Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:42, реферат
После перехода России к рыночной экономике сельское хозяйство страны пришло в упадок. Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось не в состоянии приспособится к выживанию в сложившихся жёстких экономических условиях. Адаптируясь к сформировавшимся условиям, многие сельскохозяйственные предприятия ограничились сменой организационно-правовой формы и названия предприятия, не изменяя при этом сложившейся производственной структуры и структуры аппарата управления, даже если они явно неэффективны в современной ситуации. Одним из важнейших элементов выживания и успеха в сложившихся экономических условиях является маркетинг.
Введение
1 Теоретические основы маркетинга в экономике
Сущность маркетинга и его роль в современной экономике
Функции маркетинга на сельскохозяйственном предприятии
Виды маркетинга, его субъекты и объекты
2 Маркетинг в агропромышленном комплексе
Специфика агромаркетинга
Виды организационных структур предприятия
Маркетинг как система управления производством
3 Управление маркетинговой деятельностью на предприятии
Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Методы организации товародвижения
Совершенствование структуры управления предприятием
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Организация маркетинга
на предприятии предполагает формирование
структурного построения для управления
маркетинговыми функциями, устанавливающего подчиненность и ответственность
за выполнение тех или иных заданий, то
есть службы маркетинга.
Служба маркетинга представляет собой
важнейшее функциональное звено в управлении
предприятием. Хотя маркетинговая служба
непосредственно не руководит ни набором
кадров, ни НИОКР, ни производственными
работами, ни продажей продукции предприятия,
ее деятельность является обязательным
условием для принятия обоснованных управленческих
решений, ориентированных на рынок. Во
главе маркетинговой службы предприятия
стоит, как правило, второе лицо после
руководителя - директор по маркетингу.
В состав маркетинговой службы входят
работники, занимающиеся изучением рынка,
созданием товарного ассортимента, политикой
цен, товародвижением, торговлей, формированием
спроса и стимулированием сбыта, рекламой.
Службы маркетинга функционируют на основании
разрабатываемого с учетом особенностей
каждого предприятия положения о службе
маркетинга, включающего определение
конкретных задач службы, прав и обязанностей
ее работников, взаимодействие с другими
подразделениями предприятия и др.
Следует помнить, что организация маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения с возложением на него отдельных функций, которые, как правило, предприятие до настоящего времени не выполняло или выполняло частично (рекламы, организация изучения спроса и т.п.).
Служба маркетинга создается
прежде всего для обеспечения
гибкого приспособления производственной,
финансовой, торгово-сбытовой, кадровой
деятельности предприятия к изменяющейся экономической
ситуации (доходы, цены, конъюнктура), к
требованиям потребителей на рынке.
Служба маркетинга - это в условиях перехода
к рыночной экономике то самое важнейшее
(а сегодня недостающее) звено в управлении
предприятием, которое совместно с производственной,
финансовой, торгово-сбытовой, технологической,
кадровой и другими видами финансовой
деятельности создает единый интегрированный
процесс, направленный на удовлетворение
запросов рынка и получения на этой основе
прибыли.
Задачи службы маркетинга вытекают, по
существу, из основных принципов маркетинга.
В число обязательных задач должны входить:
3.2 Методы организации товародвижения
Под товародвижением в маркетинге подразумевается система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания. Или же товародвижение - это деятельность по планированию и контролю за перемещением продукции от мест её создания к местам продажи с целью удовлетворения потребностей Потребителей и с выгодой для предприятия. Минимизация расходов на организацию товародвижения при всей её заманчивости для предприятия ни в коем случае не может сказываться на уровне обслуживания.
Как считает Ф.Котлер, уровень обслуживания определяется следующими факторами:
Ни один из
этих факторов сам по себе не является
решающим для того, чтобы сделать
собственную систему
Перед каждым руководителем
предприятия в вопросе
Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) не предполагает наличия посредников, так как продажа продукции осуществляется непосредственно Потребителям на основе прямых контактов с ними. К ним относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а так же продажа по объявлениям СМИ. Этот вариант наиболее часто используется при реализации продукции производственно-технического назначения и реже - товаров народного потребления.
Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) подразумевает продажу продукции через посредников. Выделяют: одно-, двух- и трехуровневые каналы. Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина – число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, число всех оптовых фирм, закупающих продукцию у производителя). Разновидностями косвенного сбыта являются интенсивный, селективный (выборочный) и эксклюзивный сбыт.
Интенсивный сбыт означает подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников независимо от формы их деятельности. Основное его преимущество состоит в наличие очень плотной сбытовой сети, а недостаток в том, что наличие большого числа мелких Покупателей усложняет контроль за их платежеспособностью и требует дополнительных средств на рекламу.
Селективный (выборочный) сбыт, наоборот, предусматривает ограничение количества торговых посредников в зависимости от типа Потребителей, возможности обслуживания и организации гарантийного ремонта и сервисного обслуживания продукции. Он используется при реализации технически-сложной продукции, требующий специального обслуживания, обеспечения запчастями и специально обученного персонала.
Прибегая к услугам посредников всегда надо помнить, что чем меньше их, тем больше шансов контролировать ситуацию и осуществлять оперативное взаимодействие с ними. Но с другой стороны, тем больше зависимость предприятия от посредников, что может нанести в перспективе серьезный коммерческий ущерб. Неслучайно на практике используются различные смешанные формы организации товародвижения.
3.3 Совершенствование структуры управления предприятием
Совершенствование системы управления производством предусматривает разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих: рациональные формы разделения и кооперации труда; механизацию и автоматизацию труда работников управления: совершенствование системы информации и делопроизводства; улучшение рабочих мест и условий труда; совершенствование методов управления; подготовку и повышение квалификации кадров.
Совершенствование отраслевой структуры управления следует вести по таким направлениям: установление рациональных размеров цехов, использование программно-целевого управления, создание единых общехозяйственных служб по обслуживанию основного производства, образование кооперативов и арендных коллективов, вступление в научно-производственные и производственные системы.
Для того, чтобы выжить в современных экономических условиях необходимо точно знать какая продукция необходима населению, в каких количествах и по какой цене люди готовы приобретать нашу продукцию. Чтобы знать ответы на эти вопросы я предлагаю ввести в структуру управления хозяйством службу маркетинга и должность заместителя директора по маркетингу, вместо заместителя директора по производству. Я считаю, что для выживания хозяйства в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований в области рынков сбыта продукции позволит хозяйству более точно определять свою политику организации и развития производства и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Под системой маркетинговых исследований
агропромышленного рынка
Маркетинговые исследования должны проводиться маркетинговой службой по следующим направлениям:
Общественное мнение может стать эффективным рычагом управления, опробовав этот рычаг, российские учёные маркетологи получили интересные результаты.
Простой пример. Тракторист из отделения за 4 километра поехал, как говорится, к теще на блины. Тут же повесили листовку: имярек съездил в колхоз на вверенном ему тракторе, потратил такое-то количество ГСМ, амортизация трактора стоит столько-то. Все эти расходы будут покрыты из заработной платы всего колхоза. Все. Тракторист тот стал «плохой». Все в хозяйстве на него пальцем тыкали. Такие психологические методы в работе с людьми надо использовать. Методик, конечно, много. Для каждой фермы, для каждого колхоза и даже для каждого района нужна своя методика. Очень много сегодня зависит от глав администрации. Как глава администрации ведет политику (экономическую, техническую, кадровую), так и дела в хозяйствах идут.
Заключение
В развитой рыночной экономике
существует множество типов предприятий,
но ни на одном из них нельзя обойтись
без маркетинговой службы. Хотя экономисты
выделяют различные пути повышения
эффективности фирмы, я концентрирую
внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты
этого отдела помогают предпринимателю
повысить эффективность, а следовательно,
и прибыльность фирмы.
Прежде всего, маркетологи занимаются
исследовательской работой: исследованием
рынка, потребителей, товара, конкурентов.
Многие директора сельскохозяйственных
предприятий недооценивают и даже игнорируют
исследования маркетинга, что впоследствии
прямым образом отражается на финансовом
благосостоянии фирмы. Хотя исследования
дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому
что в будущем они принесут только прибыль:
предприятие, особенно молодое, почувствует
себя уверенней на новой почве неосвоенного
рынка. При помощи исследований можно
выбрать наиболее оптимальный и прибыльный
рынок, потребителей, способ рекламы и
т. д., и таким образом маркетинговые исследования
повышают прибыльность предприятия.
Маркетинговая политика
предприятия является логическим продолжением
исследований. Маркетинг сопровождает
товар на всем пути процесса создания,
определения цены, стратегии сбыта
и продвижения.
Товарная политика маркетинга определяет
оптимальные инструменты воздействия
на новый товар, жизненный цикл товара,
предсказывает устаревание, что способствует
экономии средств и повышению эффективности.
Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Информация о работе Маркетинговая стратегия развития сельскохозяйственных предприятий