Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:41, реферат
Реализация большинства логистических концепций и систем была бы невозможной без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько велико, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами. Эту функциональную область логистики часто называют компьютерной.
Введение
Реализация большинства
Информационная логистика организовывает поток данных, которые сопровождают материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами перемещения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, комплектации, качестве с точки их возникновения в точку потребления с минимальными расходами и оптимальным сервисом. Информация выступает двигателем деятельности логистической системы и держит ее открытой - способной приспосабливаться к новым условиям. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики выступает понятие информационного потока.
Функции информационной логистики:
1. собирать возникающую
2. анализировать информацию;
3. перемещать информацию;
4. накапливать и хранить
5. фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
6. объединять и разъединять
7. выполнять элементарные
8. управлять информационным
1.1 Понятие информационного потока и классификация информационных потоков
Информационный поток является перемещением в некоторой среде данных, выраженных в структурированном виде.
С точки зрения логистики информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями.
Основные причины увеличения роли информационных потоков в современной логистике:
- для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
- с позиции управления запасами
в логистической цепи наличие
полной и достоверной
- информация увеличивает
Классификация информационных потоков в логистике:
1. В зависимости от вида систем, которые связываются потоком:
- горизонтальный, которой принадлежит
одному уровню иерархии
- вертикальный - от верхнего уровня
логистической системы до
2. В зависимости от места прохождения:
- внешний, который циркулирует между логистической системой и внешней средой;
- внутренний, который циркулирует внутри логистической системы или ее отдельного элемента.
3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:
- входящий (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем);
- выходящий (поток сообщений,
выходящих за пределы
4. По виду носителя информации;
- на бумажных носителях;
- на электронных носителях.
5. В зависимости от назначения:
- директивные (управляющие);
- нормативно-справочные;
- учетно-аналитические;
- вспомогательные.
6. В зависимости от срочности:
- обычные;
-срочные;
-очень срочные.
7. В зависимости от степени секретности:
- обычные;
- содержащие коммерческую тайну;
- содержащие государственную тайну.
8. В зависимости от значимости почтовых сообщений:
- простые;
- заказные;
- ценные.
9. В зависимости от скорости передачи:
- традиционные (почта);
- быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон).
10. В зависимости от области охвата:
- местные;
- иногородние,
- дальние,
- международные.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
- опережающий информационный
- опережающий информационный
- одновременно с материальным
потоком идет информация в
прямом направлении о
- вслед за материальным потоком
во встречном направлении
Путь, по которому движется информационный поток в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
1) источник возникновения
2) направление движения потока
могут быть горизонтальными и
вертикальными, прямыми и
3) скорость передачи и приема. Объем информационных потоков учитывают несколькими способами. Для больших информационных потоков размеры определяют по числу документов, листов в потоке, страниц. Для малых потоков объем определяют числом строк в документе или числом слов в сообщении. Третий способ - учет числа знаков в сообщении - оценивается в компьютерных системах в особых единицах измерения;
4) интенсивность потока;
5) периодичность информационных потоков - характеризует частоту их формирования;
6) вид существования. Информационные потоки документального характера проходят процедуру согласования. Так, плановые сообщения на предприятиях согласуют с руководителями цехов и членами дирекции предприятия. Каждое документальное сообщение утверждается определенными лицами. Без соответствующей подписи документ силы не имеет. Документы имеют различные сроки действия и сроки хранения. Различен и порядок хранения информационных сообщений. Некоторые сообщения собирают в отдельные пачки, другие хранят на магнитных носителях.
Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными потоками. Но иногда материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него могут быть еще не доставлены. Такой материальный поток считается неотфактурованной поставкой, и принимается получателем на хранение до прибытия документов. Может быть, и наоборот документы прибывают на место назначения раньше самого груза.
Опережение информационным потоком
материального потока предпочтительней.
Это дает возможность лучше
Способы управления информационными потоками:
- изменяя направление потока;
- ограничивая скорость передачи
до соответствующе скорости
- ограничивая объем потока до
величины пропускного
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.
Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистических информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.
2. Понятие информационных систем
В центре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Информация - функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой - способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.
Важнейшие принципы построения эффективных информационных систем:
1) Принцип интеграции, заключающийся
в том, что обрабатываемые
2) Принцип системности,
3) Принцип комплексности, заключающийся в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.
Значимым элементом любой
Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по разному. Информационная система подразделяется на две подсистемы функциональную и обеспечивающую.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Функциональные подсистемы реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от предметной области использования информационной системы, специфики хозяйственной деятельности объекта, управления.
Обеспечивающая подсистема включает в себя следующие элементы:
- техническое обеспечение, т.е.
совокупность технических
- информационное обеспечение,
- математическое обеспечение, т.
Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что логистические информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальных потоков, их оперативное и надежное взаимодействие. Информационно техническое обеспечение логистических систем отличается не характером информации и набором технических средств, используемых для обработки, а методами и принципами, используемыми для их построения.
Таким образом, информационная система - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике - задача по управлению материальными потоками).
Информационные системы в
Виды информационных систем, применяемых в логистике:
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы: