Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа
Цель работы – всесторонне исследование ВЭД и методов её регулирования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
оценить значение ВЭД в национальной экономике государства
оценить правовое регулирование ВЭД ;
рассмотреть методы регулирования ВЭД.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Значение и правовое регулирование ВЭД ……………………………………..5
1.1 Роль ВЭД в экономике страны ………………………………………………….5
1.2 Виды ВЭД ………………………………………………………………………7
1.3 Законодательная база и правовое регулирование ……………………………11
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ……………15
2.1 Общие принципы государственного регулирования ………………………15
2.2 Административные методы регулирования ВЭД…………………………….17
2.3 Экономические методы регулирования ВЭД производства…………………20
Заключение …………………………………………………………………………23
Библиографический список литературы ……………………………………….25
Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятий и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь. Однако, как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных, специфических видов внешнеэкономической деятельности в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.
1.3 Законодательная база и правовое регулирование
Определение понятия ВЭД представлено в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».
ВЭД в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, относятся Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О таможенном тарифе», Закон РФ «О техническом регулировании», Закон РФ «О специальных защитных и антидемпинговых мерах при импорте товаров», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономических и административных методов регулирования (подробнее см. гл. 3).
Основным принципом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом. Экономическая политика государства должна быть направлена на совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, усиление контроля внешнеэкономических операций.
Правовым документом, регулирующим сделки во ВЭД, является договор (контракт). Основные отличия внешнеэкономического договора от прочих коммерческих договоров:
один из участников внешнеэкономического договора не является резидентом Российской Федерации (иностранное юридическое или физическое лицо, государственные органы иностранного государства, международные организации и т. д.);
возможность применения норм международного частного права при заключении договора;
возможность применения норм права иностранных государств при заключении договора.
Внешнеэкономический договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
К числу существенных условий договора относятся:
предмет договора;
условия, прямо названные в международном договоре, законе или ином акте, как существенные для данного вида договоров;
условия, по которым на основании заявления одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следует отразить, каким является данный договор – консенсуальным или реальным.
Консенсуальный договор означает, что права и обязанности сторон по договору возникают непосредственно в момент, когда достигнуты соглашения по всем существенным условиям договора, а не в момент реального выполнения юридически значимых действий (например, отгрузки товаров, закупаемых по международному договору купли-продажи).
Для заключения сторонами реального договора требуется передача имущества. В подобных ситуациях моментом заключения договора признается дата передачи имущества. При этом следует учитывать, что передачей имущества является не только его вручение соответствующему лицу, но и сдача транспортной организации либо организации связи для доставки адресату.
Согласно ст. 11 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи (заключена в Вене 11.04.80) допускается возможность заключения таких договоров в устной форме. Однако законодательство РФ требует простой письменной формы внешнеторговых договоров.
При составлении внешнеэкономического договора необходимо учитывать особенности отечественного законодательства в области гражданских, налоговых, таможенных и иных правоотношений.
В соответствии с российским законодательством запрещается включать в договоры налоговые оговорки, в соответствии с которыми предприятие или иностранное юридическое или физическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налогов других плательщиков налогов.
Во внешнеэкономическом договоре следует оговорить, на каком языке или языках этот документ составляется, на каком языке будет вестись переписка по вопросам его исполнения. Если нет специального указания об этом, то переписка ведется на языке стороны, от которой поступило предложение заключить сделку. Во избежание фальсификаций рекомендуется подписывать каждую страницу договора и скреплять ее печатью, о чем делается соответствующая запись в тексте договора.
Существует порядок составления международного договора купли-продажи, который включает в себя преамбулу, предмет договора и порядок приемки по количеству и качеству, цены, порядок расчетов, валютные оговорки, арбитражное соглашение, упаковку, маркировку, ответственность, условия и момент вступления контракта в силу, общие принципы делопроизводства, и другие отношения между контрагентами.
Нередко при составлении внешнеторгового контракта упускают из виду то, что любая из сторон может в тот или иной момент повести себя недобросовестно, и не определяют механизма защиты от такого поведения контрагента.
Особо следует предусмотреть защиту интересов контрагентов в ситуации, когда одна из сторон свободно перемещает свое финансовое состояние в другой банк, а то и регистрирует новую фирму без оформления правопреемства, оставив контрагента один на один с убытками.
Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи. С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата в 1953 г. разработала и выпустила сборники их толкований – «Инкотермс». Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер.
Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий.
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
2.1 Общие принципы государственного регулирования
Государство уделяет большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 2003 г. восполнил многие пробелы в российском законодательстве.
В законе определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В целом «набор инструментов», с помощью которого государство будет осуществлять это регулирование, остается прежним и включает в себя меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
В Российской Федерации таможенное дело относится к ведению федеральных органов власти. Общее руководство осуществляет Президент и Правительство. Непосредственное руководство возложено на Государственный таможенный комитет.
На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:
выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы о регулировании торговли, ратифицируют государственные договоры.
В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
2.2 Административные методы регулирования ВЭД
С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Основным законодательным актом, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации, является Таможенный кодекс РФ. Он лежит в основе таможенных формальностей. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.
Контингентирование экспорта и импорта – это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Лицензирование – это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.
Информация о работе Значение внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики