Функции спортивной журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Описание

Спорт, являясь неотрывной частью культуры, отражает характер ценностных ориентации, идеологических установок, типичных для сферы спорта в каждую социально-историческую эпоху. Особое значение в формировании и распространении этой системы имеют СМИ, благодаря которым все более очевидным фактом становится стремительное изменение и самого феномена спорта, и его позиционирования в средствах массовой информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Система функций средств массовой коммуникации……….…………...5
1.1. Основные функции средств массовой коммуникации……..................5
1. 2. Анализ современных взглядов на функции журналистики….…….…8
2 Система функций спортивной журналистики…………………………...11
2.1 Становление спортивных коммуникаций и их функций….…….…....11
2.2 Функции спортивной журналистики…………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

Функции спорт журки.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………….…..3

     1. Система функций средств массовой  коммуникации……….…………...5

     1.1. Основные функции средств массовой коммуникации……..................5

     1. 2. Анализ современных взглядов на функции журналистики….…….…8

     2 Система функций спортивной журналистики…………………………...11

     2.1 Становление спортивных коммуникаций и их функций….…….…....11

     2.2 Функции спортивной журналистики…………………………………..14

     Заключение…………………………………………………………………..21

     Список  использованных источников………………………………………23

     Введение 

     Спорт, являясь неотрывной частью культуры, отражает характер ценностных ориентации, идеологических установок, типичных для сферы спорта в каждую социально-историческую эпоху. Особое значение в формировании и распространении этой системы имеют СМИ, благодаря которым все более очевидным фактом становится стремительное изменение и самого феномена спорта, и его позиционирования в средствах массовой информации.

     Спорт как сфера социальной и культурной деятельности людей оказывается в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния с такими важнейшими сферами человеческой жизнедеятельности, как политика, идеология, бизнес (в том числе шоу-бизнес), искусство и пр. Меняются идеология, психология и этика современного спорта, меняются его функции, что находит широкое отражение в СМИ, оказывая в свою очередь влияние и на систему функций самих средств массовой коммуникации.

     Эти изменения, порожденные как собственной  логикой развития спорта, так и  общими тенденциями в современной  социокультурной ситуации, требуют серьезного философского, социологического, культурологического осмысления.

     Как известно, одной из важнейших функций СМИ как социального института является формирование образов реальности, влияние на преобразование социальной действительности при помощи символов; коррекция общественного мнения, как позитивного, так и негативного, по самым разным проблемам жизни общества. В современной ситуации «информационной эпохи» институт СМИ выступает одним из субъектов организации жизненного пространства человека, в том числе, его ценностной структуры.

     В этом смысле, чрезвычайно важно рассмотреть механизм конструирования образа спорта в массовом сознании средствами массовой информации в контексте реализации основных функций журналистики в целом и спортивной журналистики, в частности. 

     Одна  из функций СМИ - формирование системы ценностей, норм и идеалов посредством освещения спорта в СМИ, а также теоретическое обоснование данного процесса разработаны Г.В. Дивиной, П.А. Виноградовым, СИ. Гуськовым и др. Работы Р. Барта, А.Моля, Г. Шиллера, В. Шрамма и др. анализирую взаимосвязи спортивных и политических коммуникаций, проявление идеологической пропаганды в публикациях, посвященных спорту.

     Что касается такой специфической сферы  коммуникации, как информационное обеспечение и освещение спорта, то системное изучение ее характера и особенностей в нашей стране долгое время не проводилось. Научные работы и диссертационные исследования по проблемам спортивных СМИ (И.Н. Акрамовского, В.Ф. Асаулова, В.Ф. Веселова, П.А. Виноградова, Е.Ф. Долгополовой, Ж.В. Кудрявцевой, Т.Е. Лейе, А.В. Оганесян, B.C. Родиченко и др.) рассматривали спортивные СМИ преимущественно не как самостоятельный объект, а как один из аспектов при изучении педагогической, социологической, управленческой и других сфер спортивной деятельности. В научных трудах названных авторов в основном анализируются система спортивных СМИ, ее включенность в общую систему российских средств массовой информации, функции спортивной журналистики и ее прикладное значение.

     Анализ  литературы показал, что разработка отдельных вопросов, связанных с функционированием спортивных СМИ, не сопровождалась появлением обобщающих работ, в которых спорт и связанные с ним коммуникации рассматривались в контексте общекультурного пространства. В связи с этим вопрос исследования функций спортивной журналистики в системе СМИ и в целом в социо-культурном пространстве,  является достаточно актуальным.  
 

     1. Система функций  средств массовой  коммуникации

     1.1 Основные функции средств массовой коммуникации 

     В терминологическом аппарате теоретического курса по журналистике в числе ключевых выделяются вопросы о функциях. В научной литературе зафиксированы определенные подходы к проблеме функций журналистики.

     Как подчеркивает проф. Е.П. Прохоров, функции журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполненных ею задач, способ жизнедеятельности в обществе1. И функции эти разнообразны. «Говорят, − уточняет исследователь, − о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают её регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами…, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие её в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности»2. По образному выражению Е.П. Прохорова, «пространство функций» включает в себя идеологические, культурно-образовательные, непосредственно-организаторские, рекламно-справочные и рекреативные функции.

     Другой  исследователь – проф. С.Г. Корконосенко, подчеркивая многокачественность прессы как общественного явления, выделяет следующие социальные роли журналистики – производственно-экономическую, информационно-коммуникативную, регулирующую и духовно-идеологическую3.

     В соответствии с классификацией И.Ю. Глинской, информация в социальной системе выполняет коммуникативную, отражательную и управленческую функции4. Как справедливо заметил известный ученый, проф. В.М. Горохов, «журналистская деятельность существует в многообразии видовых модификаций»5.

     Среди многообразных мнений и подходов, представленных в научной литературе, зафиксируем общепринятые функции СМИ: информационная, коммуникационная, идеологическая (в некоторых интерпретациях - ценностно-ориентационная), культурно-образовательная, организаторская, релаксации.

     Помимо  информационной, коммуникативной, контролирующей, идеологической, культурно-образовательной выделяют рекреативную и рекламно-справочную функции. Рекреативная, или развлекательная. Различные ток-шоу, игры, ситкомы, анекдоты, байки и кроссворды – это то, без чего мы уже не можем представить ни газеты, ни телевидения. Ведь в большинстве своем люди обращаются к СМИ за развлечениями. Рекламно-справочная. С самого начала своего существования газеты печатали новости и коммерческие объявления. Так оно осталось и по сей день. Сегодня реклама занимает до 40 % площадей периодических изданий6.

     Л.Н. Федотова, И.Д. Фомичева и некоторые  другие авторы предпочитают говорить не о функциях журналистики, а о функциях средств массовой информации (коммуникации). Л.Н. Федотова выделяет такие функции СМИ как информирования, воспитания, организации поведения, снятия напряжения, коммуникации7.

     И.Д. Фомичева к числу функций СМИ  относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую. Данные функции выделяются ею на том основании, что СМИ “участвуют в информационном обеспечении познавательной, ценностно-ориентирующей, коммуникативной, социально-организаторской (разновидности преобразовательной) деятельности, и тем самым имеют соответствующие функции для использующих их субъектов. Основа для выделения функции здесь очевидная: модель функций человеческой деятельности или ее видов”8.

     Г. Пёршке исходит из понимания функции  журналистики как “влияния, оказываемого журналистикой на систему общества, и в частности влияния, обусловленного общественной системой, функционированию и развитию которой она способствует”. Он насчитывает три главных вида подобного влияния журналистики на общественную систему, что определяет наличие трех основных групп ее функций:  идеологических, заключающихся в совокупности действий, “направленных на интеграцию людей в идеологические, прежде всего, политические отношения, на оказание им помощи в такой ориентации в социальной действительности, которая соответствует их месту в общественных... отношениях, на их мобилизацию для сохранения и развития этих отношений”;  культурных, связанных с участием журналистики “в развитии самого человека, в проявлении его личности, зависящей от многообразия его общественных связей, в формировании образа жизни, основанного на достижениях человеческого развития... Это выражается в журналистских действиях, направленных на образование, воспитание, развлечение...”; социальных, обусловленных участием журналистики “не в культурном развитии, самом по себе, а в развитии личности, формировании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей”.9

     Исходя  из понимания функции как той  роли, которую играет элемент в  системе, можно утверждать, что функцией журналистики как деятельности, выступающей элементом системы духовно-практической деятельности, является внедрение в массовое сознание продуктов специализированного сознания в форме оценок явлений и фактов, актуальных с точки зрения социальных субъектов.10

     1.2 Анализ современных взглядов на функции журналистики 

     Перечисленные в предыдущем разделе функции, при всех особенностях авторских классификаций, являются ключевыми в понимании социальной роли журналистики. Ключевыми, но не застывшими раз и навсегда конструкциями. У этой проблемы есть исторический аспект: журналистика отражает состояние среды, в которой она рождается и действует. На процесс изменения функций журналистики указывает проф. С.Г. Корконосенко, считая, что «каждая функция может проявляться с «обратным знаком», то есть давать эффект, противоположный ожиданиям. Тогда ее правильнее именовать дисфункцией»11. На неопределенность функций или вырождение отдельных функций в ритуальную деятельность указывает, в частности, и Л.П. Аполлонова12.

     Являясь социальным институтом общества, переживающего  на современном этапе своего развития период трансформации, журналистика не только фиксирует эти процессы, но и сама переживает определенные изменения. Трансформация медиасистемы за последние двадцать лет существенным образом затронула такие ключевые позиции, как учредительство издания (вытеснение государственной монополии на издание СМИ, появление огромного количества частных изданий), типологические характеристики (утрата такого понятия, как «центральное издание»; изменение статуса некоторых изданий от официальных к оппозиционным и т.д.), снятие цензуры и др. Кроме того, журналистика сегодня – это понятие многогранное;  она включает в себя общественно-политическую, социокультурную, корпоративную, гламурную и т.д. прессу.

     Определенно, что трансформация функций журналистики – это производное от трансформации самой системы журналистики. Общепринятый, классический набор функций по-разному интерпретируется в разных сферах журналистики13.

     Одна  из ключевых функций – информационная – в современных условиях превращения информации в товар явно испытывает процесс аберрации (отклонение от нормы). В самом деле, внимание читателей, зрителей и слушателей фокусируется на информации о скандалах и чрезвычайных происшествиях, криминальных историях, жизни «звезд», различного рода загадочных явлениях, курьезах и т.д. Негативная информация во много раз превышает информацию о позитивных процессах. В погоне за прибылью пресса начинает конструировать оторванные от жизни идеалы и ценности, снижается качество информационной функции, она уже не отражает всей полноты картины мира. Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, формирует у людей недоверие к институтам государственной власти, приводит к моральному и психическому опустошению.

     Процесс аберрации затронул и еще одну основополагающую функцию журналистики –  культурно-образовательную. Это связано с тем, что одной из наиболее важных проблем современного духовного производства в СМИ является верховенство критерия все той же рыночной рентабельности над художественно-эстетическими и культурно-просветительскими критериями. Высокий рейтинг программ и телепередач является определяющим условием их существования в сетке современного телевидения, функционирующего в жесткой рыночной среде. По сути дела, критерий массового охвата аудитории становится ведущим принципом функционирования современных СМИ, и особенно телевидения, существующего на основе самоокупаемости и коммерческой выгоды. Телевидение в погоне за коммерческой выгодой зачастую предоставляет информацию, наносящую вред духовному и эстетическому развитию детей и молодежи. Анализ подобных тенденций позволяет говорить о дисфункции, вырождении культурно-образовательной составляющей в некоторых сферах отечественной журналистики. СМИ внедряют в массовое сознание новые социальные стандарты, зачастую сомнительного характера.

     Возвращаясь к проблеме аберрации некоторых  функций СМИ, отметим явную гипертрофированность функции релаксации. В частности, телевидение активно конкурирует с театром, клубом, библиотекой, борется за свободное время людей, и эффекты медиаиндустрии в этой конкуренции более значимы. Различного рода развлекательные передачи, ток-шоу явно перебирают по времени в сравнении с аналитическими и образовательными программами.

     Трансформация функций журналистики выражается и  в развитии новых функций. Так, практика современных корпоративных изданий  дает нам примеры активного развития маркетинговой функции, которая выдвигается на первый план. Маркетинговые функции, креативные PR-технологии способствуют укреплению и развитию репутационного капитала. Некоторые исследователи теории и практики СМИ высказываются о развитии интерактивной функции журналистики (особенно в условиях конкуренции с интернетом), а также о PR-функции.

     Трансформация функций журналистики отражает глубинные противоречия в развитии современной медиасистемы: с одной стороны, пресса за счет рекламы становится мощным источником прибыли, с другой стороны, в системе массовой информации есть «внерыночные» секторы – пресса для детей, молодежи, издания, пропагандирующие традиции, культуру, семейные ценности.14. Процессы трансформации функции журналистики требуют корреляции дисфункциональных элементов медиасистемы – в первую очередь, речь идет о формировании четкой концепции государственной информационной политики, изменении вектора развития СМИ от коммерциализации к социожурналистике.15 

Информация о работе Функции спортивной журналистики