Информационные логистические систем и принципы их построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:46, творческая работа

Описание

Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.

Работа состоит из  1 файл

logistika_proekt.docx

— 198.95 Кб (Скачать документ)

Казахский Университет  Международных Отношений и Мировых  Языков имени Абылай хана

 

Факультет менеджмента  и международных коммуникаций

Кафедра маркетинга

 

 

«Допущена к защите»

Заведующей кафедрой 

«Маркетинга»_________ А.Н. Дауренбекова

 

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

 

на тему: «Информационные логистические систем и принципы их построения»

 

 

 

 

 

Выполнили студенты 3-курса

специальности В5051100 «Маркетинг»                                         Курагина К.

                                                                                              Камирдинов С.

                         Емельянова А.

Научный консультант,                           

доцент кафедры «Маркетинг»,   к.э.н.                               Н.А. Калганбаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы,  2013

 

 

Введение

Значительное расширение масштабов хозяйственной деятельности  на современном этапе, а также возросшая потребность в усилении всех  видов взаимосвязей в процессах управления материальными и денежными  потоками обусловили основные требования к новым формам и методам, связанным с повышением эффективности управления производством.

Логистику по праву можно  считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в  деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.

Изучение информационной логистики является очень актуальным в настоящее время, т.к. в связи  с бурным развитием информационных технологий стало возможным использование  новых способов обработки и передачи информации в логистических системах. Информационные системы занимают в  этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

Информационное обеспечение  логистического управления является одной  из наиболее важных и актуальных проблем. Информация становится логистическим  производственным фактором. Благодаря  ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность  действий поставщика и потребителя). Благодаря информации удается так  же ускорить транспортировку (согласованность  всех звеньев транспортной цепочки).

Информационная техника  может значительно способствовать выполнению требований рынка. Определенного  роста эффективности можно достичь  и с помощью локальных и  вычислительных систем, а также в  результате применения интегрированных  информационных и управленческих систем, которые "перешагивают" границы  между подразделениями предприятий.

Целью работы является изучение информационной логистической системы. Задачами работы являются: рассмотрение структуры информационной логистической  системы, изучение различных видов  информационных логистических систем, выявление необходимости создания и использования информационных систем в логистике и изучение информационных потоков

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЛОГИСТИКА

1.1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

 

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации,* циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

*  Информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

 

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие  виды и н ф о р м а ц  и о н н ы х      п о т о к о в (рис. 47):


 

 

 

Рис. 47. Виды информационных потоков в логистике

 

 

 

 

 

- в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

- в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

- в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток  может опережать материальный, следовать  одновременно с ним или после  него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

- опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

- вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.

Информационный поток  характеризуется следующими показателями:

- источник возникновения;

-  направление движения  потока;

- скорость передачи и приема;

- интенсивность потока и др.

Формирование информационных систем, рассматриваемых в §§ 11.2-11.4, невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.

Управлять информационным потоком  можно следующим образом:

- изменяя направление  потока;

- ограничивая скорость  передачи до соответствующей  скорости приема;

- ограничивая объем потока до величины пропускной  способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу  времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в раздело  кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица - бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Применяются также производные  единицы количества информации: килобайт и мегабайт.

В практике хозяйственной  деятельности информация может измеряться также:

- количеством обрабатываемых  или передаваемых документов;

- суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, так же сопровождающиеся возникновением и передачей потоков  информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного  информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%), составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток.

Логистические операции в  магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.

В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для управления и контроля логистических операций. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительнее.

В дальнейшем вместо термина  «логистический информационный поток» мы будем пользоваться термином «информацнонный поток», не забывая при этом о его логистическом содержании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ

 

Значимым элементом любой  логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение  и обработку информации, которая  при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных  подсистем.

Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных  качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по - разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую (рис. 48).

Функциональная  подсистема состоит из совокупности решаемых задач,   сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

-  техническое обеспечение,  т. е. совокупность технических  средств, обеспечивающих обработку  и передачу информационных потоков;

- информационное обеспечение,  которое включает в себя различные  справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания  данных;

- математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

 

 

 


Рис. 48. Структура информационной системы

 

 

Организация связей между  элементами в информационных системах логистики может существенно  отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие. «Информационно-техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для их обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения» (31).

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирование, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).

 

1.3. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ

 

Информационные системы  в логистике могут создаваться  с целью управления материальными  потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут способствовать организации  логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис. 49).

 

 

Информационные  системы


 

 

 


 

 


 

 

 

Информационные  системы на микроуровне (отдельное


предприятие)

Информационные  системы на


макроуровне (регион, страна, группа стран)


 

 

 

 


 

 

плановые



 

 

диспозитивные



 

исполнительные



 

 

 

 

 

Рис. 49. Виды информационных систем, применяемых в логистике

 

На уровне отдельного предприятия  информационные системы, в свою очередь, подразделяют на т р и   г р у п п ы:

Информация о работе Информационные логистические систем и принципы их построения