Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 01:16, контрольная работа
Давайте определимся с основными терминами, которые используются в Законе о СМИ:
массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
средство массовой информации — периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Введение
Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.
Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.
Средства массовой информации (СМИ) или, как сейчас модно их называть «масс - медиа», представляют собой совокупность предприятий, учреждений, организаций, созданных для открытой публичной передачи различных сведений с помощью специального технического инструментария.
Давайте определимся с основными
терминами, которые используются в Законе
о СМИ:
массовая информация —
предназначенные для неограниченного
круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные
и иные сообщения и материалы;
средство массовой
информации — периодическое печатное
издание, радио-, теле-, видеопрограмма,
кинохроникальная программа, иная форма
периодического распространения массовой
информации;
периодическое печатное
издание — газета, журнал, альманах,
бюллетень, иное издание, имеющее постоянное
название, текущий номер и выходящее в
свет не реже одного раза в год;
радио-, теле-, видео-,
кинохроникальная программа — совокупность
периодических аудио-, аудиовизуальных
сообщений и материалов (передач), имеющая
постоянное название и выходящая в свет
(в эфир) не реже одного раза в год;
продукция средства
массовой информации — тираж или часть
тиража отдельного номера периодического
печатного издания, отдельный выпуск радио-,
теле-, кинохроникальной программы, тираж
или часть тиража аудио- или видеозаписи
программы.
В работе планируется рассмотреть
понятие СМИ, уделить внимание функциям
СМИ. Также будет приведена
В обществе почему-то принято негативное отношение к этому явлению, но существует положительное влияние на общество в процессе манипуляции его сознанием, которое направлено исключительно на достижение результатов и на прогресс.
Целью работы является показать
важность СМИ в современном
Глава I. Представление о современных средствах массовой информации
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).3
Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф и т.д.
Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).
1.1. Роль СМИ
Роль СМИ в формировании общественного сознания значительно возрастает.
Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. 3. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие/ Е.П. Прохоров. - М.: РИП-холдинг, 2000. - 308 с.
Очень трудно дать оценку влиянию СМИ на человека, на его мнение сегодня, ведь недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных причин вырождения культурных ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. Необходимо научиться четко оценивать информационную зависимость общества. Для того соблюсти гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего об окружающем мире. Особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения.
Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально.
Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Безусловно - это положительные стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ.
Можно сделать вывод что умело манипулируя общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.
1.2. Функции СМИ
Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.
Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. Коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;
2. Непосредственно-
3. Идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4. Культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. Рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6. Рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Другая классификация масс - медиа основана на тех сферах жизни, где СМИ имеют влияние. Выделяют 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.
В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:
- производственно-экономическую,
- регулирующую,
- духовно-идеологическую,
- информационно-коммуникативную.
Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.
В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.
Самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:
Видимо, эти функции названы
политическими, поскольку политическая
власть воздействует на общественное
мнение, формирует определенную идеологию
в массах, привлекает к политическим
идеям различные группы лиц. Особенно
сильно процесс влияния на общественное
мнение происходит во время политических
выборов, когда внедряются установки,
стереотипы, навязываются свои цели и
человек побуждается к
Глава II. Типология СМИ
Типология СМИ находится в зависимости от внешних – т. е. социальных факторов и внутренне - журналистских. При этом влияние этих факторов не носит постоянного характера. В какие - то моменты значимы одни факторы, в другие – совершенно противоположные.
Параметры типологий:
а) трансконтинентальные СМИ – издания и электронная связь международного масштаба.
б) общенациональные СМИ – синхронное распространение по территории страны. К ним в России относятся так называемые «центральные» каналы ТВ.
в) местные и региональные СМИ – обслуживают интересы субъектов Федерации – республика, область, а также областных центров.
г) муниципальная пресса – газеты городских и сельских населенных пунктов.
д) издания предприятий, учреждений и учебных заведений – фабрично-заводские, вузовские газеты, газеты крупных фирм.
Информация о работе Представление о современных средствах массовой информации