитель, которому по плану выделен
тоннаж, несут имущественную ответственность
за неподачу тоннажа и не предъявление
к перевозке.
В зависимости от
вида перевозок - каботаж или
заграничное сообщение (экспортные
или импортные перевозки) - установлена штрафная ответственность за
невыполнение плана.
При перевозках внешнеторговых грузов ответственность
сторон регулируется «Положением о взаимной
имущественной ответственности организаций
морского транспорта и отправителей за
невыполнение плана перевозок экспортных
и импортных грузов», утвержденных постановлением
Совета Министров СССР от 1 июня 1965 года
№ 429, согласно которому ответственность
пароходства возникает за неподачу каждого
конкретного судна и невыполнение перевозок,
предусмотренных грузовыми списками на
линейных судах. За неподачу судна под
погрузку согласно графику или грузовому
списку перевозчик обязан уплатить отправителю
штраф по линейным судам в размере 50% и
по нелинейным судам 40% провозной платы
за все не принятое количество груза, подготовленного
к отправке на данном судне.
Такую же ответственность несет отправитель за не
предъявление к перевозке груза или предъявление
его в меньшем количестве, чем это предусмотрено
графиком или грузовым списком.
Перевозчик и отправитель
несут повышенную ответственность
за невыполнение плана перевозок грузов, которая в ряде случаев наступает
и при отсутствии вины. Законодательством
установлен исчерпывающий перечень обстоятельств,
освобождающих стороны от ответственности,
который не подлежит расширенному толкованию:
решение правительства, стихийные бедствия
(в частности пожара, шторма, наводнения),
военные действия или другие обстоятельств,
носящих характер непреодолимой силы.
Перевозчик также
освобождается от уплаты штрафа
в том случае, если неподача
судна вызвана спасением на
море человеческой жизни или судов или задержкой судна тем же отправителем
или его контрагентом.
Отправитель освобождается
от ответственности, если неисполнение
обязанностей вызвано аварией на
его предприятии, повлекшей приостановление
производства на срок не менее 3 суток.
Установлен следующий порядок расчета штрафа:
если перевозка должна быть осуществлена
в соответствии с графиком, штраф исчисляется
по каждому судну, а если график не составляется,
размер штрафа определяется исходя из
количества не предъявленного груза или
не поданного тоннажа в итоге за месяц.
2) Ответственность перевозчика.
а) За не сохранность груза.
Согласно статьи 160
Кодекса торгового мореплавания,
перевозчик отвечает за утрату,
недостачу и повреждение принятого
к перевозке груза, вызванные
его виновными действиями или бездействием, в результате
которых сохранность груза не была обеспечена.
Ответственность по данной статье наступает
с момента принятия груза под свой надзор
независимо от того, находится ли груз
на борту судна в контейнере или на берегу,
и заканчивается сдачей груза получателю,
фиксируемой соответствующей распиской
получателя. При обнаружении утраты, недостачи
и повреждения груза вина перевозчика
в их возникновении предполагается. Поэтому
для освобождения от ответственности
перевозчик должен доказать что им были
предприняты все меры для сохранения груза,
какие были возможны в конкретных условиях
перевозки, т.е. на перевозчике по общему
правилу лежит бремя доказывания безупречного
выполнения своих обязанностей перед
грузовладельцами.
Так же в статье 160 содержится примерный перечень
обстоятельств, которые могут служить
основанием для освобождения перевозчика
от ответственности. К ним относятся:
- непреодолимая сила;
- опасности и случайности на
море и в других судоходных
водах;
- спасение человеческой жизни, судов
и грузов;
- пожар, возникший не по вине
перевозчика;
- действия или распоряжения
властей;
- военные действия и народные
волнения;
- действия или упущения грузоотправителя
или получателя;
- скрытые недостатки груза,
его свойства и естественные убыли;
- незаметные по наружному виду
недостатки тары;
- недостаточность или неясность
марок;
- забастовки и иные обстоятельства
вызванные приостановление или
ограничение работы полностью
или частично.
Для освобождения от ответственности
перевозчик должен доказать наличие перечисленных
или каких-либо иных исключающих вину
обстоятельств и наличие прямой связи
между не сохранностью груза и соответствующим
обстоятельством.
б) Размер ответственности перевозчика.
Согласно статьи 163 Кодекса торгового
мореплавания морской перевозчик несет
ответственность за утрату, недостачу
и повреждение груза в следующих размерах:
- утрата, недостача груза в размере
действительной части утраченного
или недостающего груза;
- за повреждение груза - в сумме,
на которую изменилась его стоимость.
Таким образом, размер ответственности
перевозчика ограничен действительной
стоимостью груза, т.е. перевозчик не обязан
возмещать выгоду упущенную грузовладельцем,
равно как и ущерб в имуществе,
выходящий за пределы действительной
стоимости груза.
Действительная стоимость части
утраченного или недостающего
груза определяется по его
ценам в месте назначения в
то время рейса, когда туда
пришло или должно было прийти
судно, а при невозможности
определить эти цены - по ценам места
и времени отправления груза с прибавлением
расходов по перевозке (статья 164, часть
1, КТМ). Перевозчик также возвращает полученный
им фрахт, если он не входит в цену утраченного
или недостающего груза (статья 163, часть
2, КТМ).
в) Ответственность перевозчика за немореходное
состояние судна.
Статья 129 КТМ устанавливает
одну из основных обязанностей
перевозчика - обязанность привести
судно в мореходное состояние.
На основании этой статьи на
перевозчика может быть возложена
ответственность за последствия немореходного
состояния судна, если грузовладельцу
причинен ущерб технической неисправностью
корпуса судна, различных его механизмов
или устройств или ненадлежащей подготовкой
грузовых помещений судна для приема,
перевозки и сохранения груза.
Однако ответственность перевозчика
за мореходное состояние судна
не является абсолютной. Часть
2 статьи 129 предусматривает освобождение
перевозчика от этого вида
ответственности, если она вызвана
недостатками, которые не могли
быть обнаружены при должной заботливости
перевозчика. Он считается проявившим
«должную заботливость», если он не допустил
ошибок при технической подготовке, снаряжении,
снабжении судна, комплектовании экипажа,
а так же при приведении судна в состояние,
годное к принятию и доставке груза.
Порок судна признается скрытым
в силу того, что его объективно
невозможно было обнаружить и
устранить. Здесь закон исходит
из того, что современные суда
по сути сложнейшие технические
комплексы. Пределы ответственности
определяются по правилам статьи
163 КТМ.
г) Ответственность за размещение
груза.
Независимо от того, за чей
счет и чьими силами производятся
работы по погрузке и укладке
груза ответственность за правильное
размещение и крепление груза
на судне несет перевозчик. С
этим связано предоставляемое капитану
статьёй 132 КТМ право размещения груза
на судне по его усмотрению и обязательность
его указаний для организаций и лиц, производящих
погрузочные работы. Ответственность
перевозчика за правильное размещение
и крепление груза на судне основывается
на общем принципе ответственности за
вину. За утрату, недостачу или повреждение
принятого к перевозке груза, происшедших
вследствие неправильного размещения.
крепления или сепарации его на судне,
перевозчик несет ответственность по
статье 160 КТМ.
д) Ответственность за посторонний
груз.
По договору морской перевозки
груза, заключенному с условием
предоставить все судно для
перевозки, отправитель вправе
потребовать удаления постороннего
(т.е. не принадлежащего данному
отправителю) груза из всех помещений,
в которых может перевозиться груз. Если
посторонний груз не будет удален из предоставляемых
отправителю по договору помещений судна,
отправитель вправе потребовать уменьшения
фрахта на сумму, соответствующую количеству
недогруженного груза, и возмещения причиненных
этим убытков. Убытки могут быть причинены,
например, вызванным этим обстоятельством
фрахтованием другого судна (или его части),
задержкой доставки груза и связанной
с ней не сохранностью груза.
3) Ответственность отправителя.
а) Ответственность за
постой.
После истечения времени,
полагающегося на обработку судна
по установленным нормам, начинается
простой, ответственность за который,
в соответствующих случаях, возлагается
на отправителей или получателей
груза или морские торговые порты.
Согласно статьи 113 КТМ за простой судна
вследствие не предъявления или несвоевременного
предъявления груза, задержки погрузочно-разгрузочных
работ, производимых средствами отправителя
или получателя, или по иным причинам,
ответственность за которые согласно
правилам, действующим на морском транспорте,
должен нести отправитель или получатель,
последние уплачивают перевозчику штраф
в размере, определяемом тарифами.
При перевозках грузов в
каботаже размер штрафа определяется
в соответствии с параграфом 115
Прейскуранта 13-01-01 в зависимости от грузоподъемности
судна и продолжительности простоя, причем
время простоя считается подряд, без исключения
праздничных дней, времени непогоды и
т. д.
б) Ответственность за
несвоевременную передачу документов.
В соответствии
со статьёй 123, часть 2 КТМ отправитель
должен вручить перевозчику документ,
в котором обязан сообщить
данные, необходимые для оформления
перевозки. Обязанность по возмещению
понесенных перевозчиком убытков
и происшедших вследствие несвоевременной передачи, неправильности
или неполноте этих документов возлагает
на отправителя статьёй 130 КТМ. Под убытками
понимаются расходы, произведенные перевозчиком,
утрата или повреждение его имущества,
а также не полученные перевозчиком доходы.
Грузовладелец обязан также возместить перевозчику
расходы, связанные с хранением грузов,
прибывших в порт назначения (перевалки)
без необходимых документов и не выпущенных
в связи с этим таможней.
На отправителя, в конечном
итоге, возлагается ответственность
за повреждение или гибель судна, произошедших
во время выгрузки или хранения груза
в таможенном учреждении по причинам,
в связи с ненадлежащим обеспечением перевозчика
грузовыми документами.
в) Ответственность за
убытки, причиненные перевозкой опасного
груза.
В практике международного
торгового судоходства установлению
научно обоснованных правил морской
перевозки опасных грузов придается
большое значение. В частности,
разработан Международный кодекс
морской перевозки опасных грузов,
в который вошли более 1250 наименований опасных грузов, считая
взрывчатые вещества.
Кодекс торгового
мореплавания устанавливает ответственность
за перевозку опасных грузов
в статье 139, где под опасными
грузами имеются ввиду:
- легковоспламеняющиеся
грузы, имеющие склонность к воспламенению под влиянием температуры
воздуха, трения и т.д.;
- взрывчатые грузы,
в отношении которых существует
опасность, что они взорвутся
вследствие внезапного изменения
давления воздуха, температуры
или изменения форм груза;
- грузы, вообще опасные по своей природе, т.е. те вещества,
которые при перевозке или хранении могут
послужить причиной взрыва, пожара или
любого другого разрушения или порчи,
а также гибели, увечья, отравления или
ожогов людей и животных.