Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:40, контрольная работа
Логистический канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
На рис. 77 показана цепь, состоящая из производственного предприятия, склада оптовой торговли, магазинов и соединяющих их транспортных звеньев. Совместными действиями эти участники продвигают товары от производства к конечному потребителю.
Известные преобразования начала 90 – х гг. XX в. повлекли за собой дезинтеграционные процессы в торговле. В результате для нынешней организации отечественного товародвижения характерна слабая координация действий участников. Государство в роли дирижера на этой сцене сегодня не выступает. Распределение запасов в целом по цепи носит случайный характер и нерационально. На оптовых складах, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологии обработки информационных и материальных потоков, слабо согласованные между собой. Применяемое участниками оборудование не сопряжено по значимым эксплуатационным параметрам. Себестоимость транспортировки по ряду организационных причин высока. В магазинах далеко не всегда созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара. Процессы в опте, рознице и на транспорте не увязаны единой системой планирования.
Миссия логистики в этих условиях в первую очередь заключается в усилении технико – технологической, экономической и методологической согласованности участников товародвижения.
Основной предпосылкой возможности применения логистического метода организации товародвижения является организационно – экономическое единство участников товародвижения.
Модель
логистической организации
Иными словами, выделяется единая функция управления сквозными материальными потоками и связанными с ними информационными и финансовыми потоками. В результате отдельные звенья товаропроводящей цепи объединяются в конкурентоспособную систему, обеспечивающую эффективное управление сквозным материальным потоком.
Сквозные технологии работы с товаром и информацией, сопряженная техника, согласованное планирование – это именно то, что позволяет своевременно довести товар до покупателя с минимальными затратами, не допустив порчи и потерь. Например, расчеты показывают, что если в товароснабжении вместо традиционных ящиков использовать тару – оборудование, то при продвижении по оптово – розничной цепи 1 т фасованного товара трудозатраты снижаются с 6 тонно – операций до 1,75! Резко сокращаются простои транспорта.
Сегодня российские предприниматели начинают достаточно ясно осознавать необходимость консолидации участников товародвижения.
Логистика
предполагает наличие устойчивых хозяйственных
связей между участниками
В конце 90 – х гг. центробежные настроения, порожденные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общих организационных форм. Выделяют внешние (по отношению к торговле) и внутренние факторы развития интеграции в отрасли.
Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:
♦ рыночная неопределенность;
♦ падающий по различным причинам спрос;
♦ обострение проблемы реализации товаров;
♦ многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.
Внутренним фактором интеграции в торговле, т. е. основным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.
С учетом анализа мировой торговой практики предполагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как:
♦ цепные торговые организации;
♦
кооперативные объединения
♦ добровольные оптово – розничные цепи.
Следует
отметить высокие возможности
Примечателен и пример Швейцарской торговой системы MIGROS, охватывающей 46 % национального потребительского рынка. Заказы магазинов здесь формируются и передаются автоматически либо на центральный оптовый склад, либо на завод, производящий скоропортящиеся продукты. Уровень автоматизации торгового процесса в – целом по системе настолько высок, что' во многих магазинах отсутствуют менеджеры по организации поставок и контролю качества товаров.
Сетевые структуры могут создавать на обслуживаемой территории несколько распределительных центров и заключать договоры со сторонней специализированной логистической компанией на осуществление перевозок и экспедирования грузов.
Интеграция торговли – объективная закономерность ее развития, которая неизбежно проявится и в России. Программой развития торговли и общественного питания в г. Москве также предусмотрено развитие сетевых структур в столичной торговле. Организационные формы подобных структур могут быть различными. Например, торговый дом, имеющий сеть магазинов и создающий собственный распределительный центр (пример – ТД "Перекресток"), или же группировка 100 – 130 магазинов вокруг существующего объекта оптового звена, выступающего в этом случае системным интегратором сети.
С организационно – экономической точки зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговли позволит:
♦ снижать накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих транспортных и учетных функций;
♦ осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях платежа и поставок, что в конечном итоге сказывается на уровне цен и заинтересованности покупателей;
♦ использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;
♦ поддерживать отечественных производителей, предоставляя им приоритетность поставок;
♦ развивать дополнительные услуги торговых предприятий в виде организации мини – пекарен, цехов по разделке мяса, единого цеха полуфабрикатов и т. д.
Развитие систем логистики в торговле ряда стран Запада обусловлено именно наличием сетевых структур, на долю которых приходится около 90 % торгового оборота.
Логистика в оптовой торговле. С точки зрения логистики наиболее значимыми участниками процесса товародвижения являются оптовое и транспортное звенья.
Совершенствование логистики в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико – технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем.
Наличие
второго направления
Оптовые предприятия в процессе реализации товаров могут выполнять работы по логистическому сервису: хранение товаров, транспортировка, экспедирование грузов, фасовка, обработка, подсортировка, упаковка товаров, маркировка товаров машиночитаемыми кодами. По данным зарубежных источников, в условиях развитого рынка в структуре предоставляемых оптовыми предприятиями платных услуг на первом месте находятся транспортные услуги, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров. На оптовых предприятиях Российской Федерации перечисленные услуги, за исключением хранения, пока не получили широкого развития.
Существенные
резервы повышения
Логистика в розничной торговле. Совершенствование розничной торговли, так же как и оптовой, с точки зрения логистики следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае выступает вся совокупность участников товародвижения. Розничное звено совершенствуется в той степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии, избранной для совершенствования всей системы.
Решения логистического характера принимаются уже на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов. С учетом интересов сквозных технологических процессов должны выбираться:
♦ размеры площадей отдельных помещений и технологических зон;
♦ ширина дверных проемов;
♦ высота и площадь разгрузочных рамп;
♦ планировка торговых залов.
Гармонично вписываться в сквозную товаропроводящую систему должен и комплекс оборудования магазина.
Все компоненты производительных сил магазина: помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и обращающаяся тара должны быть увязаны в единую систему, которая, в свою очередь, должна быть ввязана в общую систему товародвижения.
Транспортный аспект логистики товародвижения. Существенное влияние на стоимость продвижения товаров к конечному потребителю оказывает организация их транспортировки в процессе распределения. В странах с развитой логистикой перевозками занимаются, как правило, специализированные транспортные компании. На начало рыночных преобразований транспортировка в Российской Федерации также осуществлялась в основном специализированными транспортными предприятиями. В настоящее время имеет место широкая практика самостоятельного выполнения не свойственных оптовой торговле транспортных работ. В результате при выполнении большинства автомобильных перевозок коэффициент использования пробега не превышает 0,5, не обеспечивается полное использование грузоподъемности транспорта.