Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:41, реферат
Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также специфической организацией и системой управления.
В условиях резкого спада производства и снижения жизненного уровня населения показывает, что уровень пассажирских перевозок, как правило, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству перевозок пассажиров.
Зачастую не обеспечивается установленное нормами время поездок, что объясняется низкими скоростями движения автобусов, необходимостью совершать пересадки из-за несовершенства маршрутной сети и потерями времени на подходы к остановкам. В часы пик поездки совершаются с нарушением установленных норм наполнения подвижного состава.
Одной из возможных схем проведения корреляционно-регрессионного анализа является следующая:
1) проводится взаимный парный корреляционный анализ между всеми возможными сочетаниями факторов и дублирующие факторы исключаются (из дублирующих друг друга факторов для дальнейших расчетов один из них исключают - обычно зависимый);
2) принимается вид уравнения регрессии (модели связи);
3) рассчитываются параметры
4) проверяется значимость отдельных факторов в модели и адекватность уравнения регрессии экспериментальным данным в целом. Если нет малозначимых факторов и уравнение регрессии согласуется с экспериментальными данными - решение получено, а иначе на п.5;
5) отбрасываются малозначимые факторы и проводятся новые расчеты (п. 2-4 или 3,4).
Полученное уравнение
Если связь оказалась
Статистикой, характеризующей тесноту
связи между факторами и
Коэффициент множественной корреляции показывает какая часть дисперсии зависимой переменной объясняется принятой регрессионной моделью:
, (2.10)
где - объясненная сумма квадратов отклонений от оценки математического ожидания (m – число опытов);
- полная сумма квадратов
а0 - оценка математического ожидания случайной величины.
Разность между полной и объясненной суммой квадратов является остаточной (необъясненной) суммой отклонений от оценки математического ожидания
. (2.11)
Тогда через значение коэффициента множественной корреляции рассчитывается по формуле:
(2.12)
Значения R может быть в пределах от 0 до 1.0. При R = 0 связь между факторами и зависимой переменной отсутствует, а R = 1.0 указывает на функциональную зависимость.
Для проверки гипотезы существенности коэффициента множественной корреляции и согласованности уравнения регрессии с экспериментами данными используется статистика критерия Фишера:
(2.13)
или
, (2.14)
где и - соответственно объясненная и остаточная дисперсия для зависимого параметра.
Чтобы не было оснований отвергнуть гипотезу, что экспериментальные данные согласуются с полученным уравнением регрессии, рассчитанная статистика критерия Фишера должна быть больше табличного значения (F > Fт). Табличное значение Fт определяется в зависимости от уровня значимости и числа степеней свободы k1 = n и k2= m - n- 1 (n – число факторов).
Уровень значимости (вероятность) рекомендуется принимать 0.01 - 0.05 (чем меньше, тем жестче требования к адекватности модели).
Если F < Fт , то считается, что уравнение регрессии не согласуется с экспериментальными данными.
Табличные значения критерия Фишера приведены ниже в таблице 2.1.[12].
Таблица 2.1 - Табличные значения критерия Фишера
Уровень значимости 0,05 | ||||||||||||
k2 |
k1 | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
1 |
161 |
200 |
216 |
225 |
230 |
234 |
237 |
239 |
241 |
242 |
243 |
244 |
2 |
18,51 |
19,00 |
19,16 |
19,25 |
19,30 |
19,33 |
19,36 |
19,37 |
19,38 |
19,39 |
19,40 |
19,41 |
3 |
10,13 |
9,55 |
9,28 |
9,12 |
9,01 |
8,94 |
8,88 |
8,84 |
8,81 |
8,78 |
8,76 |
8,74 |
4 |
7,71 |
6,94 |
6,59 |
6,39 |
6,26 |
6,16 |
6,09 |
6,04 |
6,00 |
5,96 |
5,93 |
5,91 |
5 |
6,61 |
5,79 |
5,41 |
5,19 |
5,05 |
4,95 |
4,88 |
4,82 |
4,78 |
4,74 |
4,70 |
4,68 |
6 |
5,99 |
5,14 |
4,76 |
4,53 |
4,39 |
4,28 |
4,21 |
4,15 |
4,10 |
4,06 |
4,03 |
4,00 |
7 |
5,59 |
4,74 |
4,35 |
4,12 |
3,97 |
3,87 |
3,79 |
3,73 |
3,68 |
3,63 |
3,60 |
3,57 |
8 |
5,32 |
4,46 |
4,07 |
3,84 |
3,69 |
3,58 |
3,50 |
3,44 |
3,39 |
3,34 |
3,31 |
3,28 |
9 |
5,12 |
4,26 |
3,86 |
3,63 |
3,48 |
3,37 |
3,29 |
3,23 |
3,18 |
3,13 |
3,10 |
3,07 |
10 |
4,96 |
4,10 |
3,71 |
3,48 |
3,33 |
3,22 |
3,14 |
3,07 |
3,02 |
2,97 |
2,94 |
2,91 |
11 |
4,84 |
3,98 |
3,59 |
3,36 |
3,20 |
3,09 |
3,01 |
2,95 |
2,90 |
2,86 |
2,82 |
2,79 |
12 |
4,75 |
3,88 |
3,49 |
3,26 |
3,11 |
3,00 |
2,92 |
2,85 |
2,80 |
2,76 |
2,72 |
2,69 |
13 |
4,67 |
3,80 |
3,41 |
3,18 |
3,02 |
2,92 |
2,84 |
2,77 |
2,72 |
2,67 |
2,63 |
2,60 |
14 |
4,60 |
3,74 |
3,34 |
3,11 |
2,96 |
2,85 |
2,77 |
2,70 |
2,65 |
2,60 |
2,56 |
2,53 |
15 |
4,54 |
3,68 |
3,29 |
3,06 |
2,90 |
2,79 |
2,70 |
2,64 |
2,59 |
2,55 |
2,51 |
2,48 |
16 |
4,49 |
3,63 |
3,24 |
3,01 |
2,85 |
2,74 |
2,66 |
2,59 |
2,54 |
2,49 |
2,45 |
2,42 |
17 |
4,45 |
3,59 |
3,20 |
2,96 |
2,81 |
2,70 |
2,62 |
2,55 |
2,50 |
2,45 |
2,41 |
2,38 |
Статистику критерия Фишера можно использовать для оценки значимости отдельных факторов. Фактор является малозначимым в том случае, если его исключение из модели не вызывает существенного снижения статистики критерия Фишера. При этом исключение малозначимого фактора может обеспечить увеличение статистики F .
2.2 Определение закономерностей изменения пассажиропотоков во времени
Для существующей маршрутной сети определим значения спроса на перевозку используя многочлен Фурье. Для расчета выберем маршруты №1, 4, 5, 12, 16, и 25, так как на них наиболее значимые пассажиропотоки, что позволит получить более точные характеристики.
Доли пассажиропотоков приходящиеся на каждый месяц года, по сравнению с июнем месяцем, представлены графически на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Доли пассажиропотока по месяцам года
Соответственно доли пассажиропотоков по дням недели, по сравнению со средой, представлены графически на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Доли пассажиропотоков по дням недели
Приведем пример расчета многочлена Фурье для расчета часовых пассажиропотоков на маршруте №1 «Вокзал – Любенский» в июнь месяц, день недели – среда.
Параметры (коэффициенты) многочлена Фурье рассчитаем по формулам (2.6) – (2.8):
при m=18, k=9:
Параметры многочлена Фурье сведем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Параметры многочлена Фурье
k |
а0 |
ak |
bk |
1 |
1003,78 |
-43,735 |
18,418 |
2 |
1003,78 |
-531,002 |
565,124 |
3 |
1003,78 |
-78,111 |
230,363 |
4 |
1003,78 |
-291,954 |
-250,814 |
5 |
1003,78 |
-319,498 |
-60,697 |
6 |
1003,78 |
87,222 |
-87,565 |
7 |
1003,78 |
109,066 |
-211,617 |
8 |
1003,78 |
37,457 |
38,252 |
9 |
1003,78 |
163,556 |
6,8*10-14 |
Теоретические значения часовых пассажиропотоков рассчитаем по формуле (2.2):
при k=1:
yт1=1003,78+(43,735*cos(2*3,
+(-43,735*cos(2*3,14*1*2/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*2/18)+
+(-43,735*cos(2*3,14*1*3/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*3/18)+
+(-43,735*cos(2*3,14*1*4/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*4/18) +
+(-43,735*cos(2*3,14*1*5/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*5/18) +
+(-43,735*cos(2*3,14*1*6/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*6/18) +
+(-43,735*cos(2*3,14*1*7/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*7/18) +
+(-43,735*cos(2*3,14*1*8/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*8/18) +
+(-43,735*cos(2*3,14*1*9/18)+ 18,418*sin(2*3,14*1*9/18);
yт1=969.
Теоретические значения часовых пассажиропотоков рассчитанные и далее для различных гармоник сведем в таблицу 2.2.
Коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E рассчитывается по формуле (2.9):
Е=1/18*(abs((341-339)/339)+ abs((337-1960)/1960)+ abs((801-2006)/2006)+ abs((1101-1362)/1362)+ abs((1087-1200)/1200)+ abs((760-825)/825)+ abs((683-534)/534)+ abs((614-314)/314)+ abs((556-582)/582)+ abs((701-701)/701)+ abs((846-1361)/1361)+ abs((846-2249)/2249)+ abs((1010-1876)/1876)+ abs((915-860)/860)+ abs((728-407)/407)+ abs((615-1003)/1003)+ abs((214-450)/450)+ abs((55-145)/145));
Е=0,559;
Коэффициент множественной корреляции R рассчитывается по формуле (2.10):
Sоб=(339-1003,78)2+(1960-1003,
Sоб=23180,5;
Sп=(341-1003,78)2+(337-1003,
Sп=9043657;
R=0,0506;
Статистика критерия Фишера рассчитывается по формуле (2.14):
F=0,00228.
Для остальных гармоник расчеты производятся аналогично.
при k=2:
Е=0,416;
Sоб=5553657;
Sп=9043657;
R=0,784;
F=1,415.
Так как на втором шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E уменьшился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то вторая гармоника включается в многочлен Фурье.
при k=3:
Е=0,703;
Sоб=6005277;
Sп=9042657;
R=0,815;
F=1,757.
Так как на третьем шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E увеличился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то третья гармоника не включается в многочлен Фурье.
при k=4:
Е=0,295;
Sоб=7061269;
Sп=9043657;
R=0,884;
F=3,167.
Так как на четвертом шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E уменьшился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то четвертая гармоника включается в многочлен Фурье.
при k=5:
Е=0,298;
Sоб=7916001;
Sп=9043657;
R=0,936;
F=6,240.
Так как на пятом шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E уменьшился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то пятая гармоника включается в многочлен Фурье.
при k=6:
Е=0,347;
Sоб=8093962;
Sп=9043657;
R=0,946;
F=7,576.
Так как на шестом шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E увеличился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то шестая гармоника не включается в многочлен Фурье.
при k=7:
Е=0,394;
Sоб=8549092;
Sп=9043657;
R=0,972;
F=15,365.
Так как на седьмом шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E увеличился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то седьмая гармоника не включается в многочлен Фурье.
при k=8:
Е=0,310;
Sоб=7969199;
Sп=9043657;
R=0,939;
F=6,593.
Так как на восьмом шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E уменьшился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера уменьшились, то восьмая гармоника включается в многочлен Фурье.
при k=9:
Е=0,478;
Sоб=8572916;
Sп=9043657;
R=0,974;
F=16,188.
Так как на девятом шаге коэффициент средней линейной ошибки аппроксимации E увеличился, коэффициент множественной корреляции R и критерий Фишера увеличились, то девятая гармоника не включается в многочлен Фурье.
Теоретические значения часовых пассажиропотоков рассчитанные для всех гармоник сведены в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 – Теоретические значения часовых пассажиропотоков
yтi |
k | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
1 |
969 |
663 |
824 |
366 |
361 |
242 |
142 |
339 |
176 | |
2 |
982 |
1446 |
1685 |
1635 |
1956 |
1988 |
2183 |
1960 |
2124 | |
3 |
981 |
1735 |
1814 |
2099 |
1992 |
2078 |
1863 |
2006 |
1842 | |
4 |
1014 |
1706 |
1546 |
1676 |
1393 |
1273 |
1363 |
1362 |
1525 | |
5 |
1030 |
1335 |
1097 |
950 |
1156 |
1188 |
1331 |
1200 |
1037 | |
6 |
960 |
736 |
658 |
665 |
877 |
964 |
639 |
825 |
989 | |
7 |
1049 |
400 |
561 |
761 |
481 |
361 |
670 |
534 |
371 | |
8 |
1051 |
281 |
520 |
477 |
362 |
394 |
310 |
314 |
477 | |
9 |
1048 |
517 |
585 |
225 |
544 |
631 |
435 |
582 |
418 | |
10 |
1060 |
1016 |
856 |
719 |
723 |
603 |
942 |
701 |
864 | |
11 |
1025 |
1490 |
1251 |
1678 |
1357 |
1390 |
1130 |
1361 |
1198 | |
12 |
1010 |
1765 |
1686 |
2128 |
2235 |
2322 |
2364 |
2249 |
2413 | |
13 |
993 |
1685 |
1846 |
1623 |
1907 |
1787 |
1937 |
1876 |
1712 | |
14 |
978 |
1284 |
1523 |
1021 |
815 |
848 |
640 |
860 |
1023 | |
15 |
966 |
742 |
820 |
671 |
459 |
546 |
696 |
407 |
243 | |
16 |
958 |
310 |
149 |
670 |
949 |
810 |
760 |
1003 |
1166 | |
<span class="dash041e_0431_044b_ |