Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:05, доклад
Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о поставщиках, определения их возможностей и создания предпосылок для оптимизации закупок.
2. Сбор информации о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.
Введение
Основу экономической эффективности работы предприятия составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Достижение этой цели невозможно без выполнения нижеследующих функций закупочной логистики.
1. Сбор информации о
поставщиках, определения их
2. Сбор информации о
ценах, возможных сроках
используются следующие виды анализа
цены:
– анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступления к потребителю;
– анализ цены, рассчитанной
по общей стоимости произведенной
работы (дополнительно к первому включает
расходы на контроль,
хранение и финансирование);
– анализ цены на основе полезности продукта (спрос и предложение);
– анализ с помощью скользящих цен (при разработке долгосрочных договоров).
3. Выбор поставщика (поставщиков)
на основании анализа
4. Совместная работа с поставщиком (поставщиками) по обеспечению организации материалами, сырьем и продуктами производства.
Изучение рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен – главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. И если степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика, то в торговле снабженческие издержки играют значительную роль.
Снабженческие издержки иногда могут стать исходным пунктом исследования рынка закупок и сырья.
Поэтому правильный выбор поставщика является важным звеном в механизме закупочной логистики.
Целью и задачей данной курсовой работы является показать, как используя современные методы логистики можно сделать наиболее удачный выбор поставщиков на примере ООО «Бикор-БМП».
1. Теоретические
аспекты выбора поставщиков
1.1 Сущность процесса работы с поставщиками
Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии. В связи с этим рассмотрим сущность процесса выбора поставщиков.
Идентификация или переоценка потребностей. Процесс управления закупками начинается с определения тех снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями материальных ресурсов (подразделениями) фирмы.
Определение и оценка требований потребителей. Как только внутрифирменные потребители и номенклатура материальных ресурсов определены, должны быть установлены требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того, должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок. [1 с.130]
Определение типов закупок. В настоящее время существует три основных типа организации закупок материальных ресурсов в зависимости от продолжительности и сложности:
– установившиеся закупки,
– модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя.
Анализ поведения рынка. Источник материальных ресурсов для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высоко конкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
Идентификация всех возможных поставщиков. Эта логистическая операция включает определение всех возможных поставщиков определенного вида (номенклатуры) материальных ресурсов, которые могут удовлетворить требования внутрифирменных пользователей. Важным моментом является включение в этот список тех фирм-поставщиков, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался. [1 с.132]
Предварительная оценка возможных источников закупаемых материальных ресурсов заключается в сравнении предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества материальных ресурсов и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку должны проводить эксперты как производственного, так и логистического менеджмента.
Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика.
После уменьшения количества возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в материальных ресурсах конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика используется, как правило, многокритериальная оценка, включающая такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой фирмой внутрипроизводственной логистической концепции и системы.
Доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис. Включает ряд логистических активностей связанных с реализацией процесса поставок конкретной номенклатуры материальных ресурсов от поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на материальные ресурсы, процедуры заказов, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения по организационной структуре собственных логистических каналов продвижения материальных ресурсов от выбранного поставщика.
Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества материальных ресурсов (данная процедура для надежных поставщиков, особенно при применении технологии ЛТ, может отсутствовать). Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса. [1 с.133]
Кроме определенных количественных
критериев оценки поставщика существует
большая группа качественных показателей,
которые играют важную роль в процедуре
выбора, но трудно поддаются определению.
К таким показателям относятся
имидж поставщика, отсутствие негативных
сообщений о нем от партнеров
по бизнесу или в средствах
массовой информации, доброжелательность,
способность к контакту и длительным
партнерским отношениям и т.п. Негативная
оценка хотя бы по одному из таких показателей
может вычеркнуть поставщика из списка
возможных партнеров. Важную роль в
этом плане играют упаковка материальных
ресурсов, сопутствующие сервисные
услуги в виде соответствующих инструкций,
обучения пользованию, возврата некондиционных
материальных ресурсов, другим видам
предпродажного и послепродажного
сервиса. В некоторых случаях
сюда же относится совместная работа
по разработке новых видов или
модификации используемых товаропроизводителем
материальных ресурсов. Если в номенклатуру
покупаемых материальных ресурсов входят
сложные технические компоненты
(например, агрегаты для автомобилей
или сборочные единицы
Не последнюю роль в выборе поставщика играет его географическое расположение. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения JIТ-подхода, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации. Однако следует учитывать, что удаленные поставщики могут обеспечить поставку материальных ресурсов более высокого качества, по более низким ценам, с лучшим сервисом. [1 с.135]
Расстановка приоритетов при выборе поставщика зависит от очень большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегий фирмы-производителя. Укрупненно их можно свести к трем основным:
– цена,
–качество,
–сервис (надежность) поставок материальных ресурсов.
Фактор цены как самих материальных ресурсов, так и затрат, связанных с управлением закупками, является преобладающим для большинства фирм, так как напрямую определяет прибыль. Поэтому, прежде всего поставщики отбираются по ценовому критерию. Обычно менеджер по закупкам пользуется четырьмя базовыми процедурами определения цен материальных ресурсов потенциальных поставщиков:
– ценами товарных бирж,
– прайс-листами,
–ценовыми котировками
–переговорами напрямую с поставщиками.
Цены товарных бирж (в частности, крупных фьючерсных бирж) являются наилучшими на момент котировки ориентирами, так как определяются из условия равновесия спроса и предложения.
Прайс-листы обычно публикуются специальными изданиями и поставляются вместе со стандартными продуктами. Издаваемые поставщиками каталоги содержат подробные прайс-листы на все виды предлагаемых материальных ресурсов. [1 с.136]
Выбор поставщика зависит
от конкретных условий на рынке и
возможностей конкретной фирмы. Конкурентные
преимущества, доступные через закупки,
могут быть реализованы фирмой только
на основе установления эффективных
взаимоотношений с
Основные принципы отношений с поставщиками:
– обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;
– не забывать демонстрировать на деле общность интересов;
– знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых
– проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
– соблюдать принятые на себя обязательства;
– учитывать в деловой практике интересы поставщика;
–поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
Наиболее продуктивной считается
такая форма снабжения, когда фирма-закупщик
имеет взаимовыгодные длительные во времени,
доверительные отношения с несколькими
поставщиками. В рамках таких взаимоотношений,
поставщик и закупщик помогают друг другу
улучшать свою продукцию и увеличивать
объемы продаж, являются друг для друга
источником идей в области новой техники,
технологии, материалов. Такие отношения
включают также своевременность сообщений
о возможных изменениях в
продукте, в планах и расписании производственного
процесса. Высокоразвитая функция закупок
требует установления и поддержания таких
взаимоотношений поставщика и закупщика
на основе взаимной выгодности.
Существуют различные факторы, которые влияют на издержки снабжения, а в конечном итоге — на издержки производства. Например, потери потребителя в связи с нарушением сроков поставки или поставкой некачественной продукции. Влияние многих факторов заранее определить количественно весьма сложно. В связи с этим используют метод экспертных оценок, который позволяет достаточно объективно установить рейтинг различных поставщиков и получить интегрированный показатель их комплексной оценки.
Безусловно, определяющее значение при выборе поставщиков играет правильный отбор критериев.
Немаловажное значение для получения объективных результатов по выявлению рейтинга поставщиков имеет выбор метода экспертных оценок. Более простым с позиций организации работ является метод индивидуальных экспертных оценок, но при его использовании трудно избежать субъективизма. Поэтому следует отдавать предпочтение методу коллективных оценок. Его эффективность повышается, если правильно сформировать коллектив экспертов, объективно оценив компетентность каждого участника и его влияние на конечный результат. Для этого применяют разные приемы, в частности интервью и аналитические экспертные оценки.
В отборе поставщиков хорошо отработаны алгоритмы методов предпочтений и рангов, парного сравнения и расстановки приоритетов. Перечисленные методы позволяют получить количественное выражение интегрированного показателя рейтинга поставщиков и на его основе выявить лучшего из них.
Методы выбора поставщиков.
Процедура выбора поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются:
– конкурсные торги
–письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Проведение тендера включает следующие этапы. [2 с.93]
–реклама;
–разработка тендерной документации;
–публикация тендерной документации;