Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:53, курсовая работа
История складов в России схожа с историей их развития в Европе. Первые склады также использовались для хранения сельскохозяйственной продукции, а затем для всех видов товаров, идущих на продажу. Во времена Петра I со складов вывозили на Запад для продажи и обмена пеньку, лен и т. п.
Дореволюционные складские постройки представляли собой одноэтажные склады в основном высотой 3 — 3,5 м с полом на уровне земли.
Пределы, в которых могут изменяться сферические координаты: 0 r < ∞, – , –/2 /2. Изменяя сферические координаты в этих пределах, можно охватить все точки пространства.
Теперь рассмотрим задачу, когда надо найти кратчайшее расстояние между точками A(A, A) и B(B, B), расположенных на поверхности сферы с радиусом r, при условии, что движение от точки А до точки В возможно только по поверхности сферы. Расчет расстояния производится по формуле:
dAB = K r arccos (sin A sin B + cos A cos B cos |A–B| )
где K – коэффициент, учитывающий «кривизну» дорог, r – радиус-вектор (радиус Земли), и – широта и долгота точек А и В.
Основные помещения и технологические зоны склада
Решение проблемы выбора местоположения складского комплекса позволяет перейти к решению следующего вопроса – расчет оптимальной площади склада и планировка складских помещений. На следующем рисунке представлена общая схема распределительного склада с железнодорожными и автомобильными подъездными путями, на которой указаны основные виды помещений и технологические зоны склада (см. рисунок «Схема распределительного склада»).
Планировка складских помещений может существенно варьироваться в зависимости от вида и предназначения склада, хранимой на нем продукции, особенностей складских технологических процессов, типовой схемой движения грузопотоков на складе и других факторов. Однако при любой планировке на складе можно выделить следующие основные помещения и технологические зоны:
Помещения основного производственного назначения (или основные помещения) используются как для хранения продукции, так и для выполнения целого ряда складских операций.
Рампа представляет собой платформу, специально оборудованную для проведения погрузочно-разгрузочных работ с определенными видами транспорта. Так, на представленной схеме на железнодорожной рампе производится разгрузка подаваемых железнодорожных вагонов, а на автомобильной рампе погрузка на грузовые автотранспортные средства укомплектованных партий отправки.
Приемочная экспедиция используется для кратковременного хранения грузов, прибывающих вне рабочего времени склада, например, в праздники, выходные или ночные часы. Отправочная экспедиция предназначается для временного хранения грузовых партий отправки, ожидающих подачи транспортного средства для проведения погрузочных операций.
Участок приемки предназначается для проверки поступающей продукции по количеству и качеству. На участке комплектования осуществляется комплектование грузовых партий отправки в соответствии с поступающими потребительскими заказами.
Зона хранения – основная технологическая зона склада, которая оборудована универсальным или специальным оборудованием для хранения товаров. Товары в эту зону поступают из приемочной экспедиции, участка приемки или непосредственно с железнодорожной рампы. Они размещаются на стеллажах или в другом складском оборудовании, и оттуда впоследствии поступают уже на участок комплектования, в отправочную экспедицию или непосредственно на автомобильную рампу для отправки покупателям. Внутри зоны хранения могут быть выделены отдельные внутренние зоны для хранения определенных групп товаров (продовольственных, промышленных, хозяйственных и пр.), а также зоны со специализированным оборудованием (например, холодильники для хранения скоропортящейся продукции).
Вспомогательные помещения предназначаются для хранения поддонов, порожних контейнеров, складской тары. В этих же помещениях может производиться ремонт поврежденной в процессе оборота тары.
В подсобно-технических помещениях располагаются машинные отделения, вентиляционные камеры, ремонтные мастерские, кладовые, подзарядные аккумуляторные станции и пр.
Наконец, административно-бытовые помещения включают в себя офисы, конторские помещения, места отдыха и приема пищи.
Рисунок «Схема распределительного склада»
Проектирование складского комплекса ставит проектировщиков на определенном этапе разработки перед выбором складского оборудования. Это оборудование в целом можно разделить на три основные группы:
оборудование для хранения товаров;
подъемно-транспортное оборудование;
весоизмерительное оборудование
фасовочное оборудование.
Оборудование для хранения товаров на товарных складах представлено в основном стеллажным оборудованием. Стеллажи подразделяют на универсальные и специальные.
Универсальные стеллажи, которые используются для хранения самого широкого спектра товаров. Наиболее распространенным типом являются полочные стеллажи, которые представляют собой ряд полок, закрепленных на вертикальных стойках. К универсальным стеллажам также относят клетчатые, ящичные, каркасные и гравитационные стеллажи.
Специальные стеллажи используют для хранения определенных типов товаров. Специальные стеллажи подразделяются на стоечные, консольные и механические стеллажи-вешала. Последние используются для хранения одежды.
Помимо стеллажного оборудования, отдельные типы продукции хранят в специальных бункерных устройствах, закромах, резервуарах и т.п.
Подъемно-транспортное оборудование используется на складе для облегчения и ускорения выполнения тяжелых и трудоемких работ. В зависимости от функций, подъемно-транспортное оборудование делится на следующие три группы: грузоподъемные машины и механизмы; транспортирующие машины и устройства; погрузочно-разгрузочные машины.
Грузоподъемные машины и механизмам включают в себя краны, грузовые лифты, лебедки и электрические тали. Краны представляют собой машины специальной конструкции, предназначенные для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. По конструкции краны подразделяются на мостовые, консольные, козловые, автомобильные краны и краны-штабелеры. Краны различаются также по грузоподъемности, которая варьируется от 3-5 т до 30-45 т. Используются на открытых площадках, на площадках под навесами и в закрытых помещениях, предназначаются в основном для механизации погрузочно-разгрузочных работ, а также для переработки тарно-штучных грузов. Грузовые лифты используются для подъема и спуска грузов, их грузоподъемность варьируется в интервале от 150 кг до 5 т. Подъемные и тягловые лебедки, а также электрические тали используются для перемещения грузов от 0,5 до 10 т. Высота подъема грузов от 4 до 30 м.
Транспортирующие машины и устройства включают в себя конвейеры, гравитационные устройства, грузовые напольные тележки, электротягачи и другие машины. Конвейеры (или транспортеры) являются машинами непрерывного действия и используются для транспортировки штучных и сыпучих грузов. Подразделяются на ленточные, пластинчатые и роликовые конвейеры. Гравитационные устройства используются для перемещения грузов под тяжестью собственной массы. К ним относят гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Ручные и электрические грузовые напольные тележки предназначаются для транспортировки штучных грузов на расстояние до 1 км. Грузоподъемность тележек варьируется от 0,25 до 2 т. Для перемещения прицепных грузовых напольных тележек, а также тары-оборудования на колесах используются электротагячи.
Погрузочно-разгруочные машины используются для механизации погрузочно-разгрузочных работ, внутрискладского перемещения и складирования грузов и включают в себя электрические и автомобильные вилочные погрузчики и электроштабелеры. Электропогрузчики питаются от аккамуляторных батарей и предназначаются для использования в крытых помещениях. Грузоподъемность электропогрузчиков составляет от 0,5 до 5 т, высота подъема груза от 2 до 6 м. Автопогрузчики рекомендуется использовать на открытых площадках. Их грузоподъемность варьируется от 3 до 10 т, высота подъема груза – до 8 м.
Весоизмерительное оборудование используется для взвешивания различных грузов. Весы подразделяются по конструкции – гиревые, шкальные, шкально-гиревые, циферблатные, полуавтоматические и автоматические, а также по типам – вагонные, автомобильные, крановые, товарные (или платформенные), настольные (обыкновенные, циферблатные, электронные). Товарные передвижные весы используются для взвешивания грузов от 50 кг до 3 т. Для взвешивания более тяжелых грузов используются платформенные стационарные весы, для которых в фундаменте формируется специальное углубление – приямка. К числу последних которых относятся автомобильные и вагонные весы, на которых груз взвешивается вместе с транспортным средством. Грузоподъемность автомобильных весов варьируется в пределах от 10 до 150 т. Пределы взвешивания вагонных весов 7,5 – 100 т и 10 – 200 т.
Фасовочное оборудование делится на две группы. Первая группа оборудования используется для фасовки и упаковки бакалейных товаров (автоматические дозаторы, механизированные поточные линии), вторая – для фасовки и упаковки овощей и фруктов (полуавтоматические весы и линии для фасовки и упаковки). Производится расфасовка продукции в бумажные и полиэтиленовые пакеты, в рукавную хлопчатобумажную или полимерную сетку. Производительность линий для бакалейных товаров составляет 2500-3500 пакетов в час (при массе пакета 0,5 или 1 кг), для овощей и фруктов 600-1200 пакетов в час (масса пакета до 3 кг).
2.3. Некоторые характеристики и показатели работы склада
Для расчета полезной площади склада необходимо знать некоторые характеристики склада и плановые показатели его работы. К их числу относятся емкость склада, полезная и общая площадь, пропускная способность и оборот склада. Рассмотрим поочередно эти показатели
Емкость и грузооборот склада
Под емкостью склада понимают максимальное расчетное количество грузов, которое может быть размещено для хранения на данном складе. Грузы обычно исчисляется в тоннах. Например, емкость склада составляет 3000 тонн (Е = 3000 т). Это значит, что на складе можно разместить до 3000 т продукции определенного вида, например, продовольственных и промышленных товаров.
Другим важным показателем является грузооборот клада – количество грузов, которые были переработаны на складе за определенный период. Например, годовой грузооборот склада составляет 100 тысяч тонн в год (Q = 100 000 т/год). Это значит, что на складе за год было переработано 100 тысяч тонн грузов.
Под складской переработкой понимают складские операции по приему и проверке грузов, их размещению на складе для хранения, изъятия, комплектации и отправке получателю, образующих в совокупности складской технологический процесс.
Производным показателем от величин E и Q является средний срок хранения грузов:
tср = Dp E / Q
где – коэффициент использования емкости склада, Dp –количество рабочих дней в году, дн.
Емкость склада не всегда используется на 100%. Как правило, используется только часть емкости склада, и тогда коэффициент будет меньше единицы. К тому, как рассчитывается коэффициент , мы вернемся немного позже.
Полезная площадь склада
Основной функцией любого склада является хранение продукции. Для выполнения этой функции служит зона хранения, где располагается складское оборудование, в котором хранится продукция. Та часть зоны хранения, которая непосредственно занята складским оборудованием, носит название полезной площади склада.
Существуют различные методики расчета полезной площади склада. Выбор методики зависит от типа склада и вида хранимой продукции, а также конструкционных особенностей и используемых на складе технологий. Рассмотрим два примера.
Общая площадь склада
Под общей площадью склада следует понимать основные производственные помещения, включая участки приемки и комплектования, отправочную и приемочную экспедицию, а также площадь проходов и проездов между стеллажами и другим складским оборудованием. В каждом конкретном случае размер общей площади склада определяется конкретной планировкой складских помещений. Так, например, площадь приемочных и отпускных площадок можно определить по любой из следующих двух формул:
где Q – годовой грузооборот склада, т/год; А – доля грузооборота, прошедшего через данную технологическую зону (А = 0,2…1,0); k – коэффициент неравномерности поступления груза (k = 1,2…1,5); t – средняя длительность пребывания груза в технологической зоне (до 2 дн); Dp – количество рабочих дней в периоде; – допустимая нагрузка на пол, т/м2, H – высота укладки груза, м; – средняя плотность груза, т/м3; – коэффициент заполнения объема стеллажа, или плотность укладки.
Под грузооборотом склада понимают совокупный объем груза, поступившего или выбывшего со склада за определенный период времени.
Появление коэффициента А в формулах вызвано тем, что далеко не все грузы проходят через приемочную и отправочную экспедицию, участки приемки и комплектации, а только их некоторая часть.
Ширина проездов между стеллажами принимается от 1,5 до 4,5 м, ширина боковых проходов – от 0,7 до 1,5 м. Ширина проезда определяется в зависимости от ширины транспортного средства (погрузчика) и минимального зазора между погрузчиком и краем проезда, которое должно составлять 15-20 см.
Информация о работе Управление складированием. Определение типа склада