Основы организации грузовой и коммерческой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:57, реферат

Описание

Перевозочный процесс связан с выполнением постоянно повторяю-щихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвиже-ния, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Основы организации грузовой и коммерческой работы.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)
Общие сведения о перевозочном процессе
Груз — объект ( в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.

Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

Груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю.

Грузополучатель ( получатель) — физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа.

Пользователь услугами железнодорожного транспорта — пассажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами ( работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными пред-принимателями на железнодорожном транспорте.  

Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприни-матель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправ-ления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю.

Перевозочный процесс — совокупность организационно и техно-логически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществля-ется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и дру-гие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснаб-жения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Перевозочный  процесс связан с выполнением  постоянно повторяю-щихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвиже-ния, связанные с подачей  вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д. Перевозочный процесс сопровождается массовой передачей, приемом и переработкой информации об указанных операциях. При смешанных перевозках про-изводится перегрузка с одного вида транспорта на другой.

Все операции перевозочного  процесса должны выполняться наибо-лее  рациональным методом с наилучшим  использованием транспорт-ных средств  и с наименьшими затратами. В  современных условиях это

возможно при  обеспечении единства управления перевозочным процессом сверху донизу и применении сквозных сетевых технологий, исключающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог.

В 2001 г. решением Коллегии МПС России на железнодорожном  транспорте введена новая организационная структура управления перевозочным процессом, которая включает Центр управления перевозками МПС России ( ЦУП), семь региональных центров управления перевозками ( ЦУПР) и опорные центры управления ( ОЦ) на дорогах.

Технология управления основывается на принципах «точно в срок» и «от двери до двери» с использованием твердых ниток графика движения поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотправителей и грузополучателей.

Транспортная  логистика 
 
Наиболее  эффективно перевозочный процесс осуществляется при создании комплексных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики.

Логистика — это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения; планирование материального спроса потребителя.

Доставка продукции  от производителя до потребителя  « точно в срок» при минимальных  затратах грузовых и материальных ресурсов — основа транспортной логистики. При  этом функции железных дорог расширяются  и вторгаются непосредственно в сферы производства и потребления с учетом экономических интересов производителя, железных до-рог и потребителя.

Классическая  схема транспортной логистики объединяет трех участ-ников: поставщик (грузоотправитель) — перевозчик (железная дорога или другой вид транспорта) — потребитель (грузополучатель). Например, согласованный подвод потоков руды и угля кольцевыми маршрута-ми в адрес ОАО «Северсталь» от поставщиков Мурманской области и Республики Коми.

Реализация транспортных логистических систем позволяет сократить простои вагонов, уменьшить запасы различных видов сырья, число ре-зервных путей и объемы резервов перерабатывающей способности мест погрузки и выгрузки. 

На железных дорогах Российской Федерации разработан и осуще-ствлен ряд эффективных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики:

– отправительская  маршрутизация (связывает в единую логистичес-кую систему грузоотправителя и грузополучателя, то есть поставщика и потребителя товаров);

– организация  технологических маршрутов (взаимосогласованная система «производитель — транспорт — потребитель»);

– укрупнение групп  вагонов в адрес одного грузополучателя ( связывает в единую систему производителей, потребителей и др.).

Создание эффективных  железнодорожных логистических систем является актуальной задачей реструктуризации железнодорожного транспорта. В перспективе сеть железных дорог России будет представлять собой и сеть логистических центров, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта и производителей товаров.

 

 

Грузовые  и коммерческие операции
В процессе организации перевозок грузов выполняются  грузовые и коммерческие операции. 
Грузовая операция — погрузка грузов из складов в транспортные средства (вагоны, автомобили и др.) и выгрузка из них в склады, перегрузка грузов из вагонов в вагоны при перевозке по железным дорогам с разной шириной колеи, перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой (прямая операция); перемещение грузов внутри складов для проверки его наличия или массы (перевески) и др. 
Коммерческая операция — включает составление, обработку перевозочных и передаточных документов, оформление учетно-отчетной документации, взыскание всех видов платежей и сборов за перевозку грузов по железным дорогам и с участием других видов транспорта. Кроме того, к коммерческим операциям относится подготовка вагонов к перевозке различных грузов и их осмотр в коммерческом отношении; транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, ведение актово-претензионного, договорного делопроизводства; дополнение и исправление тарифных руководств и книг конвенционных запрещений. Коммерческими операциями являются также взвешивание грузов, пломбирование вагонов и контейнеров, составление и обеспечение сохранности документации, связанной с погрузкой грузов в открытый подвижной состав и т.п.
 

 

Содержание  грузовой и коммерческой работы
Грузовая  и коммерческая работа включает комплекс вопросов, связанных с перевозочным процессом, главным образом с  его начальными и конечными операциями, с приемом груза к отправлению и погрузкой, с выгрузкой и выдачей груза получателю. 
К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы разработки и соблюдения условий и правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности; организации прогрессивных видов перевозок (пакетных, контейнерных, комбинированных и маршрутных); механизации погрузочно-разгрузочных работ; переадресовки грузов, работы пунктов коммерческого осмотра, сортировочных платформ; взаимодействия с другими видами транспорта и многое другое. 
Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его развитие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов ( нормативные правовые акты). В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутствуют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Федерации, Ус т а в железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Основным содержанием грузовой и коммерческой работы являются:
  • прием заявок на перевозку грузов и их обработка;
  • прием к перевозке грузов и выдача их грузополучателям;
  • оформление перевозочных документов;
  • механизация погрузочно-разгрузочных работ;
  • расчет и взыскание платы за перевозку на основе действующих тарифов;
  • обеспечение сохранности перевозимых грузов;
  • организация перевозок скоропортящихся грузов;
  • транспортно-экспедиционное обслуживание, арендное и договорное дело;
  • обслуживание железнодорожных путей необщего пользования, разработка единой технологии работы станций примыкания и железнодорожных путей необщего пользования;
  • организация контрольно-ревизионной работы;
  • обеспечение безопасности движения, охраны труда и окружающей среды при выполнении грузовых и коммерческих операций и перевозке грузов;
  • автоматизация управления грузовой и коммерческой работой, внедрение новых информационных технологий.

Созданная система  фирменного транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте (см. главу 50) позволяет значительно улучшить грузовую и коммерческую работу железных дорог, повысить качество предоставленных транспортных услуг грузоотправителям, грузополучателям, пользователям и владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного подвижного состава.

 

 

Организационная структура управления грузовой и  коммерческой работой
Грузовой  и коммерческой работой на сети дорог  руководит Департамент грузовой и коммерческой работы Министерства путей сообщения Российской Федерации (ЦМ), на железной дороге и отделении  — соответственно служба ( М) и отдел  грузовой и коммерческой работы ( НОДМ). На некоторых отделениях созданы дирекции перевозок, дирекции грузовой и коммерческой работы. Служба грузовой и коммерческой работы управления железной дороги состоит из отделов или секторов ( в зависимости от объема работы): организации коммерческой работы и условий перевозок, перевозок скоропортящихся грузов, капитального строительства и механизации погрузочно-разгрузочных работ, актово-претензионный и др. 
Кроме того, в штат службы входит аппарат дорожных коммерческих ревизоров. Руководит службой начальник службы (М), его заместители и главный инженер.

В структуре  отделений железных дорог имеются  отделы грузовой и коммерческой работы. В зависимости от объема работы в  штате отдела, кроме начальника (НОДМ), имеются заместитель начальника отдела, старший и участковый коммерческие ревизоры, ревизоры хладотранспорта, инженеры и техники, ведающие вопросами организации перевозок грузов и др. 
Для осуществления погрузки и выгрузки грузов на местах общего пользования и выполнения коммерческих операций, в частности с контейнерами, на отделениях железной дороги организованы механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ( МЧ). На станциях эти дистанции имеют производственные участки. 
На некоторых отделениях, например на Вологодском отделении Северной железной дороги, созданы дирекции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций. 
Г

рузовой и коммерческой работой на железнодорожной станции  руководит начальник станции (ДС), а на станциях с большими объемами грузовых и коммерческих операций — заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе (ДСМ). Для контроля за состоянием грузовой и коммерческой работы создан ревизорский аппарат: в Департаменте грузовой и коммерческой работы — главный, а также старшие коммерческие ревизоры (по дорогам или группе дорог), в соответствующей службе управления железной дороги — дорожный коммерческий ревизор, в отделе отделения железной дороги — старший коммерческий и участковые коммерческие ревизоры. 
Охраной грузов ведает Управление ведомственной охраны МПС (ЦУО), на железной дороге — Отдел ведомственной охраны (НО). 
При реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте будет изменена и система управления грузовой и коммерческой работой. Многие вопросы организации грузовой и коммерческой работы будут решаться в подразделениях центрального аппарата ОАО «РЖД» и его филиалах (железных дорогах). Усовершенствуется система управления контейнерными перевозками, перевозками скоропортящихся грузов, транзитными и интермодальными перевозками. Система управления грузовыми перевозками будет осуществляться с учетом работы с парком вагонов ОАО «РЖД» и вагонов операторских компаний.

 

 

Виды  сообщений и классификация грузовых перевозок 
Перевозки грузов железнодорожным транспортом в зависимости от видов транспорта подразделяются на перевозки в прямом железнодорожном сообщении, перевозки в прямом смешанном и непрямом смешанном сообщении (с участием двух и более видов транспорта). 
 
С образованием ОАО «РЖД» как единого хозяйствующего субъекта перевозки осуществляются в прямом железнодорожном сообщении между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования. Перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составляемому на весь маршрут следования груза. Перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Кроме того, грузы  могут перевозиться в международном  сообщении с участием железнодорожного транспорта между двумя и более  странами, в том числе транзитом  по территории Российской Федерации. Такое  сообщение может быть прямым, то есть осуществляемым по одному транспортному документу на весь путь следования, и непрямым, когда перевозка на территории каждой страны осуществляется на основе самостоятельного договора перевозки и, соответственно, нескольких транспортных документов. Осуществляются также специальные и воинские железнодорожные перевозки. 
Специальные железнодорожные перевозки предназначены для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей. 
Воинские железнодорожные перевозки — перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих воинскую службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности. 
В последние годы начали интенсивно развиваться комбинированные (контрейлерные) перевозки грузов с транспортированием груженых большегрузных автомобилей и полуприцепов на специальных платформах. 
В соответствии с Ус т а в о м железнодорожного транспорта перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. В зависимости от количества груза, предъявляемого по одной транспортной железнодорожной накладной, перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками. 
Повагонной отправкой считается предъявляемый по одной транспортной железнодорожной накладной ( далее накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона. 
Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера. 
 
Мелкая отправка — предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставления отдельного вагона или контейнера. 
Групповой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки. 
Маршрутной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для отправительских маршрутов по массе или длине. 
Сборной повагонной отправкой считается предъявленный по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя.

Информация о работе Основы организации грузовой и коммерческой работы