Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопроса построения имиджа российского политического лидера в избирательных кампаниях.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
-изучить понятие политический имидж;
-определить основные приемы построения политического имиджа;
-выявить особенности построения политического имиджа в России;
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа политического лидера
1.1.Понятие имиджа и имиджевых характеристик………………………….….5
1.2 Имидж политического лидера………………………………………….…...8
1.3 Основные приемы построения имиджа политического лидера……….…11
1.4 Особенности формирования имиджа политического лидера в РФ
Глава 2. Влияние имиджа В.В. Путина на внутри- и внешне - политический имидж России…………………………………………………………………………....24
Заключение………………………………………………………………..……27
Список использованной литературы……………………………………….…30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа политического лидера
1.1.Понятие имиджа и имиджевых характеристик………………………….….5
1.2 Имидж политического лидера………………………………………….…...8
1.3 Основные приемы построения имиджа политического лидера……….…11
1.4 Особенности формирования имиджа политического лидера в РФ
Глава 2. Влияние имиджа В.В.
Путина на внутри- и внешне - политический
имидж России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…30
Введение.
Имидж политического лидера – это публичная сторона его личности, обращенная непосредственно к избирателям. Если говорить более конкретно, то это специально формируемый образ в глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его PR-команды.
Как свидетельствует политическая история, имидж, как идеализированный образ чего-либо, существует отнюдь не недавно. Еще в работе Макиавелли «Государь» и Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» можно было найти информацию о чертах характера человека, необходимых для того чтобы стать успешным политиком.
Актуальность проблемы, связанной с имиджем приобретает только в середине ХХ века, когда особенно активно стали развиваться демократические институты, прежде всего, институт всеобщих свободных выборов. Судьба правительства стала зависеть от восприятия избирателями, самого правительства и его деятельности. Неспособность изменить реальность согласно представлениям граждан, оканчивалось, как правило, сменой правящих элит. Отталкиваясь от имиджа, общество строит свои взаимоотношения с политическим деятелем: избирать его в депутаты, назначать на пост, отдавать ему свои голоса в качестве будущего президента. То есть можно с полной уверенностью сказать, что имидж выступает в роли связующего звена между политиком и его аудиторией.
Значительность работы заключается в том, что политический пиар, создает картину мира, идеологию или целостное представление о реальности; претендует на мировоззрение, конструирует целостное представление о происходящем и задает критерии его интерпретации.
Объектом курсовой работы является имидж политического лидера (В.В. Путин), а предметом особенности и факторы формирования имиджа политического лидера.
Таким образом, проблема имиджа политического лидерства – одна из центральных проблем современной политической психологии. Ключевой вопрос здесь – что такое имидж политического лидера и как он формируется?
Цель и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является изучение вопроса построения имиджа российского политического лидера в избирательных кампаниях.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
-изучить понятие политический имидж;
-определить основные приемы построения политического имиджа;
-выявить особенности построения политического имиджа в России;
-рассмотреть влияние имиджа политического лидера на имидж страны (В.В. Путин.);
Курсовая работа состоит из двух глав: первая – теоретическая, в ней рассматривается теория политического лидера, способы и особенности его создания; вторая часть – практическая, в ней рассматривается построение успешного имиджа российского политического лидера на примере президента РФ В.В.Путина.
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа политического лидера
Имидж (от англ. image «образ», «изображение») – искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые. Имидж, как универсально применимая категория, может быть применим к любому объекту, существует не только в коммерческой сфере, но и социальной: оказывает влияние на поведение индивидов, становление личности.
Одним из наиболее интересных и актуальных понятий продолжает оставаться «политический имидж».
Одной из важных составляющих эффективности воздействия на аудиторию, является имидж политика, его формирование, поддерживание и продвижение.
Построение удачного имиджа политического лидера главным образом зависит от следующих условий: от знания и понимания настроений, требований и установок своих будущих или настоящих последователей и умения показать, что данный политик - именно тот, кто полностью отвечает потребностям публики. Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия публики - показать, что он похож на них, что у него одинаковые с ними заботы и проблемы, что он - «один из них». Чрезмерная оригинальность в сфере политики при формулировании программ, построении имиджа политического лидера и т.п. не желательна, она лишь оттолкнёт от политика большую часть людей.
Политические реалии современного общества таковы, что рядовой избиратель не имеет возможности личного контакта с политиком или другим государственным деятелем. Он воспринимает политика таким, каким его представляют обществу СМИ, поэтому они играют достаточно важную роль в формировании имиджа1.
Построение
удачного политического имиджа главным
образом зависит от следующих
условий: от знания и понимания настроений,
требований и установок своих
будущих или настоящих
Имидж, с которым действует политик во время избирательной кампании и благодаря которому он должен победить, называется стратегическим образом. Он должен соответствовать некоторым обязательным особенностям. Во-первых, этот образ является строго обусловленным. Это значит, что характер имиджа зависит, а точнее говоря должен учитывать культурную специфику, уровень образования населения, экономической ситуации и другие особенности избирательного округа. Во-вторых, стратегический образ обусловлен также и временем. Использование успешного имиджа предыдущих лет не гарантирует успеха в других кампаниях, так как потребности избирателей меняются, как меняется и обстановка в стране в целом.
Вместе с тем необходимо учитывать ситуативные факторы – резкие, внезапные изменения в политической или государственной сфере. Это значит, что при экстренной перемене, к примеру, ценностей у избирателей, политик должен менять (по крайней мере, создать впечатление) и свои ценностные предпочтения, чтобы максимально соответствовать ценностям избирателей.
Имидж делится (по А.Лаптенок)2:
-объективный (реальный) – это впечатление о кандидате, которое есть у аудитории;
-субъективный имидж – это представление кандидата о том, каким его видит аудитория;
-моделируемый имидж – это образ, который создает команда специалистов в ходе работы с кандидатом;
-идеальный имидж – максимально идеальный имидж кандидата в глазах избирателя;
-желаемый (самоимидж) – тот, который политическая организация или кандидат хотели бы иметь в глазах избиратели.
Имидж складывается из ряда конкретных характеристик, причем цельность имиджа определяется непротиворечивостью этих составляющих. К имиджевым характеристикам относятся:
-психофизиологические (такие как активность, агрессивность, сила и мощь, а также противоположные им),
-личностно - коммуникативные (на практике связанные с каналом передачи информации, такие как фото- или телегеничность, тембр голоса ),
-социальные (моделирующие чисто человеческие качества, воспринимающиеся людьми как позитивные- доброта, отзывчивость),
-мифо – символические (подводящие объект к имеющимся у аудитории стереотипным представлениям);
-профессионально – политические (отражающие требования и ожидания массовой аудитории, связанные с представлениями о конкретной профессии).
Имидж – это отражение существующей действительности в понятных избирателям законах и символах. Имидж должен поддерживаться постоянно, иначе он просто перестанет существовать.
Имидж нематериален и существует лишь в воображении его создателей и избирателей. Более того, каждый избиратель является в определенной мере создателем имиджа политика, т.к. с одной стороны, всегда видит его «по-своему», а с другой стороны, отдавая свой голос тому или иному политику, становится частью его социальной базы, и тем самым, создаваемого им имиджа.
Имидж – это отражение существующей действительности в понятных избирателям законах и символах. Он должен поддерживаться постоянно, иначе он просто перестанет существовать. Имидж нематериален и существует лишь в воображении его создателей и избирателей. Более того, каждый избиратель является в определенной мере создателем имиджа политика, т.к. с одной стороны, всегда видит его «по-своему», а с другой стороны, отдавая свой голос тому или иному политику, становится частью его социальной базы, и тем самым, создаваемого им имиджа3.
1.2 Имидж политического лидера
При наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке.
Так, по мнению Ж. Блонделя, политическое лидерство – это “власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям”.
С другой стороны, лидерство можно рассматривать как управленческий статус, социальную позицию, связанную с принятием решений. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Дж. Даунтон, лидерство – это “положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов”.
В российском обществоведении распространена точка зрения, что лидер — это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.
Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.
Составляющие имиджа:
-Экономическая разумность имиджа;
-Планируемость, организуемость, руководимость, контролируемость – это соответствие имиджа критериям практического менеджмента;
-Надежность имиджа – показывает, выполнит ли он свое предназначение с устраивающим политика риском;
-Социально-культурное соответствие имиджа – не противоречит ли он глубоким традициям общества;
-Узнаваемость имиджа – связывается ли каждое сообщение с лидером в сознании общественности.
Имидж политика – это специально формируемый образ в глазах различных социальных групп. Он возникает не спонтанно, а благодаря целенаправленным усилиям, как самого политика, так и его PR-команды. Но иногда он возникает и вопреки их воле и желаниям как результат деятельности других недружественных политиков с помощью различных средств и прежде всего средств массовой информации.
Повышенное внимание к имиджу кандидатов в ущерб собственно политическим дискуссиям стало характернейшей чертой современного электорального процесса.
Дело в объективных условиях, определяющих характер избирательных кампаний, которые условно можно разделить на «программные» и «имиджевые» – в зависимости от того, какая сторона коммуникативного процесса в них превалирует. «Программными» обычно являются избирательные кампании в странах, переживающих переломные моменты своей истории.
Тогда
усиливается идейно-