Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 21:39, курсовая работа
Цель работы: анализ развития логистических услуг на российском рынке.
Задачи:
- Изучить теоретическую часть по данной теме;
- Рассмотреть сферу логистических услуг в России;
- Раскрыть понятие логистических услуг;
- Составить словарь по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛУГИ…………………………..................................5
1.1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА……………………………...5
1.2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ………………………………………………9
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ………….15
2.1. КОНТРАКТНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....
Логистические инфрасистемы - межотраслевые информационно - технологические системы обслуживания процессов товародвижения. Их отраслевой состав обуславливается составом логистических услуг. Предоставляемые в комплексе или интегрируемые по продукту или рынку логистические услуги формируют логистический сервис, относительно которого может развиваться особый вид услуг - управление логистическим сервисом.
Рассмотрим отличительные особенности услуг подробнее:
Неосязаемость услуг.
Услуга не может быть продемонстрирована покупателю до момента ее оказания. Это обстоятельство повышает для покупателей услуг степень неопределенности их приобретения. В таких условиях от производителей требуется принять возможные меры к прояснению для потребителей процесса оказания услуг;
Неотделимость от производства.
Материальные товары сначала производят, после чего их хранят, затем продают и, наконец, потребляют. В отличие от них услуги сначала продают, а лишь затем производят и потребляют, причем процесс производства и потребления совпадает во времени. Неотделимость означает, что услуги нельзя отделить от процесса их оказания. Продажа услуги - это практически продажа самого процесса труда. Отсюда следует важный вывод: качество услуги - качество самого процесса ее производства;
Непостоянство качества.
Поскольку процесс производства и потребления услуги неразрывен и связан с участием в нем людей, имеется значительный риск непостоянства качества. Качество услуги трудно поддается контролю;
Недолговечность.
Услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Недолговечность услуг не представляет проблем, если спрос на них достаточно устойчивый. Если же он подвержен колебаниям, то производители услуг оказываются в сложной ситуации;
Отсутствие владения.
При покупке материальных товаров покупатели получают личный доступ к использованию продукта, т.е. владеют им, а при желании могут продать его. Покупатель услуги потребляет ее в момент производства, поэтому период владения выделить, как правило, невозможно.
В целом
все работы и операции в сфере
логистических услуг можно
1. Услуги предпродажного характера.
Это работы и операции по формированию спроса на логистическое обслуживание. Включают в основном планирование уровня этого сервиса и самих услуг.
2. Логистические услуги, оказываемые в процессе реализации товаров.
Они обеспечивают эффективное продвижение материальных потоков и доставку продукции к месту назначения в строгом соответствии с заказами потребителей. Сюда можно отнести подбор и комплектацию партий поставок, упаковку, маркировку, формирование грузовых единиц, работу по обеспечению надежности поставок и т.д.
3. Логические услуги послепродажного характера.
К ним относят услуги по гарантийному обслуживанию, обеспечению запасными частями, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обеспечение возвратных потоков, осуществление обмена продукции и ряд других.
Основополагающие характеристики логистических услуг являются объективными и концептуально определяют условия и параметры логистической деятельности.
1. Связь с источником.
Логистические услуги как форма деятельности неотделимы от своего источника в отличие от материального товара, который может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника;
2. Вариативность качества.
Качество логистических услуг имеет склонность к колебаниям в зависимости от степени совершенства логистической системы, требований клиентов, воздействия множества случайных факторов. Даже если
логистические услуги стандартизированы по комплексу параметров, то и в данном случае колебания качества происходят в определенных пределах;
3.Адресность услуг.
Логистические услуги предоставляются заказчику непосредственно. Это отличает их от товара в материальном виде, который выпускается, ориентируясь, как правило, не на конкретного потребителя, а на общий спрос целевого рынка;
4. Уникальность.
Каждая оказываемая логистическая услуга уникальна для получателя. Другая подобная услуга будет отличаться от предыдущей или последующей по своим параметрам, срокам, качеству, условиям производства и потребления;
5. Услуги
логистического характера, как,
6. Эластичность спроса.
Преимуществом логистических услуг в сопоставлении с товаром в материальном виде является их большая эластичность на рынке сбыта. Специалистами уже давно отмечена интересная закономерность. В нормальных экономических условиях очень быстро возрастает спрос на логистические услуги по мере снижения на них цен и увеличения доходов предприятий-потребителей. Причем темпы роста спроса на логистическое обслуживание значительно превышают динамику спроса на материальные товары;
7. Оперативность.
В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость и быстрота выполнения работ не всегда являются положительными по отношению к конечному результату, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность оказания логистических услуг привлекает потенциальных заказчиков.
Логистические услуги получили свое развитие
с 60-х годов и развиваются по настоящее
время. Разные авторы видят связь логистической
услуги с логистическим сервисов по-разному.
Гаджинский А. М. пишет, что логистический
сервис формирует услугу, а Архипкин А.
В. утверждает, что сначала появляется
услуга, вокруг которой формируется сам
логистический сервис. Логистические
услуги бывают разных категорий, имеют
свои отличительные особенности.
2. РАЗВИТИЕ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Рынок логистических услуг в России находится в стадии формирования, и мировые тенденции в сфере логистики служат для отечественных предпринимателей отправной точкой для поиска новых технологий, способов и форм обслуживания клиента в условиях растущей конкуренции. Россия, как известно, имеет свою неповторимую специфику, обусловленную множеством факторов, среди которых не последнюю роль, особенно в данной сфере, играют такие, как огромная территория, недостаток необходимой инфраструктуры, климатические условия, менталитет. Каким образом мировые тренды влияют на становление рынка логистических услуг в России, какой была динамика рынка в прошедшие годы, и каковы прогнозы его развития на ближайшие пять лет, рассматривается в данной главе.
Доля отраслей во внутреннем валовом продукте страны, представляющих интерес для логистики (потребительский сектор и торговля, промышленность, сфера услуг), превышает 45%. Структура ВВП подтверждает тот факт, что транспорт по отношению к промышленности и потребительскому сектору и торговле является обслуживающей отраслью. Правильное сочетание транспорта с современными складскими сетями будет способствовать снижению логистических издержек в цене товара, росту товарооборота и производительности в промышленности.
По оценкам экспертов, российский розничный рынок торговли к 2010 году достигнет уровня в $555 млрд. Такое развитие торговли обуславливает необходимость поиска новых схем доставки товаров и их распределения. Следовательно, будет ожидаться появление новых видов логистических услуг и расширение их спектра.
Практически все категории производственных и торговых компаний осваивают регионы, где находятся примерно 70% их клиентов - потребителей. Это привело к тому, что в экономически развитых регионах России уже появился спрос на профессиональные логистические услуги и современную складскую инфраструктуру.
В тех регионах, где существует наибольший потребительский спрос и реализуются самые значительные объемы оптовой и розничной торговли, в частности, в городах-миллионниках, отмечен и максимальный спрос на логистические услуги и современные складские площади. Можно сделать вывод, что спрос на складские услуги велик, а предоставление таких услуг в России мало развито около 12%.
За 2007-2008 гг. объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился на 35%. Среднегодовые темпы роста оборота работающих в этом секторе компаний, с учетом инфляции, составили 16% .
Сегмент складских и дистрибьюторских услуг, несмотря на высокие темпы развития (более 30% в год в 2006 и 2007 гг.), в структуре рынка занимает пока скромное место (около 4%). Управленческая логистика дает еще 1% общего объема рынка (рост на 58% в год в 2006-2008 гг.).
Ожидается, что к 2010 году в структуре российского рынка транспортно-логистических услуг доля грузоперевозок сократится с 88% до 82%, а доли управленческой логистики и услуг по складированию и дистрибуции вырастут: с 1-го до 3% и с 4-х до 6% соответственно.
Сейчас на долю 20-ти ведущих компаний приходится
около трети конкурентного сегмента и
около 9% совокупного объема транспортно-логистического
рынка России. В первую двадцатку игроков,
наряду с российскими компаниями, входят
восемь западных 3PL провайдеров.
Таблица 1.Крупнейшие непубличные транспортные компании (выручка в 2007 году)
Компания | млн. $ |
«Северстальтранс» | 1550 |
«Ист- Лайн» | 1150 |
«Трансгрупп» | 860 |
«Волга-Днепр» | 660 |
«Трансойл» | 520 |
ДВТГ | 500 |
«Трансаэро» | 500 |
«Евросиб» | 470 |
ОТЭКО | 360 |
По объему выручки лидируют российские транспортные холдинги, расширяющие сферу своей деятельности за счет создания (или приобретения) специализированных логистических подразделений, которые стремятся работать в сегменте 3PL.
Оборот ведущих холдингов (например, FESCO, ГК «Дело», «Евросиб СПб - ТБ») оценивается в пределах от $300 до 600 млн. На долю указанных компаний приходится около 16% конкурентного сектора рынка (таблица 1).
В 2004-2006 гг. объем операций ведущих западных логистических операторов в России увеличился более чем в 2 раза. Однако, несмотря на привлекательность и перспективность российского рынка, объемы деятельности в России большинства западных 3PL компаний еще скромны и не превышают 3% от их оборота в масштабах мирового рынка.
Уже свыше 25-ти немецких компаний, действующих в области грузоперевозок, экспедирования грузов, складских услуг и экспресс-доставки работает на российском рынке логистических услуг.
2.1 КОНТРАКТНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Производители товаров и услуг все больше концентрируются на своих ключевых компетенциях, стараясь непрофильную деятельность вывести в дочерние структуры или же вовсе передать на аутсорсинг.
В развитых капиталистических странах теория уже нашла отражение в практике. Подавляющее большинство грузовладельцев предпочитают покупать на стороне услуги по доставке своего товара потребителю, проведению тарных, маркировочных операций, а также по управлению цепочками поставок - выстраиванию логистики таким образом, чтобы груз в максимально короткие сроки при минимальных затратах был доставлен в нужное место в нужном количестве.