Логистические каналы и логистические цепи. Задача выбора канала распределения. Логистический подход к организации товародвижения. Предп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание

Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Работа состоит из  1 файл

контрол.раб.по логистике.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

    На  рис. 77 показана цепь, состоящая из производственного  предприятия, склада оптовой торговли, магазинов и соединяющих их транспортных звеньев. Совместными действиями эти участники продвигают товары от производства к конечному потребителю.

    

    Известные преобразования начала 90 – х гг. XX в. повлекли за собой дезинтеграционные процессы в торговле. В результате для нынешней организации отечественного товародвижения характерна слабая координация действий участников. Государство в роли дирижера на этой сцене сегодня не выступает. Распределение запасов в целом по цепи носит случайный характер и нерационально. На оптовых складах, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологии обработки информационных и материальных потоков, слабо согласованные между собой. Применяемое участниками оборудование не сопряжено по значимым эксплуатационным параметрам. Себестоимость транспортировки по ряду организационных причин высока. В магазинах далеко не всегда созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара. Процессы в опте, рознице и на транспорте не увязаны единой системой планирования.

    Миссия  логистики в этих условиях в первую очередь заключается в усилении технико – технологической, экономической  и методологической согласованности  участников товародвижения.

    Основной  предпосылкой возможности применения логистического метода организации товародвижения является организационно – экономическое единство участников товародвижения.

    Модель  логистической организации товародвижения представлена на рис. 78. Производство, опт, розница и транспорт начинают координировать и совместно планировать свои действия. Исторически сложившиеся технологические процессы корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно сквозного материального потока. Участники договариваются о параметрах применяемой техники, согласовывают порядок транспортировки, перераспределяют запасы, определяют порядок распределения дополнительно получаемого дохода.

    

    Иными словами, выделяется единая функция  управления сквозными материальными  потоками и связанными с ними информационными  и финансовыми потоками. В результате отдельные звенья товаропроводящей цепи объединяются в конкурентоспособную систему, обеспечивающую эффективное управление сквозным материальным потоком.

    Сквозные  технологии работы с товаром и  информацией, сопряженная техника, согласованное планирование – это именно то, что позволяет своевременно довести товар до покупателя с минимальными затратами, не допустив порчи и потерь. Например, расчеты показывают, что если в товароснабжении вместо традиционных ящиков использовать тару – оборудование, то при продвижении по оптово – розничной цепи 1 т фасованного товара трудозатраты снижаются с 6 тонно – операций до 1,75! Резко сокращаются простои транспорта.

    Сегодня российские предприниматели начинают достаточно ясно осознавать необходимость консолидации участников товародвижения.

Логистика и интеграционные процессы в торговле

    Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных  связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу  возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возможность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.

    В конце 90 – х гг. центробежные настроения, порожденные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному  стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общих организационных форм. Выделяют внешние (по отношению к торговле) и внутренние факторы развития интеграции в отрасли.

    Внешние для торговли факторы, стимулирующие  развитие интеграционных процессов в отрасли:

    ♦ рыночная неопределенность;

    ♦ падающий по различным причинам спрос;

    ♦ обострение проблемы реализации товаров;

    ♦ многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

    Внутренним  фактором интеграции в торговле, т. е. основным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть  даже в ее неразвитых формах.

    С учетом анализа мировой торговой практики предполагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить  на фоне возникновения таких видов  объединений, как:

    ♦ цепные торговые организации;

    ♦ кооперативные объединения торговых структур;

    ♦ добровольные оптово – розничные  цепи.

    Следует отметить высокие возможности логистической  оптимизации интегрированных (сетевых) структур. Например, в крупных американских и европейских розничных сетях  интеграция информационных систем розничной и оптовой торговли позволяет автоматически информировать поставщика об уменьшении количества товаров на полках обслуживаемых магазинов.

    Примечателен  и пример Швейцарской торговой системы  MIGROS, охватывающей 46 % национального потребительского рынка. Заказы магазинов здесь формируются и передаются автоматически либо на центральный оптовый склад, либо на завод, производящий скоропортящиеся продукты. Уровень автоматизации торгового процесса в – целом по системе настолько высок, что' во многих магазинах отсутствуют менеджеры по организации поставок и контролю качества товаров.

    Сетевые структуры могут создавать на обслуживаемой территории несколько  распределительных центров и  заключать договоры со сторонней  специализированной логистической  компанией на осуществление перевозок и экспедирования грузов.

    Интеграция  торговли – объективная закономерность ее развития, которая неизбежно проявится  и в России. Программой развития торговли и общественного питания  в г. Москве также предусмотрено  развитие сетевых структур в столичной торговле. Организационные формы подобных структур могут быть различными. Например, торговый дом, имеющий сеть магазинов и создающий собственный распределительный центр (пример – ТД "Перекресток"), или же группировка 100 – 130 магазинов вокруг существующего объекта оптового звена, выступающего в этом случае системным интегратором сети.

    С организационно – экономической  точки зрения развитие различных  форм интеграции предприятий торговли позволит:

    ♦ снижать накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих транспортных и учетных функций;

    ♦ осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях платежа и поставок, что в конечном итоге сказывается  на уровне цен и заинтересованности покупателей;

    ♦ использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;

    ♦ поддерживать отечественных производителей, предоставляя им приоритетность поставок;

    ♦ развивать дополнительные услуги торговых предприятий в виде организации мини – пекарен, цехов по разделке мяса, единого цеха полуфабрикатов и т. д.

    Развитие  систем логистики в торговле ряда стран Запада обусловлено именно наличием сетевых структур, на долю которых приходится около 90 % торгового оборота.

Логистика в звеньях товародвижения

    Логистика в оптовой торговле. С точки  зрения логистики наиболее значимыми  участниками процесса товародвижения являются оптовое и транспортное звенья.

    Совершенствование логистики в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико – технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем.

    Наличие второго направления обусловлено  тем, что предприятия оптовой  торговли сами представляют собой сложные  складские грузоперерабатывающие  системы. Применение логистического подхода  к управлению товарными потоками в пределах этих систем является важным слагаемым повышения эффективности функционирования оптового звена. Следует отметить, что внутрискладская логистика в оптовой торговле на начало рыночных преобразований широкого развития не имела. Уровень механизации погрузочно – разгрузочных и транспортно – складских работ не превышал 11 % (продовольственные товары). Лишь на незначительном количестве оптовых баз была внедрена механизация внутрискладских работ с применением вилочных электропогрузчиков и технологии работы с пакетированными грузами. В настоящее время транспортно – складские затраты при доставке грузов массового потребления составляют более 40 % стоимости груза. В странах с развитой логистикой эти затраты не превышают 15 %.

    Оптовые предприятия в процессе реализации товаров могут выполнять работы по логистическому сервису: хранение товаров, транспортировка, экспедирование грузов, фасовка, обработка, подсортировка, упаковка товаров, маркировка товаров машиночитаемыми кодами. По данным зарубежных источников, в условиях развитого рынка в структуре предоставляемых оптовыми предприятиями платных услуг на первом месте находятся транспортные услуги, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров. На оптовых предприятиях Российской Федерации перечисленные услуги, за исключением хранения, пока не получили широкого развития.

    Существенные  резервы повышения эффективности  оптовой торговли Российской Федерации  связаны с совершенствованием информационных систем и технологий, обслуживающих процессы товародвижения. В настоящее время кодирование и маркировка грузовых единиц штриховыми машиночитаемыми кодами и, соответственно, автоматизированная идентификация этих кодов не применяются. Не применяются также стандартные этикетки EAN для грузовых пакетов.

    Логистика в розничной торговле. Совершенствование  розничной торговли, так же как  и оптовой, с точки зрения логистики  следует в первую очередь рассматривать  как совершенствование звена  системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае выступает вся совокупность участников товародвижения. Розничное звено совершенствуется в той степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии, избранной для совершенствования всей системы.

    Решения логистического характера принимаются  уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов. С учетом интересов сквозных технологических процессов должны выбираться:

    ♦ размеры площадей отдельных помещений  и технологических зон;

    ♦ ширина дверных проемов;

    ♦ высота и площадь разгрузочных рамп;

    ♦ планировка торговых залов.

    Гармонично  вписываться в сквозную товаропроводящую систему должен и комплекс оборудования магазина.

    Все компоненты производительных сил магазина: помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и обращающаяся тара должны быть увязаны в единую систему, которая, в свою очередь, должна быть ввязана в общую систему товародвижения.

    Транспортный  аспект логистики товародвижения. Существенное влияние на стоимость продвижения товаров к конечному потребителю оказывает организация их транспортировки в процессе распределения. В странах с развитой логистикой перевозками занимаются, как правило, специализированные транспортные компании. На начало рыночных преобразований транспортировка в Российской Федерации также осуществлялась в основном специализированными транспортными предприятиями. В настоящее время имеет место широкая практика самостоятельного выполнения не свойственных оптовой торговле транспортных работ. В результате при выполнении большинства автомобильных перевозок коэффициент использования пробега не превышает 0,5, не обеспечивается полное использование грузоподъемности транспорта.

Информация о работе Логистические каналы и логистические цепи. Задача выбора канала распределения. Логистический подход к организации товародвижения. Предп