Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:07, контрольная работа
В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя.
1. Роль и место запасов в логистике 3
2. Анализ абсолютных и относительных материальных запасов 6
3. Практическое задание 8
Список литературы 18
Решение:
1. Определим оптимальный размер заказа по формуле Уилсона-Харисона:
где С1 – затраты по формированию одной партии поставки;
С2 – затраты в расчете на хранение единицы товара в запасе за период;
Q – потребность за период (товарооборот, объем реализации и т.д.).
qопт1 = √ (2×10 ден.ед×720 т /20ден.ед.) =√720= 26,83 т
qопт2= √ (2×10 ден.ед×540 т /27 ден.ед.) =√400= 20,00 т
qопт3 = √ (2×10 ден.ед×180 т /30 ден.ед.) =√120= 10,95 т
2. Определим количество поставок в год, округляя в большую сторону:
Nпоставок = Q/ qопт.
Nпоставок 1=720 т /26,83 т = 26,83 ≈ 27 поставок
Nпоставок 2=540 т /20,00 т = 27 поставок
Nпоставок 3=180 т /10,95 т = 16,43 ≈ 16 поставок
3. Определим интервал между поставками:
t= Т/ Nпоставок ,
где Т – планируемый период (год, квартал и т.д.).
t 1 = 360 дней /27 поставок = 13,33 ≈ 13 дней
t 2 = 360 дней /27 поставок = 13,33 ≈ 13 дней
t 3 = 360 дней /16 поставок = 22,50 ≈ 22 дня
4. Определим стоимость выполнение заказов за год:
Сгодвыполн.зак. = Nпоставок ×С1.
Сгодвыполн.зак. 1 = 27 поставок ×10 ден.ед.= 270 ден.ед.
Сгодвыполн.зак. 2 = 27 поставок×10 ден.ед.= 270 ден.ед.
Сгодвыполн.зак. 3 = 16 поставок×10 ден.ед.= 150 ден.ед.
5. Определим норму запаса Зср.норм= Зср.тек + Зподгот + Зстрах:
А. Определим запас средний текущий по каждому материалу в натуральном выражении:
Зср.тек. 1 = qопт/2=26,83 т /2= 13,42 т
Зср.тек. 2 = qопт/2=20,22 т /2= 10,00 т
Зср.тек. 3 = qопт/2=10,95 т /2= 5,48 т
Б. Определим сумму запаса подготовительного и страхового в днях:
Здн.страх+подг. 1 = 2дн. + 7дн. + 1дн. = 10 дней
Здн.страх+подг. 2 = 2дн. + 10дн. + 2 дн. = 14 дней
Здн.страх+подг. 3 = 1дн. + 14дн. + 1 дн. = 16 дней
В. Определим суточную потребность в материалах:
Рсут.1 = 720 т / 360 дней = 2 т
Рсут.2 = 540 т / 360 дней = 1,5 т
Рсут.3 = 180 т / 360 дней = 0,6 т
Г. Определим сумму запаса подготовительного и страхового в натуральном выражении:
Знат.страх+подг. 1 = 10 дн. ×2 т = 20 т
Знат.страх+подг. 2 = 14 дн. × 1,5 т = 21 т
Знат.страх+подг. 3 = 16 дн. × 0,5 т = 8 т
Д. Определим норму запаса
Зср.норм. 1 = 13,42 т + 20 т = 33,42 т
Зср.норм. 2 = 10,00 т + 21 т = 31,00 т
Зср.норм. 3 = 5,48 т + 8 т = 13,48 т
6. Определим стоимость хранения материалов:
Сгодхр.зап. = Зср.норм. × С2.
Сгодхр.зап. 1 = 32,42 т×20 ден.ед.= 668,33 ден.ед
Сгодхр.зап. 2 = 31,00 т×27 ден.ед.= 837,00 ден.ед.
Сгодхр.зап. 3 = 13,48 т×30 ден.ед.= 404,32 ден.ед.
7. Определим среднюю норму запаса в днях по предприятию:
А. Определим общий запас в натуральном выражении:
Зср.норм. общ. = 668,33+837+404,32=1909,64 т
Б. Определим общее суточное потребление:
Рсут.общ. = 2 т + 1,5 т + 0,5 т = 4 т
В. Определим среднюю норму в днях:
Здн. ср.норм. общ. = 1909,64 т /4 т = 447,41 ≈ 447 день
Задание 2
В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и ХУZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице.
Исходные данные для проведения анализа АВС и ХУZ, руб.
Таблица 2 – Исходные данные для проведения анализа АВС и ХУZ, руб.
Номер позиции | Средний запас за год по позиции | Реализация за квартал | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | ||
1 | 3890 | 1200 | 1500 | 1700 | 1400 |
2 | 550 | 240 | 300 | 340 | 400 |
3 | 200 | 500 | 400 | 400 | 390 |
4 | 1100 | 300 | 1000 | 1000 | 500 |
5 | 110 | 50 | 90 | 80 | 40 |
6 | 500 | 520 | 530 | 400 | 430 |
7 | 150 | 140 | 150 | 140 | 160 |
8 | 200 | 400 | 390 | 380 | 360 |
9 | 1500 | 2500 | 1300 | 1600 | 1900 |
10 | 1700 | 2100 | 1000 | 2100 | 2400 |
1. Необходимо дифференцировать ассортимент по методу АВС, выделив позиции, наиболее значимые с точки зрения занимаемой доли. Для этого рассчитаем долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса, разделив средний запас по каждой ассортиментной позиции на общую сумму запасов.
Позиция 1:
3890/9900 × 100 % = 39,29 %
Общий объем запасов
3890+550+200+1100+110+500+150+
Доля запасов по позиции 1 в общем объеме запасов равно 39,29 %.
Результаты внесем в графу 3 таблицы 3.
Исходные и расчетные данные | Анализ АВС | Анализ ХУZ | ||||||||
Номер позиции ассортимента | Средний запас по позиции | Доля позиции в общем запасе, % | Коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента ,% | Номер позиции в списке, упорядоченном по признаку доли в общих запасах | Доля позиции в общей сумме запасов, % | Доля нарастающим итогом, % | группа | Номер позиции по списку, упорядоченному по коэффициенту вариации | Значение коэффициента вариации, % | группа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | 3890 | 39,29 | 12,43 | 1 | 39,29 | 39,29 | А | 8 | 3,87 | X |
2 | 550 | 5,56 | 18,22 | 10 | 17,17 | 56,46 | 7 | 5,62 | ||
3 | 200 | 2,02 | 10,63 | 9 | 15,15 | 71,62 | В | 3 | 10,63 | |
4 | 1100 | 11,11 | 44,03 | 4 | 11,11 | 82,73 | 6 | 11,94 | Y | |
5 | 110 | 1,11 | 31,72 | 2 | 5,56 | 88,28 | 1 | 12,43 | ||
6 | 500 | 5,05 | 11,94 | 6 | 5,05 | 93,33 | С | 2 | 18,22 | |
7 | 150 | 1,52 | 5,62 | 3 | 2,02 | 95,35 | 9 | 24,31 | ||
8 | 200 | 2,02 | 3,87 | 8 | 2,02 | 97,37 | 10 | 28,10 | Z | |
9 | 1500 | 15,15 | 24,31 | 7 | 1,52 | 98,89 | 5 | 31,72 | ||
10 | 1700 | 17,17 | 28,10 | 5 | 1,11 | 100,00 | 4 | 44,03 | ||
Итого | 9900 | 100,00 |
|
| 100,00 |
|
|
|
|
|
2. Выстроим ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместим в графах 5 и 6 таблицы 3.
На первом месту в списке, упорядоченном по возрастанию доли в общем запасе, оказалась ассортиментная позиция 9, удельный вес (доля) которой 45,68 %.
Графа 7 таблицы 3 содержит данные о доли позиции нарастающим итогом, т.е. с учетом предшествующих позиций.
Например, доля нарастающим итого позиции 3 в упорядоченном списке 69,38 %, т.е.
39,29+17,17+15,15=71,62 %
3. Построим кривую АВС-анализа
Рисунок 1 – Кривая АВС-анализа
4. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.
Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:
в группу А включают 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 таблица 3 находится на первом месте).
в группу В включают следующие 30 % позиций
в группу С включают оставшиеся 50 % позиций (нижняя половина графы 5 таблицы 3).
5. При дифференциации ассортимент по методу ХУZ весь ассортимент (ресурсы) делим на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (ν) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.
Коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v) рассчитываются по формуле
где Xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции (таблица 2 – данные по кварталам);
Xcр – среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
n – число кварталов, за которые произведена оценка.
Среднеквартальное значение спроса (Xcр) определяется как обыкновенная средняя по кварталам через годовую реализацию деленную на четыре квартала. Например, позиция 1:
Xcр1 = (1200+1500+1700+1400)/4= 1450.
Расчет коэффициента вариации спроса по отдельным позициям ассортимента рекомендуется производить в табличной форме (таблица 4). Расчет по первой позицию привести подробно, по остальным позициям представить только расчетные данные в таблице 4.
Таблица 4 – Форма для расчета коэффициента вариации спроса
Номер позиции | Реализация за год, руб. | Средняя реализация за квартал, руб. | Числитель подкоренного выражения | Подкоренное выражение | Значение корня | Значение дроби | Значение коэффициента вариации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 3890 | 1450 | 130000 | 32500 | 180,28 | 0,1243 | 12,43 |
2 | 550 | 320 | 13600 | 3400 | 58,31 | 0,1822 | 18,22 |
3 | 200 | 422,5 | 8075 | 2018,75 | 44,93 | 0,1063 | 10,63 |
4 | 1100 | 700 | 380000 | 95000 | 308,22 | 0,4403 | 44,03 |
5 | 110 | 65 | 1700 | 425 | 20,62 | 0,3172 | 31,72 |
6 | 500 | 470 | 12600 | 3150 | 56,12 | 0,1194 | 11,94 |
7 | 150 | 147,5 | 275 | 68,75 | 8,29 | 0,0562 | 5,62 |
8 | 200 | 382,5 | 875 | 218,75 | 14,79 | 0,0387 | 3,87 |
9 | 1500 | 1825 | 787500 | 196875 | 443,71 | 0,2431 | 24,31 |
10 | 1700 | 1900 | 1140000 | 285000 | 533,85 | 0,2810 | 28,10 |
Пример расчета коэффициента вариации спроса для позиции 1:
Числитель подкоренного выражения (графа 4 таблицы 4):
(1200–1450)2 +(1500–1450)2+(1700–1450)2+(14
Подкоренное выражение (графа 5 таблицы 4):
130000/4 = 3250
Значение корня (графа 6 таблицы 4):
√3250 = 180,28
Значение дроби (графа 7 таблицы 4):
180,28/1450=0,1243
Значение коэффициента вариации (графа 8 таблицы 4):
0,1243×100%= 12,43 %
Результат расчета коэффициента вариации спроса внесли в графу 4 таблицы 3.
6. Выстроим ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместим в графах 9 и 10 таблицы 3.
Выше всех размещена позиция 8 и 7, у которых наименьшие коэффициенты вариации спроса 3,87 и 5,62, соответственно.
7. Построим кривую ХУZ (рисунок 2).
Рисунок 2 – Кривая ХУZ-анализа
8. Разделим анализируемый ассортимент на группы X, У и Z.
Деление ассортимента на группы осуществляется исходя из значения коэффициента вариации спроса.
Группа | Интервал |
Х | 0 < ν < 12% |
У | 12% < ν < 25% |
Z | 13% < ν < … |