Логистические циклы и издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:17, курс лекций

Описание

Данная работа является конспектом из двух лекций по дисциплине "Логистика": "Логистические циклы"; "Классификация и анализ структуры логистических издержек"

Содержание

1 Логистические циклы
Функциональный цикл в физическом распределении
Функциональный цикл в материально-техническом обеспечении производства
Функциональный цикл в снабжении
Управление неопределенностью
Полный логистический цикл
Логистика и планирование жизненного цикла продукта
2 Классификация и анализ структуры логистических издержек
Полные логистические издержки
Правила анализа логистических затрат
Методы анализа логистических затрат
Пути снижения уровня логистических затрат

Работа состоит из  1 файл

Lektsii_06-07.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Саратовский государственный  технический университет»

Кафедра: «Экономика и управление на автомобильном транспорте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекционные материалы  по дисциплине:

"ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ"

для специальности 080506.65 
«Логистика и управление цепями поставок» (ЛУЦ)

Лекции № 6-7

На тему:

«1.4. Логистические циклы и издержки»

 

 

 

 

 

Разработал: д.э.н. проф. Санков В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2010

 

Оглавление

 

 

Введение

Практическая работа логистики носит функциональный характер. Для ее выполнения нужно: сформировать логистическую инфраструктуру; наладить систему сбора, обработки и передачи информации; организовать транспортировку; надлежащим образом размещать запасы; по мере необходимости проводить операции, связанные с хранением запасов на складах, грузопереработкой и упаковкой. Традиционно основные усилия направлялись на достижение наилучших результатов в каждой функциональной области без учета их взаимовлияния и взаимозависимости. Логистика - очень сложная деятельность, состоящая из массы отдельных операций, поэтому такая функциональная ориентация вполне естественна. Однако высокая результативность каждой из функциональных областей логистики хоть и важна, но только в том случае, если она не идет во вред общей интеграции.

 

1 Логистические циклы

При организации логистического процесса часто приходится иметь дело с  повторяющимися (возобновляемыми) во времени  последовательностями операций, образующими, так называемые логистические циклы. Одним из основных понятий применительно к концепции интегрированной логистики является цикл исполнения заказа, иногда в зарубежной литературе, называемый полным или функциональным логистическим циклом (Order lead time).

Полный логистический  цикл (цикл исполнения заказа) — интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю. 
В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:

  • время на составление заказа и его оформление в установленном порядке;
  • время на передачу заказа поставщику;
  • время выполнения заказа поставщиком, включая время ожидания постановки заказа в очередь на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;
  • время на доставку продукции заказчику.

Каждый из этих этапов требует затрат времени. Длительность этапов и общая продолжительность логистического цикла могут иметь временные отклонения.

Таблица 1

Этап логистического цикла

Продолжительность этапа логистического цикла, дн.

Диапазон значений

Ожидаемое отклонение

Подготовка заказа и его передача

0,5-3

1

Получение заказа и его обработка

1-4

2

Комплектование или изготовление заказа

1-20

2

Транспортировка заказа

2-10

4

Получение заказа потребителем (доставка потребителю)

0,5-3

1

Итого

5-40

10


 

Можно выделить функциональные логистические  циклы, охватывающие определенные части  логистического процесса, или функциональные области. Например, Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс с позиций интегрированной логистики выделяют наряду с полным логистическим циклом три функциональных логистических цикла: цикл снабжения, цикл обеспечения производства и цикл физического распределения (рис. 1). При этом они считают, что исследование параметров логистической интеграции на основании функциональных циклов позволяет определить динамику, взаимосвязи и решения, в совокупности образующие операционную систему логистики.

Динамику функциональным циклам придает необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». «Входом» функционального цикла является заказ, который определяет требования к продукту или сервису. Логистическая система, способная полностью выполнить заказ любого объема, как правило, нуждается для этого в «комбинированных» функциональных циклах, включающих на разных стадиях разные сделки и операции.

Рисунок 1 - функциональные циклы логистики

Но если потребности легко предсказуемы или относительно малы, тогда конфигурация функциональных циклов, обеспечивающих логистическую деятельность, может быть упрошена. Так, для исполнения заказов крупных предприятий розничной торговли необходима куда более сложная общая структура функционального цикла, нежели для обслуживания потребностей компании, занимающейся торговлей по прямым почтовым заказам.

«Выход» системы — ожидаемые  результаты выполнения логистических  операций. В той мере, в какой  они удовлетворяют операционным потребностям, можно говорить об эффективности  структуры функционального цикла. Производительность же функционального цикла напрямую связана с затратами ресурсов. Эффективность и производительность функциональных циклов — ключевые показатели в логистическом менеджменте.

Функциональные циклы формируют  единую цепочку поставок и связывают между собой ее участников.

В зависимости от предназначения конкретного  функционального цикла необходимые  для его завершения действия и  операции могут находиться в полном ведении одной фирмы, а могут  потребовать участия нескольких фирм. К примеру, в сфере материально-технического обеспечения производства циклы, как правило, полностью контролируются одним предприятием. И наоборот, в функциональных циклах, относящихся к физическому распределению или снабжению, помимо самой фирмы обычно участвуют ее потребители или поставщики. По сути, функциональные циклы формируют единую снабженческо-сбытовую (логистическую) цепочку и связывают между собой ее участников.

Важно помнить, что разным функциональным циклам присуща разная частота (интенсивность) операций и сделок. Некоторые циклы предназначены для обеспечения единоразовой покупки или продажи. В подобных случаях цикл планируется, осуществляется и по завершении сделки прекращает свое существование. Другие же функциональные циклы предполагают исполнение долгосрочных контрактов. Ситуация еще осложняется тем, что любые операция или объект в рамках конкретного логистического контракта одновременно могут быть причастны к множеству других функциональных циклов. Скажем, складское предприятие или продавец компьютерной техники могут регулярно приобретать товары сразу у нескольких производителей. Точно так же владелец грузовиков, предоставляющий транспортные услуги по найму, как правило, обслуживает несколько функциональных циклов, «оплетая» своими перевозками многие отрасли.

Анализируя деловое предприятие  национального или международного масштаба, продающее многообразные  продукты множеству потребителей и  к тому же закупающее материалы и  компоненты для своего производства на мировом рынке, очень трудно вычленить  отдельный функциональный цикл, связывающий между собой все операции. И практически непосильная задача - представить себе все множество функциональных циклов, из которых складываются логистические системы таких гигантов, как General Motors и IBM.

Вне зависимости от количества и разнообразия функциональных циклов, обеспечивающих логистические потребности фирмы, планирование их структуры и оперативное управление ими нужно осуществлять на индивидуальной основе. Значение тщательной разработки структуры цикла исполнения заказа и контроля за его прохождением невозможно переоценить. Функциональный цикл - это основной объект планирования и оперативного управления в логистике. Он играет важнейшую роль в удовлетворении логистических потребностей.

Для понимания логистической системы важно учитывать три обстоятельства. Во-первых, цикл исполнения заказа (функциональный цикл) служит главным объектом анализа интеграции логистических функций. Во-вторых, базовая структура функционального цикла в том, что касается связей и узлов, одинакова и для физического распределения, и для материально-технического обеспечения производства, и для снабжения. Существенное различие, однако, составляет степень контроля фирмы над разными типами функционального цикла. В-третьих, какой бы сложной ни была логистическая система в целом, необходимо исследовать конфигурацию отдельного функционального цикла, чтобы выявить важнейшие взаимосвязи и линии контроля. Это не простое, но обязательное условие интеграции.

Усвоить эту важную мысль поможет  подробный разбор общих черт и различий функциональных циклов в физическом распределении, материально-техническом обеспечении производства и снабжении (рис. 1).

Функциональный цикл в физическом распределении

Физическое распределение сводится к обработке и исполнению заказов  потребителей вплоть до непосредственной поставки товаров. Физическое распределение является неотъемлемым элементом маркетинга и продаж, своевременно и экономично обеспечивая доступность товаров. Всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение. Заключение сделок - это функция рекламы и продаж. Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как передача, обработка, комплектование заказов, транспортировка заказанных грузов, доставка потребителям.

 

Рисунок 2 - Базовый цикл физического распределения

Физическое распределение как  элемент системы логистики связывает  фирму с ее потребителями. Кроме  того, физическое распределение согласует производственные и маркетинговые усилия. Дело в том, что взаимодействие между производством и маркетингом довольно противоречиво. С одной стороны, маркетинг призван ублажать потребителей. В большинстве фирм специалисты по маркетингу и продажам ничего не пожалеют ради удовлетворения потребительского спроса. Зачастую это оборачивается тем, что они настаивают на производстве широкого ассортимента продуктов и поддержании крупных запасов, не беря в расчет потенциальную прибыльность каждого продукта. Такой подход означает, что любой заказ потребителя независимо от его величины должен быть исполнен. При этом ожидается, что будет достигнут нулевой уровень «брака» в сервисе, а ориентированные на потребителя маркетинговые усилия получат всемерную поддержку. В производстве же, с другой стороны, основное внимание традиционно уделяется контролю над издержками, а добиться этого, как правило, позволяет долгосрочный и стабильный массовый выпуск продукции. Непрерывные производственные процессы обеспечивают экономию за счет масштабов деятельности, а также минимальные удельные издержки. Этот подход находит наиболее полное воплощение в массовом производстве довольно узкого ассортимента продуктов.

Средством разрешения этого противоречия, внутренне присущего двум «идеологиям», традиционно служили запасы. Использование запасов для согласования усилий в разных сферах деятельности обычно сводится к опережающему размещению их на всех участках логистической системы в ожидании продаж. Продукты отправляются на склады в соответствии с прогнозами потребностей в них, что чревато возможными ошибками в распределении - поставками не на тот рынок, на который нужно, или в неправильное время. В результате таких рискованных решений попытки обеспечить эффективное обслуживание потребителей могут закончиться плачевно, если окажется, что запасы, имеющие ключевое значение, размещены неверно. Здесь стоит подчеркнуть одно важное обстоятельство: функциональный цикл физического распределения охватывает те звенья снабженческо-сбытовой цепочки, которые тянутся от производителя к потребителю. По этой причине запасы, попавшие в систему физического распределения, при правильном размещении приобретают наивысшую стоимость, которая вообще может быть создана в логистике.

Одно только то, что физическое распределение ведает удовлетворением запросов потребителей, предопределяет относительно более высокий риск этой деятельности по сравнению с материально-техническим обеспечением производства и снабжением. Для сокращения неопределенности, свойственной физическому распределению, и облегчения операций и сделок в этой сфере очень важно следить за тем, как потребители делают заказы. Во-первых, нужно прилагать все возможные усилия к повышению точности прогнозов. Во-вторых, хорошо бы разработать программу координации с потребителями, на основе которой строить управление заказами; это тоже способствует сокращению неопределенности. И наконец, в-третьих, функциональный цикл физического распределения следует планировать таким образом, чтобы придать ему максимальную гибкость и приспособляемость к требованиям рынка.

Ключом к пониманию динамики функционального цикла физического  распределения служит к обстоятельство, что начало всему процессу кладут заказы потребителей. Способность логистической  системы продавца оперативно реагировать на эти заказы составляет одну из важнейших сфер компетентности в его общей маркетинговой стратегии.

Функциональный цикл в материально-техническом  обеспечении производства

Функциональный цикл в материально-техническом  обеспечении производства предназначен для логистической поддержки производственных процессов. Если рассматривать хозяйственную деятельность фирмы в целом, то можно условно поместить производство между физическим распределением и снабжением. Основная задача логистической поддержки производства - формирование с минимальными издержками регулярного потока материалов и полуфабрикатов, обеспечивающего соблюдение производственного графика. При создании, размещении и своевременном пополнении запасов на производственном предприятии могут оказаться полезными специальные навыки, требуемые для физического распределения и снабжения. Но перемещение продуктов, материалов, полуфабрикатов, компонентов между производственными мощностями, а также их хранение на промежуточных этап составляет повседневную обязанность логистической поддержки производства. Такая же работа ведется и в розничной торговле, и на складских предприятиях, когда требуется скомплектовать определенный состав запасов для передачи следующему звену цепочки создания стоимости. Поскольку материально-техническое обеспечение производства представляет собой наиболее сложный элемент внутренней логистики, рассмотрим его подробнее.

Выделение материально-технического обеспечения производства в качестве самостоятельной сферы деятельности - относительно новая концепция логистического менеджмента. Необходимость обособленного анализа функционального цикла обеспечения производства объясняется уникальными потребностями и ограничениями, присущими производственным стратегиям. Традиционные парадигма организации производства, придающие основное значение экономии за счет масштабов деятельности, требуют пересмотра. В нынешних условиях на первое место выдвигаются такие критерии, как гибкость и способность к быстрому обновлению ассортимента выпускаемых продуктов и производственных технологий. Логистическая поддержка как раз и призвана содействовать реализации подобных стратегий. Стоит еще раз напомнить, что предназначение логистики в сфере материально-технического обеспечения производства распространяется на то, что, где и когда производится, а не на то, как это происходит. Таким образом, задача логистической поддержки заключается в наиболее эффективном и экономичном удовлетворении производственных потребностей.

Информация о работе Логистические циклы и издержки