Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:26, реферат
Если говорящему или пишущему лексическое значение слова известно плохо или совсем незнакомо, то может возникнуть неточность в употреблении, ошибка. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо может придать нежелательную стилистическую окраску.
Целью данной работы стало изучение понятия лексической нормы русского языка и её разновидностей. В практической части реферата были рассмотрены нарушения лексических норм в современной рекламе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ ЯЗЫКА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ 4
1.1 Понятие лексическая норма. 4
1.2 Лексическая сочетаемость. 6
1.3 Виды лексических норм 9
2 Нарушение Лексических норм в рекламе 16
2.1 Исследование рекламы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
- нарушение литературных норм, отступления от них в силу недостаточной речевой культуры авторов вербальных текстов, незнания литературной нормы;
- отступление от строевых основ русского языка (которые составляют костяк литературных норм), ошибки лексические, грамматические, словообразовательные, фонетические.
В рекламе пива есть слоган: "Бочкарев" - правильное пиво. Словосочетание правильное пиво характерно для просторечия. В современном русском языке, согласно литературной норме, прилагательное правильный имеет значения: не отступающий от правил, норм, пропорций, закономерный, регулярный, верный, соответствующий действительности. Таким образом, это прилагательное сочетается только с существительными неодушевленными, отвлеченными (обозначающими абстрактные понятия). Слово пиво - существительное неодушевленное, но обозначает конкретное понятие. Значит, с прилагательным правильный (правильное) в литературном языке оно не может сочетаться. В просторечии, т.е. за рамками литературного язька прилагательное правильный в первом значении может сочетаться с существительными неодушевленными, конкретным, которые обозначают какое-либо изделие, произведенное в полном соответствии с требованиями технологии, с соблюдением всех норм, правил, пропорций. Можно исправить: (название пива) - живительное пиво. Если рассматривать современную рекламу с точки зрения сферы употребления, то можно сказать, что абсолютное большинство используемых слов относятся к общеупотребительным. Диалектизмы на телевидении и радио встречаются нечасто, т. к. здесь реклама нацелена на широкую аудиторию, охватывает всю страну. В основном, в рекламных текстах используют те диалектизмы, которые узнаваемы (фонетические) или понятны из контекста. Такие слова привлекают внимание, запоминаются, а следовательно повышают эффективность рекламы.
Профессионализмы
в современной рекламе
Употребление
жаргонизмов в литературном языке
нежелательно, но все же их можно
встретить в рекламе. Здесь они
используются для четкого выделения
аудитории, для которой предназначен
рекламируемый продукт. По данным нашего
материала, все встречающиеся жаргонизмы
относятся к молодежному
В современной
рекламе, кроме межстилевых слов
(их в текстах около 88%), употребляется
разговорная лексика и слова
из книжного стиля (8% и 4% соответственно).
Преобладание слов из разговорного стиля
объясняется стремлением
Если рассматривать лексику рекламы с точки зрения эмоционально-экспрессивной окраски, то можно заметить, что в текстах не используются слова с отрицательной коннотацией. Это можно объяснить тем, что при составлении рекламного текста учитывается ее морально-этический аспект. Негативно окрашенные слова могут отпугнуть потребителя, настроить его против рекламируемого товара.
В последнее
время в рекламе все чаще используются
окказиональные слова. Их грамматические
признаки прозрачны, т. к. образование
новых слов происходит общепринятыми
в русском языке
В 2005г внимание ФАС привлекли рекламные ролики на телевидении и плакаты в московском метрополитене с использованием слогана "оHoochенные фрукты". Предписание прекратить эту рекламу было издано в адрес компании "Мегапак", распространяющей напитки Hooch в России. Институтом русского языка имени Виноградова было проведено лингвистическое исследование, в котором отмечается, что фонетически слово "охученные" почти тождественно абсценной (матерной) лексеме.
Российский закон "О рекламе" не допускает неэтичную рекламу, которая "содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц".
Примеры ошибок в рекламе, к сожалению, можно встретить довольно часто, но в настоящее время для привлечения внимания потенциального потребителя специалисты по рекламе умышленно включают или завуалировано преподносят ненормативную лексику в слоганах. И над нами на улицах города «гордо» возвышаются баннеры или другие носители рекламы с грубыми нарушениями лексических норм. Примеры таких нарушений изображены на рисунках 2.1-2.6.
Рисунок 2.1 Реклама компании Евросеть
Рисунок 2.2 Реклама гипермаркета Frozzy
Рисунок 2.3 Реклама магазина Видео
Рисунок 2.4 Реклама напитка Crazy
Рисунок 2.5 Реклама жилого комплекса
Рисунок 2.6 Реклама продукта
Применение неоднозначных слов в рекламном ролике могло, как помочь СКБ-банку в привлечении новых клиентов, так и вызвать отток старых, которые не приемлют сомнительных выражений. Реклама была запрещена УФАС. Данная реклама представлена на рисунке 2.7
Рисунок 2.7 Реклама вкладов СКБ – банка.
Пытаясь, стать «ближе к народу»
рекламодатели часто обращаются
к лексике ограниченного
Рисунок 2.8 Реклама вкладов банка Trast.
Рисунок 2.9 Реклама вкладов банка Trast.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее зримым показателем культуры речи является ее правильность. Правильной называется речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Для того, чтобы соблюдать это требование, необходимо пользоваться словарями, справочниками, учебными пособиями. Учет лексической сочетаемости слов является обязательным условием для обеспечения лексической правильности любой речи, устной или письменной. Таким образом, соблюдение лексической сочетаемости обязательно для культурного и образованного человека.
В результате выполненной работы в реферате были раскрыты такие вопросы как: понятие лексической нормы, лексическая сочетаемость, виды лексических норм.
В
практической части был
1. При
составлении текста рекламы
2. В рекламных
текстах с точки зрения сферы
употребления лучше
3. Большое
использование в современной
рекламе разговорных слов (особенно
просторечий) может дать
4. С точки
зрения коммуникативного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Лексические нормы. Нарушение лексических норм в рекламе