Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 02:20, доклад
Интернет коснулся всех сторон жизни людей, открыл новые пространства общения и доступ к разнообразной информации. Он незаметно изменил сам способ существования человечества – в виртуальное пространство переместились не только учеба или исследования, но и досуг и шопинг. Благотворительность – часть современной культуры, и эти процессы затронули и ее. Пожалуй, с самого момента создания интернета, те, кому нужна помощь, и те, кто хотел бы ее оказать, начали искать друг друга в Сети. Некоммерческие организации, активные и мобильные в социальном отношении, также быстро освоили эту область.
Вебинары и лекции
Дистанционное
образование с помощью
Например, вебинар
Стэндфордского университета с показательным
названием «Филантропия изменений.
Новые подходы в смутные
Приведем
также ссылку – доступ ко многим
мегабайтам аудио-лекций, интервью и
групповых дискуссий (на английском),
посвященных современным
Цифры
В 2008
году, по сведениям
Министерства связи, 45,4
млн россиян были
интернет-пользователями,
причем 32% жителей
страны имели регулярный
доступ к Всемирной
паутине. Иными словами,
количество постоянных
пользователей интернета
выросло в 1,3 раза (http://whoyougle.ru/texts/ По
данным Фонда «Общественное
мнение» (ФОМ), по состоянию
на лето 2009 года объем
российской интернет-аудитории
достиг 39,9 миллиона
человек, что составляет
примерно 35% от всего
взрослого населения
страны. С весны 2009
года количество людей,
имеющих доступ к
Сети, выросло на 6,4%,
или на 2,4 миллиона
человек, всего же
за год рост составил 18,3%,
или 6,2 миллиона человек (http://delics.ru/v-rossi- |
Гражданский аспект
Несмотря на то что российский опыт интернет-благотворительности еще не так богат, как западный, и у нас есть определенные достижения.
За рубежом кроме помощи нуждающимся средства собирают с разными целями: для поддержки науки, культуры, гражданской активности.
Среди, например, правозащитных организаций, занимающихся фандрайзингом в Сети, есть и крупные, давно работающие, такие как Amnesty International, Human Rights Watch, Международная Хельсинкская Федерация и т.п., и менее масштабные – локальные, «отраслевые». Они предлагают жертвователям меню опций, от платежа кредитной картой до покупки сувенирной продукции с символикой организации.
Рассматривать этот опыт подробно, вероятно, не имеет смысла, поскольку в западных странах существует давняя, устоявшаяся, хорошо развитая культура жертвования на некоммерческие цели. Помощь правозащитной организации рассматривается не как экзотика, а как действие, находящееся в одном ряду с пожертвованием в пользу местной церкви, краеведческого музея или общества защиты животных.
Иногда и в работе российских благотворительных проектов прослеживается гражданский аспект. Так, во время антигрузинской истерии «Общество китайского летчика» ( chinese_pilot) с некоторым вызовом собирало деньги на операцию девочке-грузинке.
Вообще же успешных примеров «гражданского фандрайзинга» в российском интернете очень мало, «правозащитного фандрайзинга» – еще меньше, но они существуют.
В частности, в Москве объявлялся сбор денег на установку мемориальной доски памяти Ю. Киселева, активиста инвалидного движения, диссидента и правозащитника. Тверской союз православных мирян, региональное отделение общества «Мемориал» и приходы храмов областного центра собирали средства на создание в Твери мемориального комплекса в память о жертвах политических репрессий. Предлагались традиционные механизмы платежей, правда, чем кончились эти инициативы – неизвестно.
Есть и
попытки сбора средств в
Более оптимистично выглядит освоение социальных сетей. Например, группа «Волонтерская служба» собрала «В контакте» более чем 1,6 тыс. членов. А известный больничный клоун (есть и такой жанр: для больных, в первую очередь для детей) Константин Седов через Facebook общается с зарубежными коллегами.
Упоминавшийся уже «Фонд кошки Алисы» действует в «Живом Журнале», популярном у россиян блоговом сервисе. И сам этот «фонд» – скорее интернет-сообщество, а не фонд в строгом смысле слова. Его организаторы говорят: «Это общий кошелек, куда хорошие люди скидываются деньгами, а другие хорошие люди могут оттуда получить денег на лечение кошки».
В «Живом Журнале» регулярно происходят различные благотворительные кампании: от сбора средств на лечение конкретных людей до акций в защиту прав пожилых людей, живших в Яммском доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Благодаря активности
в социальных сетях волонтеры
инициативной группы «Старость в
радость» добились впечатляющих результатов:
директор и медперсонал дома престарелых,
которые допускали
Мы надеемся,
что в наступившую эпоху «web
2.0», когда интернет-публика