Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:57, реферат
Перевозочный процесс связан с выполнением постоянно повторяю-щихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвиже-ния, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д.
Общие сведения о перевозочном процессе |
Груз
— объект ( в том числе изделия, предметы,
полезные ископаемые, материалы, сырье,
отходы производства и потребления), принятый
в установленном порядке для перевозки
в грузовых вагонах и контейнерах.
Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Груз выдается
на железнодорожной станции Грузополучатель ( получатель) — физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа. Пользователь
услугами железнодорожного транспорта
— пассажир, грузоотправитель, грузополучатель
либо иное физическое или юридическое
лицо, пользующееся услугами ( работами),
оказываемыми организациями железнодорожного
транспорта и индивидуальными пред-принимателями
на железнодорожном транспорте. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприни-матель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправ-ления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю. Перевозочный процесс — совокупность организационно и техно-логически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществля-ется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур. Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и дру-гие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснаб-жения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Перевозочный
процесс связан с выполнением
постоянно повторяю-щихся Все операции перевозочного процесса должны выполняться наибо-лее рациональным методом с наилучшим использованием транспорт-ных средств и с наименьшими затратами. В современных условиях это возможно при обеспечении единства управления перевозочным процессом сверху донизу и применении сквозных сетевых технологий, исключающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог. В 2001 г. решением Коллегии МПС России на железнодорожном транспорте введена новая организационная структура управления перевозочным процессом, которая включает Центр управления перевозками МПС России ( ЦУП), семь региональных центров управления перевозками ( ЦУПР) и опорные центры управления ( ОЦ) на дорогах. Технология управления основывается на принципах «точно в срок» и «от двери до двери» с использованием твердых ниток графика движения поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотправителей и грузополучателей. | |
Транспортная логистика |
Наиболее эффективно перевозочный процесс осуществляется при создании комплексных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики. Логистика — это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения; планирование материального спроса потребителя. Доставка продукции
от производителя до потребителя
« точно в срок» при Классическая схема транспортной логистики объединяет трех участ-ников: поставщик (грузоотправитель) — перевозчик (железная дорога или другой вид транспорта) — потребитель (грузополучатель). Например, согласованный подвод потоков руды и угля кольцевыми маршрута-ми в адрес ОАО «Северсталь» от поставщиков Мурманской области и Республики Коми. Реализация транспортных
логистических систем позволяет сократить
простои вагонов, уменьшить запасы различных
видов сырья, число ре-зервных путей и
объемы резервов перерабатывающей способности
мест погрузки и выгрузки. На железных дорогах Российской Федерации разработан и осуще-ствлен ряд эффективных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики: – отправительская
маршрутизация (связывает в единую
логистичес-кую систему – организация технологических маршрутов (взаимосогласованная система «производитель — транспорт — потребитель»); – укрупнение групп вагонов в адрес одного грузополучателя ( связывает в единую систему производителей, потребителей и др.). Создание эффективных железнодорожных логистических систем является актуальной задачей реструктуризации железнодорожного транспорта. В перспективе сеть железных дорог России будет представлять собой и сеть логистических центров, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта и производителей товаров. |
Грузовые и коммерческие операции |
В процессе
организации перевозок грузов выполняются
грузовые и коммерческие операции. Грузовая операция — погрузка грузов из складов в транспортные средства (вагоны, автомобили и др.) и выгрузка из них в склады, перегрузка грузов из вагонов в вагоны при перевозке по железным дорогам с разной шириной колеи, перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой (прямая операция); перемещение грузов внутри складов для проверки его наличия или массы (перевески) и др. Коммерческая операция — включает составление, обработку перевозочных и передаточных документов, оформление учетно-отчетной документации, взыскание всех видов платежей и сборов за перевозку грузов по железным дорогам и с участием других видов транспорта. Кроме того, к коммерческим операциям относится подготовка вагонов к перевозке различных грузов и их осмотр в коммерческом отношении; транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, ведение актово-претензионного, договорного делопроизводства; дополнение и исправление тарифных руководств и книг конвенционных запрещений. Коммерческими операциями являются также взвешивание грузов, пломбирование вагонов и контейнеров, составление и обеспечение сохранности документации, связанной с погрузкой грузов в открытый подвижной состав и т.п. |
Содержание грузовой и коммерческой работы |
Грузовая
и коммерческая работа включает комплекс
вопросов, связанных с перевозочным
процессом, главным образом с
его начальными и конечными операциями,
с приемом груза к отправлению и погрузкой,
с выгрузкой и выдачей груза получателю. К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы разработки и соблюдения условий и правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности; организации прогрессивных видов перевозок (пакетных, контейнерных, комбинированных и маршрутных); механизации погрузочно-разгрузочных работ; переадресовки грузов, работы пунктов коммерческого осмотра, сортировочных платформ; взаимодействия с другими видами транспорта и многое другое. Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его развитие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов ( нормативные правовые акты). В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутствуют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Федерации, Ус т а в железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Основным содержанием грузовой и коммерческой работы являются:
Созданная система фирменного транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте (см. главу 50) позволяет значительно улучшить грузовую и коммерческую работу железных дорог, повысить качество предоставленных транспортных услуг грузоотправителям, грузополучателям, пользователям и владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного подвижного состава. |
Организационная структура управления грузовой и коммерческой работой |
Грузовой
и коммерческой работой на сети дорог
руководит Департамент грузовой
и коммерческой работы Министерства
путей сообщения Российской Федерации
(ЦМ), на железной дороге и отделении
— соответственно служба ( М) и отдел
грузовой и коммерческой работы ( НОДМ).
На некоторых отделениях созданы дирекции
перевозок, дирекции грузовой и коммерческой
работы. Служба грузовой и коммерческой
работы управления железной дороги состоит
из отделов или секторов ( в зависимости
от объема работы): организации коммерческой
работы и условий перевозок, перевозок
скоропортящихся грузов, капитального
строительства и механизации погрузочно-разгрузочных
работ, актово-претензионный и др. Кроме того, в штат службы входит аппарат дорожных коммерческих ревизоров. Руководит службой начальник службы (М), его заместители и главный инженер. В структуре
отделений железных дорог имеются
отделы грузовой и коммерческой работы.
В зависимости от объема работы в
штате отдела, кроме начальника (НОДМ),
имеются заместитель начальника
отдела, старший и участковый коммерческие
ревизоры, ревизоры хладотранспорта, инженеры
и техники, ведающие вопросами организации
перевозок грузов и др. рузовой и коммерческой
работой на железнодорожной станции
руководит начальник станции (ДС),
а на станциях с большими объемами
грузовых и коммерческих операций —
заместитель начальника станции по грузовой
и коммерческой работе (ДСМ). Для контроля
за состоянием грузовой и коммерческой
работы создан ревизорский аппарат: в
Департаменте грузовой и коммерческой
работы — главный, а также старшие коммерческие
ревизоры (по дорогам или группе дорог),
в соответствующей службе управления
железной дороги — дорожный коммерческий
ревизор, в отделе отделения железной
дороги — старший коммерческий и участковые
коммерческие ревизоры. |
Виды
сообщений и классификация |
Перевозки
грузов железнодорожным транспортом
в зависимости от видов транспорта подразделяются
на перевозки в прямом железнодорожном
сообщении, перевозки в прямом смешанном
и непрямом смешанном сообщении (с участием
двух и более видов транспорта). С образованием ОАО «РЖД» как единого хозяйствующего субъекта перевозки осуществляются в прямом железнодорожном сообщении между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования. Перевозки в прямом смешанном сообщении осуществляются несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составляемому на весь маршрут следования груза. Перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида. Кроме того, грузы
могут перевозиться в международном
сообщении с участием железнодорожного
транспорта между двумя и более
странами, в том числе транзитом
по территории Российской Федерации. Такое
сообщение может быть прямым, то есть
осуществляемым по одному транспортному
документу на весь путь следования, и непрямым,
когда перевозка на территории каждой
страны осуществляется на основе самостоятельного
договора перевозки и, соответственно,
нескольких транспортных документов.
Осуществляются также специальные и воинские
железнодорожные перевозки. |
Информация о работе Основы организации грузовой и коммерческой работы