Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:10, реферат
Грузинский кинематограф, возникший как явление в советскую эпоху, представляет собой яркое и своеобразное явление. История Грузинского кино начинается почти в одно время с европейским. Первое киношоу было показано в Тбилиси 16 ноября 1896 года. Вскоре после этого были открыты киноцентры в Тбилиси, Кутаиси и других городах.
Грузинский кинематограф, возникший как явление
в советскую эпоху, представляет собой
яркое и своеобразное явление. История
Грузинского кино начинается почти в одно
время с европейским. Первое киношоу было
показано в Тбилиси 16 ноября 1896 года. Вскоре
после этого были открыты киноцентры в
Тбилиси, Кутаиси и других городах.
В 1908 году режиссеры Дигхмелов и Амашукели
отсняли первые экспериментальные кадры,
а в 1912 году Амашукели снял первый полнометражный
документальный фильм “Акакии Церетели
в Рача-Лечкуми. Эта дата официально годом
рождения грузинского кинематографа Грузинское
кино создавалось в основном на студии
«Грузия-фильм». В 1916 году Цуцунава
снимает первый художественный фильм
“Кристина” по произведению классической
грузинской литературы. С самого начала
связь кино с представителями интеллектуальной
элиты предопределила высокое артистическое
качество, духовную и концептуальную направленность
грузинского кино
Помимо национального колорита, грузинский кинематограф
имел легко узнаваемые черты, среди которых
особое чувство мягкого юмора,
метафоричность и симпатия к людям. В советскую
эпоху грузинские кинематографисты умели
избегать официозного соцреалистического
стиля и создавали оригинальные и самобытные
ленты, которые пользовались большой популярностью
во всем Советском
Союзе.
Грузинская советская кинематография возникла в 1921 году.
До революции на территории Грузии снималась лишь официальная кинохроника да изредка массовые сцены для псевдоисторических картин типа «Покорение Кавказа». Никакого отношения ни к национальной культуре Грузии, ни к культуре других народов Закавказья эти съемки не имели.
Исключениями
являлись некоторые кинохроники
первых грузинских операторов-любителей
— В. Амапгукедии А. Дигмелова, снявших
разновременно несколько «
В 1919—1920 годах,
в период существования в Грузии
буржуазно-меньшевистского
Эти фильмы также
не имели никакого отношения к
грузинской культуре. Но в работе над
ними приобрели некоторые
В конце 1920 — начале 1921 года тбилисским театральным режиссером А. Цуцунава был поставлен первый игровой фильм грузинской тематики — мелодрама «Христина» по роману классика грузинской литературы Э. Ниношвили. Как в художественном, так и в техническом отношении фильм оказался малоудачным.
В 1921 году, с ликвидацией в Грузии буржуазно-меньшевистского правительства и установлением Советской власти, ликвидируются и попытки частного фильмопроизводства. В том же году при Народном комиссариате просвещения Грузинской ССР создается киносекция, вокруг которой собирается небольшая группа кинематографистов.
В группу входят оказавшиеся в это время в Тбилиси деятели русского кинематографа — актер А. Бек-Назаров и актер и режиссер И. Перестиани, а также упомянутые выше тби-лисцы — режиссер А. Цуцунава, режиссер и актер В. Барский, оператор А. Дигмелов. Они и явились пионерами-зачинателями грузинской советской кинематографии.
Киносекция Наркомпроса не только национализирует кинотеатры и прокатные конторы, но и приступает к организации производства фильмов.
Уже в том же 1921 году киносекция выпускает свою первую художественную картину «Арсен Джорджиашвили» по сценарию Ш. Дадиании И. Перестиани, в постановке И. Перестиани. Это был не только первый фильм грузинской советской кинематографии, но и один из первых по времени художественно-игровых фильмов СССР вообще. (Подробнее о фильме см. стр. 164.) В следующем, 1922 году киносекция Наркомпроса республики выпускает два игровых фильма: «Сурамскую крепость» по повести грузинского классика Д. Чонкадзе, в постановке И. Перестиани, и «Изгнанника» по оригинальному сценарию Ш. Дадиани, в постановке В. Барского. Слабые в художественном отношении, похожие на костюмно-исторические ленты русского дореволюционного кинематографа, они имели, однако, прогрессивное значение, утверждая на экране грузинскую тематику и вовлекая в кино грузинских театральных актеров.
В 1923 году, после реорганизации киносекции Наркомпроса в хозрасчетный трест Госкинпром Грузии, кинопроизводство Грузинской ССР делает новый шаг вперед, выпуская в течение года пять полнометражных художественных картин.
В их числе два фильма на материале прошлого Грузии — «У позорного столба» по мотивам романа А. Казбеги «Отце-убийца», в постановке А. Бек-Назарова, и «Разбойник Арсен» по мотивам популярной народной поэмы «Песнь об Арсене»— о борьбе народного героя Арсена Одзелашвили против грузинских феодалов и царских чиновников.
Кроме этих фильмов в 1923 году выпущены приключенческие картины «Человек человеку волк» по сценарию и в постановке И. Перестиани — о борьбе с происками иностранных разведок, и знаменитые «Красные дьяволята» по повести П. Бля-хина, в постановке И. Перестиани (см. о «Красных дьяволятах» на стр. 166—170).
«Красные дьяволята»
принесли Госкинпрому Грузии не только
славу самой передовой
Рост производства потребовал быстрого расширния творческих кадров. Это расширение идет за счет вовлечения в кино художников из смежных областей искусства.
Так, помимо И. Перестиани, А. Бек-Назарова, А. Цуцунавы и В. Барского в постановочной работе Госкинпрола Грузии принимают участие крупнейший режиссер русского 0 грузинского театра К. Марджанов и творческая молодежь, пришедшая из литературы, театра, живописи, — Н. Шенгелая, М. Миаурели, Г. Макаров, М. Геловани, Л. Пуш, Л. Эсакия, Д. Рондели, 3. Бершнвили.
В фильмах снимаются ведущие актеры грузинской сцены: В. Анджапаридзе, А. Васадзе, А. Жоржолиани, К., Микаберид-зе, Ц. Цуцунава, Л. Хативари, А. Хинтибидзе, А. Хорава и многие другие. Появляются «кинозвезды», выросшие в самой кинематографии (Ната Вачнадзе).
Формируются кадры киноработников и других специальностей. Среди операторов помимо А. Дигмелова появляются имена: М. Калатозова (впоследствииперешедшего на режиссуру), A. Поликевича, В. Кереселидзе, С Забозлаева, А. Гальперина. В создании декораций и костюмов участвуют художники B. Сидамон-Эристов, Л. Гудиашвили, Ф. Пуш, Д. Какабадзе, Ш. Мамаладзе, Д, Шеварнадзе, С. Губин-Гун.
Как и в других
республиках, хуже обстоит дело с
кадрами сценаристов. Из грузинских
писателей в работе в кино принимают
участие маститый драматург и
прозаик Шалва Дадиани, написавший
пять сценариев немых фильмов, и
начинающий литератор Георгий Мдивани,
вырастающий в тридцатых годах
в профессионального
В качестве литературной
основы для сценариев
Однако на первых порах большинство режиссеров, ставивших фильмы грузинской тематики — исторической и современной, — упрощенно подходили к своим задачам. Фильмы скользили по поверхности жизни, не подымая глубоких пластов истории и быта грузинского народа, не пытаясь найти оригинальные художественные формы.
Значительная
часть грузинских картин шла навстречу
мещанско-обывательским
«Наиболее заманчивым
и легким для многих из нас,— писал
позже А. Бек-Назаров об этом этапе
развития грузинской кинематографии,—показалась
подача национального (точнее, восточного)
материала в экзотическом плане.
Этим как бы уплачивалась дань национальной
тематике, удовлетворялись требования
руководителей киноорганизаций
о «кассовой» картине, и, наконец, подобная
сусально-экзотическая трактовка материала
освобождала авторов фильма от необходимости
глубокого проникновения в
В качестве примеров таких картин Бек-Назаров называет «Тайну маяка» В. Барского, «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Перестиани и свой собственный фильм «Натэллу».
Подобного рода картины,— продолжает А. Бек-Назаров,— «показывали жизнь и быт не настоящего, действительного Востока, а того, который рисовался в воображении иностранцев типа Пьера Лоти. Картины эти, романтизирующие быт старого Востока, имели шумный успех у обывательской публики, воспитанной на образцах ханжонковской кинематографии, но они ни в какой степени не являлись сколько-нибудь ценным вкладом в дело развития советской национальной кинематографии»
Во второй половине
20х годов пришла новая плеяда
кинематографистов, которые принесли
новые жанры и стили в
В 1955 году Тенгиз Абуладзе и Резо Чхейдзе
дебютировали с фильмом “Осел Магдана”,
открыв новый период в кинематографии
Грузии. Фильмы этого периода следуют
принципам эстетики и неореализма.
В героическом фильме Чхейдзе "Отец
солдата" актер Серго Закариадзе создал
монументальный образ грузина. Мировое
признание получили фильмы Т. Абуладзе
и Отара Иоселиани, которые принесли международное
признание грузинскому кино. Практически
все их фильмы пользовались огромным успехом
как у зрителей, так и у критиков.
2.«Новое
грузинское кино»
В 70-е на национальный кинематограф СССР «взрывается» в Закавказье. В 1972 г. был открыт факультет кино в Тбилисском Институте Театра им. Руставели, позднее он был переименован в Тбилисский Институт Театра и Кино. Получившие там образование режиссеры 80х-90х годов вдохнули новую жизнь в этот вид искусства. В 1970 году на киностудии «Грузияфильм» выходит «фильм-эмблема» 1970-х «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани. Фильм идет в авангарде советского киноискусства 70-х, который, в свою очередь, образуется из единиц, так называемого «штучного товара» - возрастает личностное начало. И этот процесс характерен не только для России, он идет широким фронтом по всем национальным кинематографам СССР.
В этот же период в Тбилиси живет и работает еще один великий мастер - Тенгиз Абуладзе. В 1970-х он ставит на Тбилисской киностудии фильм «Древо желания», имевший большой международный успех. В Баку набирает творческие силы студия «Азербайджанфильм». Снятый Расимом Оджаговым по сценарию Рустама Ибрагимбекова фильм «Допрос» в 1979, затрагивает тщательно скрываемую советским режимом тему коррупции в государственных органах. О неблагополучии, о порочности системы, все смелее говорят с экрана. И в Закавказье это делают громче других. Интересен в этом смысле армянский фильм Генриха Маляна «Мы и наши горы» по повести Гранта Матевосяна, поставленный в 1970 году. Фильм иллюстрирует нелепость социалистической системы, которую кино СССР все упорнее подрывает изнутри своими неопровержимыми сюжетами. Не случайно, что именно в союзных республиках, в Закавказье, кинематограф более смело обращается к социальному анализу - в республиках цензурная политика не так строга, как в столице.
Но многое зависело
и от отношения властей к
После прихода к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе в середине 1970-х гг. для грузинского кинематографа были созданы фактически тепличные условия. Директором студии назначили одного из зачинателей нового грузинского кино режиссера Чхеидзе. Ни один из фактически снятых на студии фильмов не был положен в республике "на полку" - более того: предпринимались небезуспешные усилия по продвижению на экран фильмов отрицательно оцененных Госкино СССР (Например, «Любовь с первого взгляда» Резо Эсадзе, 1975 г.). Установка на изощренный авторский кинематограф торжествует. Традиции национальной культуры (и традиции национального кинематографа в том числе) оставались предметом художественного исследования. "Грузия-фильм" 1970-х - 1980-х гг. была бастионом "поэтического кино" (от "мэтра" Абуладзе с Древом желаний, 1977, и Георгия Шенгелая с Пиросмани, 1969, до молодого талантливого Нодара Манагадзе с Ожившими легендами, 1977, и Как доброго молодца женили, 1975).