Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102
Целью логистики запасов является организация запаса минимально необходимого размера, обеспечивающего непрерывность процесса производства и потребления.
Стоит отметить, что в
условиях современной экономики
возникают объективные
Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
Имеется ряд классификаций запасов, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами. Выделяют следующие основные признаки классификации.
По месту нахождения запасы делятся на:
Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.
Товарные запасы находятся у предприятий–изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.
По видам товарно-материальных ценностей запасы могут включать:
В зависимости от их целевого назначения запасы подразделяются на:
Рис. 4. Виды запасов на производственном предприятии
Текущие запасы обеспечивают непрерывность поступления материальных ресурсов в производственный процесс, а также возможность непрерывной реализации готовой продукции предприятиями–изготовителями и организациями торговли в период между поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. При длительных сроках реализации заказа объем переходного запаса будет значительным. Для оценки среднего количества переходных запасов в данной системе в целом используется следующая формула: J = S*T, где S – средняя норма продаж (потребления) запасов в определенный период, T – среднее время транспортировки. Например, при среднем уровне спроса на данный товар в 200 изделий в неделю и сроке поставки, равном 2 неделям, общий объем переходного запаса этого товара составит 400 изделий.
Резервные запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае неожиданного повышения спроса или для обеспечения потребностей производства в материалах и сырье в случае задержки в поставках. Сложно прогнозировать сроки реализации заказов, в связи с этим предприятия вынуждены создавать резервные запасы. Объем резервного запаса будет зависеть от возможного колебания сроков восстановления уровня запасов, колебания спроса на товары на протяжении срока реализации заказа, от стратегии компании по обслуживанию заказчиков.
Подготовительные запасы вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям или дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины).
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.
Объем запаса будет зависеть от специфической роли материального запаса в отрасли. Так, предприятие, выпускающее железнодорожные локомотивы, не будет создавать запас дизельных двигателей, так как вся продукция в этой отрасли производится строго под заказ. В швейной промышленности запасы готовой продукции минимальны, а средства вкладываются в незавершенное производство – полуфабрикаты, которые заготавливаются для быстрой реакции на изменение потребностей рынка.
По времени запасы подразделяются на:
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Страховой запас (гарантийный или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Тема 4.2. Цели создания запасов
Запасы материальных ресурсов и готовой продукции создаются для достижения разнообразных целей. Наиболее типичными целями создания запасов являются:
Запасы создаются на случай срыва
сроков, изменения объемов поставок
и неудовлетворительного
Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции.
Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.
Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.
Запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования; Запасы материальных ресурсов и незавершенного производства позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования; обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;
Запасы готовой продукции
Наравне с общепринятыми целями создания запасов существуют объективные факторы повышения уровня запасов. Остановимся на некоторых из них:
Низкое качество закупаемых товаров – одна из причин роста уровня запасов в компании. Легче заказать на 10% больше товаров, чем пытаться установить причину низкого качества поставляемого товара. Для многих предприятий заказывать больше, чем требуется, стало обычной практикой защиты от получения некачественных товаров.
Надежность поставок также подталкивает предприятие к созданию страховых (резервных) запасов для компенсации возможных сбоев в поставках.
Увеличение времени выполнения заказа, очевидно, требует создания большего запаса различных видов товарно-материальных ценностей для поддержания потребления на время поставки. Сокращение времени между подачей заказа и приемкой поступившей поставки – одна из наиболее важных целей логистики и современного бизнеса в целом.
Неточное прогнозирование
Увеличение расстояний поставки - черта нового времени. Большие расстояния между поставщиками и покупателями часто приводят к повышению уровня запасов, которые компенсируют неопределенность, возникающую при длительной транспортировке.
Неэффективное производство требует содержать запасы, сверх необходимых объемов для компенсации брака или потерь на производстве. Одним из показателей неэффективности производственной системы является большой объем запасов незаконченного производства у каждого рабочего места. К увеличению запасов в производстве приводят также длительные циклы производства.
Запасы представляют собой буфер между производством и потреблением. Они свидетельствуют о конфликте интересов между поставщиком (производителем) и потребителем. Запас сглаживает, но не ликвидирует конфликт. Примеры возможных действий для ликвидации конфликтных ситуаций:
Тема 4.3. Управление запасами
В настоящее время значительно выросли требования рынка к параметрам изделий, прежде всего, к их качеству. Произошло это в связи с преобладанием предложения над спросом, наличием избыточных производственных мощностей. Успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил производство, так что экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается путем:
В последние годы произошло заметное усовершенствование производственных методов, что позволило снизить расходы. Дальнейшее снижение издержек может быть реализовано за счет рационализации процессов, обеспечивающих производство. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые руководством предприятия, касаются каждого отдельного вида товара. Для этого используется метод АВС.
Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное время обработки детали составляет не более 20% от времени производственного цикла. Это указывает на длительное нахождение детали в производстве в полуготовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Есть основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10% росту оборота.
Логистика запасов занимает ключевое место в логистической системе как отдельной организации, так и экономики в целом. Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества – важнейшая гарантия эффективного функционирования организаций и экономики регионов.
Логистика принесла в управление запасами новый взгляд на сам запас – запас стал объектом управления. Логистика – сначала как практическая деятельность, а затем и как наука – выявила новый объект управления – поток товарно-материальных ценностей. Запас стали рассматривать как форму существования материального потока или часть материального потока, который имеет свои границы в пространстве и во времени.