1.3. Логистический процесс
на складе.
Логистический процесс на окладе весьма
сложен, поскольку требует полной
согласованности функций снабжения
запасами, переработки груза и
физического распределения заказов.
Практически логистика на складе
охватывает все основные функциональные
области, рассматриваемые на микроуровне.
Поэтому логистический процесс на складе
гораздо шире технологического процесса
и включает:
- снабжение запасами;
- контроль за поставками;
- разгрузку и приемку грузов;
- внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;
- складирование и хранение грузов;
- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
- транспортировку и экспедицию заказов;
- сбор и доставку порожних товароносителей;
- контроль за выполнением заказов;
- информационное обслуживание склада;
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех составляющих
логистического процесса должно рассматриваться
во взаимосвязи и взаимозависимости.
Такой подход позволяет не только
четко координировать деятельность
служб склада, он является основой
планирования и контроля за продвижением
груза на складе с минимальными затратами.
Условно весь процесс можно разделить
на три части:
1)
операции, направленные на координацию
службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные
с переработкой груза и его
документацией;
3) операции, направленные на координацию
службы продаж.
Снабжение запасами.
Координация службы закупки осуществляется
в ходе операций по снабжению запасами
и посредством контроля за ведением поставок.
Основная задача снабжения запасами состоит
в обеспечении склада товаром (или материалом)
в соответствии с возможностями его переработки
на данный период при полном удовлетворении
заказов потребителей. Поэтому определение
потребности в закупке запасов должно
согласовываться со службой продаж и имеющейся
мощностью склада. Контроль за поставками. Учет и контроль
за поступлением запасов и отправкой заказов
позволяет обеспечить ритмичность переработки
грузопотоков, максимальное использование
имеющегося объема склада и необходимые
условия хранения, сократить сроки хранения
запасов и тем самым увеличить оборот
склада. Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении
этих операций необходимо ориентироваться
на условия поставки заключенного договора
(раздел «Базис поставки»). Соответственно
подготавливаются места разгрузки под
указанное транспортное средство (трейлер,
фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное
оборудование. Разгрузка на современных
складах осуществляется на разгрузочных
автомобильных или железнодорожных рампах
и контейнерных площадках. Специальное
оснащение мест разгрузки и правильный
выбор погрузочно-разгрузочного оборудования
позволяют эффективно проводить разгрузку
(в кратчайшие сроки и с минимальными потерями
груза), в связи с чем сокращаются простои
транспортных средств, а следовательно,
и снижаются издержки обращения.
Внутрискладская транспортировка.
Внутрискладская транспортировка предполагает
перемещение груза между различными зонами
склада: с разгрузочной рампы в зону приемки,
оттуда в зону хранения, комплектации
и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется
с помощью подъемно-транспортных машин
и механизмов. Транспортировка грузов
внутри склада должна осуществляться
при минимальной протяженности во времени
и пространстве по сквозным «прямоточным»
маршрутам. Это позволит избежать повторного
возвращения в любую из складских зон
и неэффективного выполнения операций.
Число перевалок (с одного вида оборудования
на другое) должно быть минимальным. Складирование и хранение. Процесс
складирования заключается в размещении
и укладке груза на хранение. Основной
принцип рационального складирования
- эффективное использование объема зоны
хранения. Предпосылкой этого является
оптимальный выбор системы складирования
и в первую очередь складского оборудования.
Оборудование под хранение должно отвечать
специфическим особенностям груза и обеспечивать
максимальное использование высоты и
площади склада. При этом пространство
под рабочие проходы должно быть минимальным,
но с учетом нормальных условий работы
подъемно-транспортных машин и механизмов.
Для упорядоченного хранения груза и экономичного
его размещения используют систему адресного
хранения по принципу твердого (фиксированного)
или свободного (груз размещается на любом
свободном месте) выбора места складирования. Комплектация (комиссионирование) заказов
и отгрузка. Процесс комплектации
сводится к подготовке товара в соответствии
с заказами потребителей. Комплектация
и отгрузка заказов включают:
- получение заказа клиента (отборочный лист);
- отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
- комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
- подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
- документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
- отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов
клиентов проводится в зоне комплектации.
Подготовка и оформление документации
осуществляются через информационную
систему. Адресная система хранения позволяет
указывать в отборочном листе место отбираемого
товара, что значительно сокращает время
отборки и помогает отслеживать отпуск
товара со склада. При комплектации отправки
благодаря информационной системе облегчается
выполнение функции объединения грузов
в экономичную партию отгрузки, позволяющую
максимально использовать транспортное
средство. При этом выбирается оптимальный
маршрут доставки заказов. Отгрузка ведется
на погрузочной рампе (требования к проведению
эффективной отгрузки аналогичны требованиям
к разгрузке). Транспортировка и экспедиция
заказов могут осуществляться как
складом, так и самим заказчиком. Последний
вариант оправдывает себя лишь в том случае,
когда заказ осуществляется партиями,
равными вместимости транспортного средства,
и при этом запасы потребителя не увеличиваются.
Наиболее распространена и экономически
оправданна централизованная доставка
заказов складом. В этом случае благодаря
унитизации грузов и оптимальным маршрутам
доставки достигается значительное сокращение
транспортных расходов и появляется реальная
возможность осуществлять поставки мелкими
и более частыми партиями, что приводит
к сокращению ненужных страховых запасов
у потребителя. Сбор и доставка порожних товароносителей
играют существенную роль в статье расходов.
Товароносители (поддоны, контейнеры,
тара-оборудование) при внутригородских
перевозках чаще всего бывают многооборотные,
а потому требуют возврата отправителю.
Эффективный обмен товароносителей возможен
лишь в тех случаях, когда достоверно определено
их оптимальное количество и четко выполняется
график их обмена с потребителями. Информационное обслуживание
склада предполагает управление информационными
потоками и является связующим стержнем
функционирования всех служб склада. В
зависимости от технической оснащенности
управление информационными потоками
может быть как самостоятельной системой
(на механизированных складах), так и составной
подсистемой общей автоматизированной
системы управления материальными и информационными
потоками (на автоматизированных складах).
Информационное обслуживание охватывает:
- обработку входящей документации;
- предложения по заказам поставщиков;
- оформление заказов поставщиков;
- управление приемом и отправкой;
- контроль наличия товаров на складе;
- прием заказов потребителей;
- оформление документации отправки;
- диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
- обработку счетов клиентов;
- обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
- различную статистическую информацию.
Контроль за выполнением
заказов и обеспечение обслуживания
клиентов. На обеспечение координации деятельности
службы продаж в первую очередь направлены
операции контроля за выполнением заказов
и оказание услуг клиентам, от выполнения
которых зависит уровень обслуживания.
Успешно осуществляемое логистическое
обслуживание покупателей может легко
стать важнейшим, к тому же стратегическим
признаком, выгодно отличающим данную
фирму от конкурентов. Выделяют три основные
категории элементов обслуживания: допродажное,
во время продажи и послепродажное. Осуществлением
допродажных услуг занимается служба
продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает
выполнение как продажных, так и послепродажных
услуг.
Рациональное осуществление
логистического процесса на складе - залог
его рентабельности. Поэтому при
организации логистического процесса
необходимо добиваться:
- рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
- эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
- использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
- минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
- осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
- максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т.д.
2. Анализ работы складского
хозяйства на ОАО «ВАСО» 2.1. Общая характеристика предприятия
Воронежское акционерное самолетостроительное
общество ОАО «ВАСО», образованное на базе
Воронежского авиационного завода, одно
из первенцев отечественного самолетостроения. Основными видами деятельности Общества
являются: производство авиационной
техники, в том числе авиационной техники
двойного назначения; ремонт авиационной
техники, в том числе авиационной техники
двойного назначения; испытание авиационной
техники, в том числе авиационной техники
двойного назначения; деятельность по
техническому обслуживанию и ремонту
воздушных судов; производство вооружений
и военной техники; перевозки воздушным
транспортом пассажиров и грузов; производство
и продажа товаров народного потребления;
промышленное и гражданское строительство;
изготовление и продажа продукции производственно-технического
назначения. Общество осуществляет внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Таблица
2. – Миссия предприятия
Производство |
Путем целенаправленного совершенствования
продукции, расширения ее номенклатуры,
поддержания необходимого уровня выпуска,
в максимально возможной мере
отвечать потребностям рынка, в том
числе учитывая внимание и интересы. |
Сотрудничество |
С уважением относится к деловым
партнерам и активно работать
с ними, расширять сферу деловых
отношений. |
Персонал |
Быть внимательным и чутким к его
запросам и нуждам, способствовать
росту отдачи труда. |
Внешняя обстановка |
Всемерно содействовать формированию
стабильной в экономическом и
социальном плане, экологически безопасной
внешней среды. |
Основная хозяйственная
деятельность предприятия – это производство вертолетов, самолетов
и прочих летательных аппаратов, производство
прочих частей и принадлежностей летательных
аппаратов и космических аппаратов, предоставление
услуг по ремонту, техническому обслуживанию
и переделка летательных аппаратов и двигателей
летательных аппаратов, деятельность
воздушного пассажирского транспорта,
не подчиняющегося расписанию, производство
насосов для перекачки жидкостей и подъемников
жидкостей, производство общестроительных
работ по возведению зданий, прочая оптовая
торговля, строительство спортивных и
туристских (прогулочных) судов, розничная
торговля в неспециализированных магазинах
преимущественно пищевыми продуктами,
включая напитки, и табачными изделиями,
розничная торговля бытовыми электротоварами,
прочая розничная торговля в неспециализированных
магазинах, деятельность гостиниц без
ресторанов, деятельность столовых при
предприятиях и учреждениях, деятельность
прочих мест для проживания, производство
частей и принадлежностей автомобилей
и их двигателей, деятельность санаторно-курортных
учреждений, эксплуатация гаражей, стоянок
для автотранспортных средств, велосипедов
и т.п., ремонт бытовых электрических изделий,
ремонт бытовых изделий и предметов личного
пользования, не включенных в другие группировки,
деятельность внутреннего водного пассажирского
транспорта, производство прочих изделий,
не включенных в другие группировки.
Основы линейных структур составляет
так называемый «шахтный» принцип
построения и специализация управленческого
процесса по функциональным подсистемам
организации (маркетинг, производство,
исследования и разработки, финансы,
персонал и т.д.). По каждой подсистеме
формируется иерархия служб («шахта»),
пронизывающая всю организацию
сверху донизу Результаты работы каждой
службы оцениваются показателями, характеризующими
выполнение ими своих целей и
задач. Соответственно строится и система
мотивации и поощрения работников.
При этом конечный результат (эффективность
и качество работы организации в
целом) становится как бы второстепенным,
так как считается, что все
службы в той или иной мере работают
на его получение. В современных
условиях недостатки структуры перевешивают
ее достоинства. Такая структура
плохо совместима с современной
философией качества. Вследствие этого
можно предложить другой вариант
организационной структуры –
дивизионная структура управления.
Ключевыми фигурами в управлении организациями
с дивизионной структурой являются уже
не руководители функциональных подразделений,
а менеджеры, возглавляющие производственные
отделения (дивизионы). Структуризация
по дивизионам, как правило, производится
по одному из критериев: по выпускаемой
продукции (изделиям или услугам) – продуктовая
специализация; по ориентации на определенные
группы потребителей – потребительская
специализация; по обслуживаемым территориям
– региональная специализация. В нашей
стране аналогичные структуры управления
широко внедрялись, начиная с 60-х годов
в форме создания производственных объединений.
2.2 Анализ организации складского
хозяйства на ОАО «ВАСО»
Для производственной структуры современного
специализированного машиностроительного
предприятия ОАО «ВАСО» характерно наличие цехов,
построенных по предметному признаку;
это определяет сложность и многообразие
кооперированных связей между цехами.
С развитием и углублением специализации
предприятия и применением поточных и
автоматических методов организации производственных
процессов все большее распространение
получает предметный принцип построения
цехов и производственных участков.
Для предприятия характерно относительно
равномерное комплектное потребление
деталей на сборке и периодическая подача
партий заготовок и готовых деталей из
заготовительных и обрабатывающих цехов.