Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:15, реферат
Оптимизация движения материальных потоков в логистических системах во многом достигается за счет улучшения их обслуживания финансовыми потоками. Только финансовые ресурсы можно преобразовать в любые другие виды: купить на них товары, услуги, информацию, оплатить труд персонала и т.д. В связи с этим эффективное движение потоков денежных ресурсов - важное условие функционирования предприятия книжного дела.
Основными внутренними факторами, влияющими на денежные потоки предприятия, являются:
1) Вхождение
в рынок. На этом этапе
2) Рост предприятия.
Данный этап отличается
3) Зрелость. На
данном этапе у предприятия
могут замедляться темпы
4) Спад деятельности. Рост предприятия прекращается, уменьшаются объемы продаж, прибыли, снижаются конкурентоспособность и финансовая устойчивость. Все это может привести к уходу предприятия с рынка. Этап спада может быть вызван как объективными внешними факторами (например, снижением спроса на данные товары), так и ошибками, допущенными руководством предприятия, неиспользованными возможностями и т.д.
Оптимизация финансовых потоков
Продавая товары или услуги, предприятие получает выручку, которая идет на покрытие затрат, оплату налогов. Оставшаяся часть образует прибыль (или убыток, если выручки не хватило на указанные платежи) предприятия. Прибыль предприятия используется на различные цели. В отдельные моменты жизни предприятия возникает необходимость в привлечении для обеспечения его деятельности заемных средств.
Оптимизация финансовых потоков складывается из управления стадиями логистического финансового цикла: закупочной, производственной, распределительной деятельностью.
На первой стадии деньги должны быть оптимально вложены в материалы, товары, информацию, рабочую силу и другие ресурсы производства.
На производственной стадии вложенные деньги переходят в готовую продукцию, при этом необходимо обеспечить конкурентоспособность производимых товаров (услуг). Произведенные затраты должны создать потребительную стоимость, обеспечивающую их покрытие и получение планируемой прибыли.
На стадии реализации товары по мере продажи переходят в денежную форму, начинается поступление денежных средств, формируется чистый денежный поток. Однако следует помнить, что этот процесс определяет не только прямое поступление денежных потоков, но и положение предприятия на рынке, его имидж, надежность как делового партнера, которые также важны для результатов деятельности.
На вырученные
деньги вновь повторяется
Кроме ускорения финансового цикла оптимизация финансовых потоков предполагает максимизацию притока средств и минимизацию оттока (путем уменьшения объема или замедления скорости оттока).
Существует три основных способа максимизации денежных потоков, получаемых в конце логистического цикла их движения, т.е. в результате продажи произведенных товаров и услуг:
Например, для того чтобы продать книг на сумму 100 тыс. руб. в месяц, книжный магазин может выбрать один из следующих вариантов. Закупить единовременно все товары, обеспечив запланированный объем продаж. Для этого он должен затратить сразу 70 тыс. руб.
Но возможен и такой вариант: магазин сначала покупает товары в том же ассортименте, но в меньшем количестве экземпляров, например, на 35 тыс. руб., а затем повторяет эту закупку еще раз. В итоге тот же результат (продажа на 100 тыс. руб.) может быть достигнут за счет использования вдвое меньших денежных средств.
Ускорение движения
денежных средств происходит и за
счет ускорения продажи товаров,
поэтому в ряде случаев целесообразно
увеличить затраты (например, на более
быструю доставку товаров) или снизить
цены, чтобы сократить продолжительно
Вообще следует отметить, что затраты денежных средств и других ресурсов не существуют сами по себе. Они всегда появляются, когда необходимо получить какой-то результат. Исходя из этого, целесообразно в первую очередь оценивать не уровень затрат, а соотношение между ними и полученными результатами. Эффективный контроль затрат требует использования принципа общих затрат, иначе затраты могут быть снижены на отдельном этапе путем простого перемещения их на другой этап логистического цикла. Например, закупка более дешевого сырья приводит к более длительной и дорогой его обработке, экономия на транспортных расходах - к большим расходам на увеличение товарных запасов и т.д.
Все затраты
на производство и реализацию товаров
следует рассматривать
Цена - это экономическая категория, в которой сходятся интересы продавцов и потребителей. Для потребителей цена товара - это, прежде всего, показатель его потребительских свойств. Для производителей цена является оценкой понесенных ими затрат и ожидаемого уровня прибыли.
Кроме скорости и мощности потоков денежных средств, поступающих за проданные товары, оптимизации должно быть подвергнуто движение потоков внутри предприятия. Здесь исследуется вопрос, на что тратятся и как зарабатываются деньги на предприятии, в разрезе его центров ответственности. Центр ответственности предприятия - это одно или несколько структурных подразделений фирмы, в которых формируются финансовые потоки, имеющие значение для предприятия. Обычно центры ответственности делятся на центры доходов и центры затрат. Например, основным центром доходов книжного магазина является структурное подразделение, занимающееся продажей товаров в торговом зале, центрами расходов - транспортная служба, складское хозяйство и т.д.
На скорость движения финансовых потоков влияет скорость прохождения денег во взаимных расчетах между предприятиями: каждому товарному потоку должен соответствовать свой финансовый поток. Например, издательство (предприятие-продавец) на основании заключенного договора купли-продажи поставляет книжному магазину (предприятию-покупателю) приобретенную им продукцию (материальный поток). Книжный магазин, осуществляя указанную в договоре форму расчетов, производит оплату поставки этой продукции (финансовый поток).
Как правило, во взаиморасчетах предприятия используют денежные средства, аккумулированные на их расчетных счетах в банках. В таком случае схема движения финансового потока должна включать и банковские учреждения.
Величину, время начала и окончания финансового потока определяют установленные в договоре купли-продажи условия платежей (например, оплата по факту получения товаров, оплата после реализации товаров, предоставление скидок и т.д.). При этом предприятие-покупатель может использовать для оплаты собственные или заемные средства.
Поскольку основная
масса расчетов между предприятиями-
Оптимизация финансовых
потоков предполагает не только ускорение
финансового цикла и
Потребляемая часть прибыли выплачивается в форме доходов владельцам, премий и пособий работникам предприятия, а также идет на социальное развитие коллектива (улучшение социальных условий работы и отдыха).
Капитализируемая (накапливаемая) часть прибыли направляется:
Между потребляемой и капитализируемой частями прибыли должен существовать определенный оптимум, который изменяется на разных стадиях развития предприятия.
Основная часть капитализируемой прибыли идет на инвестиции. Инвестиции - это помещение денежных средств в различные проекты с целью прироста вложенного капитала, получения дохода. Увеличение поступлений денежных средств в будущем - главная цель инвестиционной деятельности.
Перед тем как осуществить инвестирование средств, необходимо разработать бизнес-план инвестируемого проекта. Бизнес-план - это документ, характеризующий основные источники финансирования проекта, маркетинговые, кадровые, технологические стороны его реализации, а также его финансовую эффективность. Он представляется инвесторам и дает им возможность ознакомиться с планируемыми результатами проекта, сроками окупаемости вложенных средств, гарантиями их возврата и др.
В результате оптимизации финансовых потоков достигается финансовая устойчивость предприятия, т.е. стабильное наличие финансовых ресурсов, достаточных для выполнения финансовых обязательств, способность фирмы финансировать свою деятельность, долгосрочное финансовое равновесие. Финансовая устойчивость достигается за счет стабильного сохранения конкурентоспособного уровня прибыли, обеспечивающего расширенное развитие предприятия, реализацию целей его деятельности.