Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 02:20, доклад
Интернет коснулся всех сторон жизни людей, открыл новые пространства общения и доступ к разнообразной информации. Он незаметно изменил сам способ существования человечества – в виртуальное пространство переместились не только учеба или исследования, но и досуг и шопинг. Благотворительность – часть современной культуры, и эти процессы затронули и ее. Пожалуй, с самого момента создания интернета, те, кому нужна помощь, и те, кто хотел бы ее оказать, начали искать друг друга в Сети. Некоммерческие организации, активные и мобильные в социальном отношении, также быстро освоили эту область.
Статус: онлайн
ePhilanthropy на Западе и в России
11.03.2010
ТЕКСТ: ЛИДИЯ ТИХОНОВИЧ, ИНГА ПАГАВА, АНДРЕЙ СУЧИЛИН
Интернет
коснулся всех сторон
жизни людей, открыл
новые пространства
общения и доступ
к разнообразной
информации. Он незаметно
изменил сам способ
существования человечества
– в виртуальное
пространство переместились
не только учеба или
исследования, но и
досуг и шопинг.
Благотворительность
– часть современной
культуры, и эти
процессы затронули
и ее. Пожалуй, с
самого момента создания
интернета, те, кому
нужна помощь, и
те, кто хотел бы
ее оказать, начали искать
друг друга в Сети.
Некоммерческие организации,
активные и мобильные
в социальном отношении,
также быстро освоили
эту область.
Сегодня интернет-филантропия
имеет уже сложившиеся
Первые шаги
Первый и самый простой способ использования интернета – размещение информации о себе – некоммерческие организации освоили быстро и легко. Практика создания виртуальных «визитных карточек» родилась вскоре после возникновения самого интернета и стала всеобщей. Сейчас вряд ли удастся найти НКО, не имеющую собственного сайта с подробным описанием ее деятельности и контактной информацией.
Появление онлайн-фандрайзинга в 1990-х годах ознаменовало новый этап развития благотворительности в Сети. Он быстро стал очень эффективным:
в Британии, например, уже в 2004 году при сборе средств для пострадавших от цунами в Южной Азии количество интернет-пожертвований сравнялось с традиционными для англичан «телефонными».
Всего же, по отчетам CAF, в период между 2003 и 2004 годами они возросли почти в 2 раза – с £ 3,6 млн до £ 6,8 млн .
В США в последние годы также отмечался быстрый рост: онлайн-пожертвования увеличились в период с 2005 до 2006 года на 37%, а в 2008, кризисном, году их сумма стала больше на 26%!
По данным
Charity Navigator, одной из ведущих аналитических
компаний в сфере «третьего сектора»,
интернет-пожертвования
Цифры:
В 2008 году в США произошел рост онлайн-пожертвований. Их число увеличилось на 43%. Суммарный денежный результат вырос меньше, он был несколько нивелирован 17-процентным снижением среднего размера одного пожертвования, с 86$ до 71$ (данные http://e-benchmarksstudy.com). 97% пожертвований – величиной менее 250$, и они обеспечили в сумме всего 59% всех полученных долларов. Только три процента пожертвований были величиной в 250$ и больше, но они в сумме сформировали 41% всего дохода. Пожертвования в секторах «Здоровье» и «Международные проблемы» росли медленнее других, в то время как в секторе «Экология» наблюдался наибольший рост. |
Миллиарды долларов в Сети
Тед Харт, один
из пионеров ePhilanthropy, приводит статистику:
в 1999 году в США благодаря интернету
было собрано около 10 млн долларов
пожертвований, а в 2007 году – уже
10,44 млрд (по всему миру в 2007 году собрали
более 20 млрд долларов). В России подобную
практику освоили и успешно осуществляют
некоторые благотворительные
Доля российских
пользователей в Мировой
Если бы россияне жертвовали через интернет в среднем столько же, сколько пользователи во всем мире, то в 2007 году они перевели бы 580 млн долларов, а не 6 млн.
Основным
условием для пожертвований через
интернет является доверие граждан
к НКО и к технологиям
Фандрайзинговые сайты в России менее распространены, чем на Западе. Их сборы гораздо скромнее.
Однако они существуют, причем такие сайты есть и у крупных благотворительных организаций, и у небольших неформальных инициативных групп и частных лиц.
В качестве примера можно привести фонд «Помоги.Орг» Антона Носика или «Общество китайского летчика» Максима ‘Mr Parker’ Кононенко. Другие примеры: «Фонд кошки Алисы» ( alisa-fond, сбор денег на лечение брошенных владельцами домашних животных, в особенности дорогостоящее), проект «Сухая попа» (сбор памперсов для малышей, содержащихся в домах ребенка), и т.д. Абсолютно все они работают в соответствии с довольно жесткими принципами: помощь – предельно адресна, организационная работа – бесплатна, передача денег для жертвователя – проста и удобна, отчетность – максимально прозрачна.
Число подобных ресурсов растет, и все больше благотворителей прибегают к такому способу привлечения средств.
Интересный опыт – сайты www.blago.ru и www.wse-wmeste.ru, собирающие пожертвования сразу для нескольких благотворительных организаций. Фактически это – открытые площадки для сотрудничества и взаимодействия различных НКО.
О российских практиках онлайн-фандрайзинга можно почитать в этом номере в статье «От визитной карточки до современных технологий». Мы же остановимся на том опыте, который существует в западных странах, но почти полностью отсутствует в России. Надеемся – пока.
Цифры:
Общее количество интернет-пользователей в декабре 2008 года составило 1,08 млрд. Таковы данные исследований ComCore. Аудитория европейских пользователей составила 28 %, Северная и Латинская Америка – 18,4 % и 7,4 % соответственно, Ближний Восток – 4,8 %. Лидером среди стран по количеству интернет-аудитории является Китай, на долю которого приходит 17,8 % пользователей интернета. В США – 16,2 %. На третьем месте – Япония – 6 % (данные http://www.klerk.ru). У России – 2,9 %, и место в десятке стран с наибольшим распространением интернета. |
Последние тренды
ePhilanthropy уже
довольно далеко вышла за
Например, по мере развития сетевой благотворительности возникли устойчивые союзы некоммерческих организаций, занимающихся онлайн-фандрайзингом, и компаний, обеспечивающих им эту возможность (интернет-провайдеров).
Этот союз
обоюдовыгоден и обеспечил для
НКО приток пожертвований, а для
компаний-провайдеров –
Кроме того, как и в мире реальных вещей, интернет сделал возможным передачу не только денег, но и нефинансовых ценностей и ресурсов. Любопытна с этой точки зрения http://donateacar.com – уникальная в своем роде услуга: организации передачи в подарок НКО автомобиля, в том числе и неработающего. Оригинальный и понятный принцип.
Интересные
возможности возникают для
Так, на определенный срок создаются «зонтичные» сайты, на которых представлены коммерческие компании, торгующие товарами массового потребления и жертвующие в пользу названных на сайте НКО или благотворительных фондов.
Жертвуют они, если посетитель согласится просто «кликнуть» на нужную кнопку. «Кликнув» (и не более одного раз в день), посетитель подтверждает, что видел рекламу компании – совершенно бесплатно как для себя, так и для того, кто получит помощь.
Эта модель использована
в конструкции сайтов www.GreaterGood.com и www.care2.com/click-to-donate/
Интересное явление – благотворительный шопинг. Многие знают, что одним из первых примеров использования кредитной карты для массовых сборов пожертвований стала American Express. Концепция нашла свое веб-воплощение с появлением партнерских отношений между фандрайзерами и спонсорами/донорами в виде онлайн-магазинов и даже торговых центров.
Узнать, как
это работает, можно, перейдя на www.igive.com/welcome/index2.
С момента возникновения на ebay благотворительного раздела в 2003 году и вплоть до сегодняшнего дня там было собрано более 150 млн долларов (т.е. более 20 млн долларов в год).
Приобретая или реализуя товары, желающие могут там же перечислить в пользу выбранных ими НКО часть или полную сумму торгового обмена. Или просто пожертвовать.
Бесспорный успех благотворительной части этого эффективного коммерческого портала обязан личными ценностям и взглядам его основателя, предпринимателя Джефа Сколла.
Чрезвычайно полезными и удобными для многих могут оказаться сайты, которые предлагают подписать петицию и присоединиться к актуальному общественному движению (диапазон тематик огромен). Есть сайты, ориентированные на национальные и сугубо местные вопросы, но можно подписаться и в пользу какого-нибудь злободневного вопроса из международной жизни. Например, здесь: http://gopetition.com и www.credoaction.com.
Социальные сети
Одно из новшеств
в интернет-филантропии –
Эти сайты, а также MySpace, Foursquare, обеспечивают не только фандрайзинг, но и привлечение сторонников, организацию поддержки, мгновенную передачу и отслеживание информации. Кроме того, социальные сети дают благотворительным организациям новую и большую степень открытости и прозрачности.
Три четверти западных некоммерческих организаций зарегистрированы на двух или более социальных сайтах и ведут постоянный «разговор».
Многие «важные
персоны» зарегистрированы в виртуальных
социальных сетях и, значит, открыты
для общения со всеми, кто этого
хочет. (Правда, на острые вопросы, заданные
Биллу Гейтсу на Twitter, пока ответа не
последовало.) В силу значимости социального
эффекта многие НКО планируют
уделять реальному участию в
этих сетях больше времени и выделить
для этого специальных