Логистические циклы и издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:17, курс лекций

Описание

Данная работа является конспектом из двух лекций по дисциплине "Логистика": "Логистические циклы"; "Классификация и анализ структуры логистических издержек"

Содержание

1 Логистические циклы
Функциональный цикл в физическом распределении
Функциональный цикл в материально-техническом обеспечении производства
Функциональный цикл в снабжении
Управление неопределенностью
Полный логистический цикл
Логистика и планирование жизненного цикла продукта
2 Классификация и анализ структуры логистических издержек
Полные логистические издержки
Правила анализа логистических затрат
Методы анализа логистических затрат
Пути снижения уровня логистических затрат

Работа состоит из  1 файл

Lektsii_06-07.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

Материально-техническое обеспечение  производства по своим логистическим характеристикам существенно отличается от физического распределения и снабжения. Деятельность, связанная с обеспечением производства, как правило, находится в полном ведении и под контролем отдельной фирмы, тогда как две другие области логистики подвержены неопределенности поведения внешних поставщиков и потребителей. Даже в тех случаях, когда к участию в производственном процессе в дополнение к внутренним мощностям привлекаются на договорной основе сторонние исполнители, степень общего контроля остается намного выше, чем в остальных сферах логистики. Вычленение материально-технического обеспечения производства из общего комплекса логистических операций в отдельный объект управления оправдано именно тем, что позволяет наиболее полно использовать преимущества такого контроля.

На типичном производственном предприятии  за поступление материалов и компонентов  со стороны в нужное место и  нужное время отвечает снабжение. Но едва производственный процесс приведен в действие, обслуживание всех возникающих после этого потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия классифицируется как материально-техническое обеспечение производства. Логистические операции в этом случае ограничиваются погрузочно-разгрузочными работами и перевозками запасов между производственными участками в пределах фирмы, а также при необходимости хранением запасов на промежуточных этапах. После завершения производства запас готовой продукции распределяется и доставляется либо непосредственно потребителям, либо на распределительные склады для последующей перевозки потребителям. Всеми этими потоками ведает уже физическое распределение.

У фирмы, которая владеет комплексом предприятий, специализирующихся на отдельных  производственных операциях, система материально-технического обеспечения производства может состоять из сложной комбинации функциональных циклов. Если эти специализированные предприятия отвечают за разные стадии производственного процесса (от нулевого этапа до окончательной сборки готовых изделий), для его завершения, вероятно, потребуется множество разнообразных взаимодействий и сделок. Их обслуживание и есть логистическая поддержка производства. В отдельных случаях функциональные циклы в материально-техническом обеспечении производства образуют куда более сложную структуру, чем в физическом распределении или снабжении.

Как уже отмечаюсь, работы по обеспечению  производства, в отличие от распределения  и снабжения, не выходят из сферы  внутреннего контроля менеджеров фирмы. По этой причине неопределенность, порождаемая поступлением случайных заказов или сбоями в деятельности поставщиков, в логистике, связанной с поддержкой производства, поддается контролю и управлению, что позволяет вести операции более равномерно и своевременно, а также способствует общему сокращению страховых запасов.

Функциональный цикл в снабжении

Регулярное поступление потока материалов, компонентов или готовых  продуктов на производственные предприятия  и объекты сферы распределения  требует определенных вспомогательных  действий, к которым относятся: (1) выбор источника ресурсов; (2) размещение и отсылка заказа; (3) транспортировка; (4) получение поставки. Все эти действия необходимы для полного завершения снабженческого процесса, как показано на рисунке 3. Как только материалы или продукты, предназначенные для перепродажи, получены, сразу же возникает потребность в их хранении, обработке и транспортировке для обеспечения производственного или распределительного процесса, относящегося уже к другому функциональному циклу. Из-за ограниченной области приложения снабженческих операций их в последнее время зачастую называют логистикой «на входе». Вспомогательная рубрика, посвященная опыту компании Lands' End, иллюстрирует, каким образом логистика на входе способствует успешной хозяйственной деятельности в целом.

Рисунок 3 – Функциональный цикл снабжения

 

Функциональный цикл снабжения  во многом схож с циклом обработки  заказов, если не считать трех важных расхождений. В первую очередь снабжение  отличается сроками доставки, размерами грузоперевозок, способами транспортировки и стоимостью задействованных продуктов. Процесс снабжения нередко требует очень крупных грузоперевозок с привлечением таких транспортных средств, как баржи, глубоководные суда, товарные поезда и автоколонны. За редким исключением обычная задача снабжения - логистические операции с минимальными издержками. Относительно более низкая стоимость материалов и компонентов по сравнению с готовыми продуктами открывает широкие возможности для маневра при выборе соотношения между издержками содержания запасов в пути и сроками транспортировки с использованием дешевых способов грузоперевозки. Поскольку затраты на содержание большинства видов материалов и компонентов в расчете на день пути ниже затрат на содержание готовых продуктов, в снабжении, как правило, нет никакого смысла платить по повышенному тарифу за ускоренную транспортировку запасов первого типа. В связи с этим функциональный цикл процесса закупок обычно продолжительнее цикла обработки заказов клиентов.

Разумеется, не бывает правила без исключения. Если в производстве используются дорогостоящие компоненты, подход меняется: закупки производятся более мелкими партиями в точном соответствии с потребностью, в нужные сроки и под строгим логистическим контролем. В подобных случаях высокая стоимость материалов и компонентов чаше всего оправдывает применение более дорогих высокоскоростных и надежных способов доставки.

К примеру, предприятие, занимающееся производством готовых смесей для  выпечки тортов, использует в качестве сырья муку в значительных объемах. Поскольку мука - продукт относительно не дорогой, такой фирме стоит закупать ее крупными партиями и доставлять железнодорожным транспортом. И наоборот, ей вряд ли имеет смысл делать мелкие закупки, упуская скидку с цены, предоставляемую за крупный заказ, и к тому же переплачивая за транспортировку небольших грузов. А вот производитель автомобилей, вероятно, мог бы закупать отдельные сложные компоненты - скажем, крыши с автоматически открывающимся окошком - по мере возникновения потребности в них. Комплект, составляющий такую крышу, индивидуален для каждого автомобиля, и стоимость каждого комплекта относительно высока. В силу этого производитель, наверное, предпочтет заказывать малые партии - возможно, по одному комплекту за один раз, чтобы избежать накопления запасов, - и не откажется доплатить за ускоренную доставку.

Вторая отличительная особенность  снабжения (в сравнении с обработкой заказов) заключается в том, что  численность поставщиков фирмы, как правило, меньше численности ее потребителей. Это различие прекрасно иллюстрирует пример компании Lands' End. Клиентская база этой компании насчитывает более 6 млн человек, а поставщиков у нее всего около 250. В физическом распределении каждая фирма - это лишь один из сонма участников всей хитросплетенной логистической цепочки. В снабжении же функциональный цикл обычно имеет куда более простую конфигурацию. Материалы и компоненты зачастую закупаются прямо у производителя либо у специализированного оптового торговца. При проектировании логистической системы важно учитывать необходимость и возможность использования таких прямых каналов снабжения.

И наконец, функциональный цикл обработки  заказов, по определению, начинается в  ответ на поступившие запросы  клиентов; в силу этого система  физического распределения вынуждена приспосабливаться к случайным или нерегулярным требованиям потребителей. Система снабжения, наоборот, сама порождает заказы. Способность «назначать» время и место закупок значительно сокращает неопределенность (изменчивость) хозяйственной деятельности.

Понимание этих трех основных различий между функциональным циклом снабжения  и циклом исполнения заказа в физическом распределении помогает более четко  планировать и организовывать работу логистики. Главные источники неопределенности в снабжении - это возможные изменения цен или перебои поставок. Несмотря на все различия неопределенность является неотъемлемой чертой функциональных циклов во всех звеньях логистики.

Управление неопределенностью

Важнейшая задача логистического менеджмента - по возможности содействовать сокращению неопределенности функционального  цикла. Проблема заключается в том, что структура функционального  цикла, хозяйственные условия и  общее качество логистики раз  от раза сочетаются случайным образом, что само по себе создает неопределенность.

Рисунок 4 показывает, каким образом  масштабы изменчивости могут сказываться  на функциональном цикле. Здесь изображен  функциональный цикл, связанный с  поставкой готовых продуктов  потребителю. Пределы временных колебаний основаны на статистических данных о каждом виде деятельности за прошлые годы. На рисунке представлены минимальные и максимальные сроки, необходимые для выполнения каждой операции, и итоговый диапазон продолжительности всего функционального цикла. Вертикальные пунктирные линии указывают среднее, или ожидаемое, время, требуемое для завершения каждой операции. Неопределенность (изменчивость) в каждом конкретном виде деятельности определяется характером исполнения. Так, передача заказа - вполне стабильная и надежная операция, когда выполняется с использованием электронных средств информационного обмена, но чревата сбоями, если производится по почте. Вне зависимости от применяемых технологий изменчивость связана с напряженностью рабочего дня (трудовой нагрузкой) и умением справляться с непредвиденными обстоятельствами.

В обработке заказов сроки и  изменчивость определяются трудовой нагрузкой, степенью автоматизации и политикой  предоставления кредита. При комплектовании заказов скорость и, наоборот, задержки напрямую связаны с имеющимися мощностями, технологиями грузопереработки и наличными трудовыми ресурсами. В отсутствие требуемого продукта время на комплектование заказа должно включать в себя период производства для пополнения запаса. Сроки транспортировки - это функция дальности, размера и способа грузоперевозки, а также хозяйственных условий. Окончательная доставка товаров потребителю зависит от установленных им сроков приемки, места (мест) назначения, наличия свободной рабочей силы и разгрузочного оборудования.

 
Рисунок 4 - Неопределенность функционального цикла

 

Продолжительность цикла поставки, изображенного на рисунке, колеблется от пяти до сорока дней. Пятидневный  цикл свидетельствует о том, что  нежелательные обстоятельства в каждом виде деятельности преодолены в кратчайшие сроки. Если цикл занимает 40 дней, значит, преодоление тех же самых нежелательных обстоятельств потребовало максимального времени. При наличии (доступности) нужного продукта ожидаемая продолжительность цикла исполнения заказа составляет 10 дней. Стало быть, задача управления функциональным циклом заключается в том, чтобы, контролируя изменчивость в отдельных видах деятельности, по возможности добиться завершения общего цикла за 10 дней. Всякий раз, когда все операции в совокупности занимают больше или меньше десяти дней, могут понадобиться дополнительные усилия для удовлетворения запросов потребителя. Такая преждевременная или запоздалая доставка требует излишних затрат ресурсов и снижает общую эффективность логистики.

Итак, задача управления функциональным циклом - обеспечить согласованность  действий для соблюдения ожидаемых, или нормативных, сроков исполнения заказа. Задержка на любом этапе  угрожает сбоями на всех остальных  стадиях. Если же такие задержки случаются регулярно, это может потребовать создания буферных запасов для защиты от неопределенности. Но при выполнении той или иной операции раньше ожидаемого срока приходится приспосабливать к этому другие действия, чтобы создать возможности для хранения и обработки преждевременно поступивших заказов. Принимая во внимание неудобства и затраты, сопутствующие несвоевременной поставке запасов (как с опозданием, так и с опережением), нечего удивляться тому, что менеджеры готовы всемерно поощрять равномерную и бесперебойную работу. Когда же такая бесперебойность достигнута, нужно делать все возможное для того, чтобы свести к минимуму плановую продолжительность функционального цикла. Бесперебойность - это, конечно, главная цель, но ускоренный цикл сам по себе сокращает риск, связанный с хранением запасов, и, разумеется, убыстряет их оборачиваемость.

Полный логистический цикл

Обычно в структуре полного  логистического цикла выделяют следующие  основные циклы (интегрированный логистический  подход):

  • цикл передачи заказа;
  • цикл создания (поддержания) запасов;
  • цикл обработки заказов;
  • цикл организации закупок и размещения заказов;
  • цикл доставки (МР, ГП, сервиса);
  • операционный (производственный) цикл;
  • цикл сбора заказов и подготовки документации;
  • цикл анализа и подготовки отчетов.

Логистика и планирование жизненного цикла продукта.

К настоящему моменту уже должно быть понятно, что логистика может  играть более активную роль, нежели простая поддержка маркетинга. Условия  предложения запасов (их доступность) и сроки исполнения заказов потребителей, принятые фирмой, могут меняться в зависимости от сложившихся рыночных возможностей и конкурентной ситуации. Необходимость время от времени пересматривать потребности логистики (и предъявляемые к ней требования) можно проиллюстрировать с помощью схемы жизненного цикла продукта, отражающей условия конкуренции, с которыми обычно сталкивается фирма на протяжении рыночной жизни продукта.

Рисунок 5 – Жизненный цикл продукта

 

Рассмотрим четыре стадии жизненного цикла продукта: внедрение (на рынок), рост, зрелость/насыщение (рынка), устаревание/спад (рис.5).

Внедрение. На стадии внедрения нового продукта нужно, чтобы сам продукт был широко доступен, а от логистики требуется гибкость. Поскольку главная цель внедрения — закрепиться на рынке, на этой стадии жизненно важно наличие запасов, легко доступных потребителям. Кроме того, при планировании логистической поддержки нового продукта фирма должна предусмотреть возможности быстрого пополнения запасов в надлежащем объеме. В ситуации с новым продуктом фирма не располагает достоверными данными из прошлого о движении запасов, а прогнозы могут носить в лучшем случае предположительный характер, в силу этого планы пополнения запасов должны строиться на основе вероятностей. Как правило, на стадии внедрения требуются значительные усилия в области рекламы и стимулирования продаж, призванные ознакомить потребителей со свойствами продукта и склонить их к пробной покупке. Скажем, сеть розничных магазинов может согласиться взять на пробу партию товаров, но только в том случае, если подобная поставка сопровождается предоставлением стимулирующих скидок с цены (за объем закупки либо за оплату наличными и т.д.). Если продукт встречает благосклонность покупателей, возникает необходимость в быстром пополнении запасов. Нехватка запасов или перебои в поставках в это критическое время способны подорвать любую маркетинговую стратегию. Если же продукту не удается завоевать симпатии покупателей, то и это с большой вероятностью становится ясно уже на стадии внедрения. Стало быть, логистика играет заметную роль в общем комплексе маркетинговых усилий. В отсутствие у продукта надежных рыночных позиций размеры поставок остаются, как правило, небольшими, а заказы нерегулярными, ибо фирмы и их потребители защищаются таким образом от возможности оказаться обремененными запасом потенциально бесполезных товаров. Вследствие этих особенностей логистические издержки на стадии внедрения обычно весьма высоки.

Информация о работе Логистические циклы и издержки