Сущность и содержание логистики снабжения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Логистика снабжения является определяющим началом и направлением материального потока. От успешности её функционирования зависит общий успех дела всей логистический системы предприятия, что подчеркивает актуальность выбранной мною темы.
Целью написания данной курсовой работы является анализ характеристики логистики снабжения в целом и на примере предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………….................................................…..3
1 Характеристика логистики снабжения на предприятии..............5
1.1 Понятие логистики снабжения. Различия в терминологии...…….......5
1.2 Цели и задачи логистики снабжения ……………..………….............7
1.3 Содержание логистики снабжения в системе логистики..................10
2 Анализ логистики снабжения на примере ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия"……… ……….............................13
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия" …………..……..........................….13
2.2 Анализ логистики снабжения в деятельности ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия"...................................................…18
3 Совершенствование логистики снабжения в ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия".........................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….……..……...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………....…..27

Работа состоит из  1 файл

!Курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………….................................................…..3

 

1 Характеристика логистики снабжения на предприятии..............5

 

1.1        Понятие логистики снабжения. Различия в терминологии...…….......5

1.2        Цели и задачи логистики снабжения ……………..………….............7

1.3        Содержание логистики снабжения в системе логистики..................10

 

2 Анализ логистики снабжения на примере ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия"……… ……….............................13

 

2.1        Общая организационно-экономическая характеристика ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия" …………..……..........................….13

2.2       Анализ логистики снабжения в деятельности ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия"...................................................…18

 

3 Совершенствование логистики снабжения в ООО ЭТК "ЭлектроКомплектСтройИндустрия".........................................................24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….……..……...26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………....…..27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность любого предприятия как государственного, так и частного сектора зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которыми его обеспечивают другие предприятия. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещение, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Как правило, ни одна организация, предприятие, учреждение в этом отношении не являются самодостаточными.

Снабженческая деятельность направлена на то, чтобы предприятие получало необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием (как до осуществления сделки, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление снабжения (закупок) — одна из важнейших функций в каждой фирме. Ее значение можно рассматривать в двух ракурсах — тактическом (оперативном) и стратегическом.

Осуществление снабжения в тактическом (оперативном) плане — это ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на исключение проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения (материальных ресурсов - МР или готовой продукции - ГП).

Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут доставить неудобства конечному потребителю продукции или услуги. Это столь очевидно, что отсутствие претензий, в частности, может служить показателем и хорошего снабжения.

Потенциал стратегической сферы снабжения очень велик. Его использование зависит как от знаний руководства компании о таком потенциале, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанностью тех, кто уполномочен управлять функционалом снабжения в компании, является поиск стратегических возможностей закупок и привлечение к ним внимания высшего руководства. [21]

Логистика снабжения является определяющим началом и направлением материального потока. От успешности её функционирования зависит общий успех дела всей логистический системы предприятия, что подчеркивает актуальность выбранной мною темы.

Целью написания данной курсовой работы является анализ характеристики логистики снабжения в целом и на примере предприятия.


1 Характеристика логистики снабжения на предприятия

 

1.1 Понятие логистики снабжения. Различия в терминологии

 

За рубежом сфера деятельности по обеспечению фирмы-производителя или торговой компании необходимыми видами МР или ГП традиционно называется Purchasing/Procurement — закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется «материально-техническим снабжением» («обеспечением»). На предприятиях оптовой торговли в отечественной плановой экономике долго применялся термин «товароснабжение». Однако в последние годы растущее число российских ученых и специалистов по логистике (вышедших в основном из сферы «снабжения») стали определять эту область как «закупочную логистику». В структуре большей части российских торговых компаний имеются отделы (службы) закупок. Дело, конечно, не в названии, а в том, что в развивающейся по рыночному пути российской экономике изменился сам характер обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения — к свободной оптовой торговле. Это изменение потребовало новых форм и методов работы с поставщиками МР и ГП снабженческих подразделений предприятий, решения принципиально новых стратегических и тактических задач, относящихся сейчас к области логистики.

В зарубежном логистическом менеджменте также нет единого подхода к терминологии в исследуемой области. В частности, профессора Д. Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс указывают, что «снабжение» включает закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады промышленных или торговых предприятий или в розничные магазины. В зависимости от ситуации приобретение материальных ресурсов/товаров обозначают разными наименованиями. В производственной деятельности такой процесс приобретения обычно называют «закупками». В государственном секторе традиционно применяется термин «снабжение». В розничной торговле и складском хозяйстве широко используется термин «покупки». Часто этот же процесс определяют как логистика «на входе», или «внутренняя логистика». [16]

Словарные определения основных терминов логистики снабжения в переводе с зарубежных источников:

   Снабжение (procurement) – процесс материально-технического обеспечения производства, включая закупки сырья и материалов, мобилизацию внутренних резервов, в том числе использованных запасов и т.д.;

   Снабжение (procurement) – это связанные бизнес-функции, включающие планирование, закупки, управление запасами, транспортировку, получение, входной контроль и управление отходами;

   Снабжение (procurement) – это деятельность, которая обеспечивает доступность для пользователя материалов или услуг требуемого качества, количества, места и времени;

   Закупки/управление закупками (purchasing/buying) – функциональная деятельность, в процессе которой устанавливаются и развиваются источники снабжения, подготавливаются котировки, устанавливаются цены и условия, размещаются заказы на закупку и обеспечивается соответствующая доставка;

   Закупки/управление закупками (purchasing) – термин, используемый в промышленности и менеджменте, для обозначения функции и ответственности за снабжение материалами, продуктами и услугами. [21]

Рассматривая определения можно сделать вывод о том, что термины "закупка" и "снабжение" почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин "закупка" описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия "закупка" имеют в виду фактическую покупку. Термин "снабжение" имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений, а также связанные с этим операции.

Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и ь нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение. [15]

Логистику снабжения необходимо рассматривать, прежде всего, в контексте достижения целей обеспечения компании предметами снабжения, которые традиционно делятся на МР, товары для перепродажи, ресурсы жизнеобеспечения и услуги. Деятельность по организации и управлению снабжением направленна на то, чтобы товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом и по выгодной цене. [21]

 

1.2 Цели и задачи логистики снабжения

 

 Логистика   снабжения  является первой логистической подсистемой, основная  цель  которой — управление материальными потоками и услуга­ми в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде  цель   снабжения  — гарантировать, чтобы органи­зация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщи­ка, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи  логистики   снабжения:

   налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;

   поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресур­сов на складе;

   развитие отношений с подразделениями, использующими эти мате­риалы. Деятельность  снабжения  не может быть эффективной без сотруд­ничества с другими подразделениями организации. Например, информа­ция о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;

   поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и
формирование выгодных отношений. Например, если предприятие заку­пает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не
сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модифика­цию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой
стоимостью содержания всей системы;

   поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразуме­вают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществ­ляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или
услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить
конкурентоспособности товаров и услуг;

   договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

   повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами
сети  снабжения  позволяет выявить операции (деятельность), не принося­щие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например,
дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повы­сить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям по­ставки продукции.

В подавляющем большинстве промышленных и торговых компаний функции снабжения закреплены за одноименными подразделениями: отделами, службами, департаментами снабжения (закупок), которые, в свою очередь, часто подчиняются коммерческой дирекции. При этом во многих компаниях персонал менеджмента служб снабжения совмещает несколько аспектов деятельности: коммерческую, логистическую, маркетинговую, являясь универсальными специалистами.

Коммерческий аспект решает такие задачи как:

   Участие в конкурсах, трендах;

   Анализ коммерческих предложений, квот, котировок;

   Заключение и ведение договоров, контрактов;

   Ценообразование;

   Базисы поставок;

   Кредитование, скидки, платежи.

Логистический:

   Базисы поставок;

   Транспортировка;

   Экспедирование;

   Складирование и грузопереработка;

   Таможенная отчистка грузов;

   Управление запасами;

   Приемка и входной контроль качества продукции.

Маркетинговый:

   Анализ рынка продуктов и услуг;

   Поиск и оценка потенциальных источников поставок;

   Предварительный выбор поставщиков;

   Окончательный выбор поставщиков;

   Отслеживание отношений с поставщиками.

Роль логистики снабжения в общефирменной системе логистики определяется следующими обстоятельствами:

   сфера снабжения инициирует материальный поток в адрес предприятия и обеспечивает координацию различных видов деятельности для корпоративных целей бизнеса;

   адекватное снабжение, которое соответствует требованиям предприятия,  обеспечивает соответствующий уровень конкуренции на определенном рынке, повышает устойчивость фирмы и её стабильность в условиях рыночного риска и неопределенности;

   каждый процент снижения затрат в сфере снабжения позволяет увеличить прибыль предприятия в конечном итоге на 12 %;

   доля затрат на приобретение ресурсов составляет от 40 до 60 % себестоимости произведенной продукции.

 

1.3 Содержание логистики снабжения в системе логистики

 

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и вре­менное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления, — службу снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

Информация о работе Сущность и содержание логистики снабжения на предприятии