Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:21, реферат
Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос.
Введение
Кинотеатры в жизни людей
Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии
Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы?
Заключение
Список литературы
Министерство по образованию и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Воронежский Государственный Архитектурно-
Реферат
«Роль телевидения и кино в обществе»
Выполнила:
Лебедева Татьяна
Владимировна
группа 1821
принял:
Скулов Александр
Иванович
Воронеж 2011
Содержание:
2
Введение.
Телевидение стало самым доступным для значительной части человечества коммуникативным средством и вошло в повседневные социальные практики сотен миллионов людей. В результате, в деятельности современного человека просмотр телевизионных передач занял место одной из основных форм коммуникации, а в структуре потребляемой человеком информации объем телевизионной информации значительно возрос. Изменения в коммуникативной деятельности вызвали ряд трансформаций в трансляции социального опыта, и телевидение как социальный институт начал оказывать определенное влияние на результат социализации личности.
Данное положение телевидения провоцирует развитие целого ряда противоречий в системе социализации современного человека.
Телевидение располагает возможностями влиять на содержание культурных и социальных систем, участвуя в создании и трансляции определенного ряда социальных ролей, социальных норм поведения и ценностей.
На базе данного института происходит развитие новых форм коммуникаций и социальных отношений личности, социальных и культурных систем. Трансляция многомиллионной аудитории красочных телевизионных образов обеспечивает изменение коммуникационных процессов общества, выстраивая их вокруг телевизора. В этой связи подвергается давлению традиционная система институтов.
По мнению некоторых исследователей, телевизионная информация, выступая в форме жизненных историй, содержит определенные социальные модели поведения, социальные роли, картины мира. Телевизионные образы и ориентированный на зрителя способ трансляции телевизионной информации способны оказать сильное воздействие на объект социализации. Благодаря эмоциональной привлекательности телевизионных образов и героев происходит усиленное воздействие на сознание индивида и его окружения. Данная информация, транслируемая телевидением, способна влиять на социальные установки членов социальных групп и, следовательно, способствует формированию определенных социальных качеств и образцов поведения.
Кинотеатры в жизни людей.
Выбирая фильм для просмотра, кинопосетитель не ограничивается сравнительно
узкими рамками репертуарной афиши кинотеатров. В той или иной степени он соотно-
сит свою кинопотребность с репертуаром, предлагаемым всеми доступными ему
каналами распространения экранного искусства. Во внимание принимаются также
разного рода обстоятельства, сопутствующие просмотру фильма в кинотеатре, по
телевидению и видео. Соответственно решения, определяющие производство филь-
мов, их импорт и показ в кинотеатрах, должны приниматься с учетом многоплановых прямых и обратных связей в системе «кинопосетитель — киновидеокультура».
Отсутствие или заметное снижение таких связей — одна из кардинальных причин
затяжного кризиса отечественного кинематографа вообще и кинопроката в частности.
Наблюдаемое отчуждение кинотеатра (производная дезинтеграции системы «киноте-
атр — кинозритель») закономерно
создает здесь социально-
3
климат, который стал ощутимым барьером на пути к нему значительной части тра-
диционных почитателей киноискусства.
Своеобразный вакуум вокруг кинотеатров возник не вдруг и не случайно. Несмотря
на усилия их персонала, они медленно, но неизбежно шли к забвению. Тут не только
влияние факторов кино, видео и телевидения, оглушительного падения платежеспо-
собного спроса населения и т.п. Кинотеатр, отпущенный на волю с тяжелым эконо-
мическим багажом (прямые
и косвенные налоги, отсутствие материальной
поддержки местных властей), пошел
по линии наименьшего
ночными барами, киоскам и одновременно создавая свой новый имидж, который не
укладывается в рамки представлений основной массы реальной и потенциальной кино-
аудитории.
Однако люди продолжают ходить в кино. И побуждают их к этому не только филь-
мы, но и сами кинотеатры. Правда, мотивационная значимость кинотеатра сегодня
как никогда противоречива. Многих он прямо-таки отпугивает. Иные родители запре-
щают детям ходить в кино. В творческой среде зреет убеждение, что высокохудо-
жественные фильмы не находят «своего» зрителя прежде всего потому, что тот не
может себе позволить окунуться
в сегодняшнюю атмосферу
Чем же руководствуются зрители при выборе кинотеатра? Для большинства (59%)
нет проблемы выбора. Они, как правило, посещают определенный — «свой» кино-
театр. Остальные руководствуются следующими мотивами. Наибольшую роль играет
желание посмотреть интересующий зрителя фильм. Заметим, что за последние восемь
лет стремление увидеть конкретный фильм у столичной аудитории резко снизилось: с
82% в 1985 г. до 43%'— в 1993 г. Далее среди мотивов выбора кинотеатра — его
близость к дому (40%); 20% зрителей выбирают кинотеатр случайно. Среди менее су-
щественных мотивов фигурируют: возможность хорошо провести время перед сеансом
(16%) и относительно недорогие билеты в данном кинотеатре (14%).
В центре города ведущий мотив выбора — желание посмотреть конкретный фильм
(57%). У жителей микрорайонов наиболее важным оказывается близость кинотеатра к
дому (48%). Казалось бы, при некотором снижении значимости фильма в качестве мо-
тива кинопосещения должна возрастать мотивационная роль кинотеатра. Этого, одна-
ко, не происходит. Лишь 1/6 зрителей, собираясь в кино, считает что в кинотеатре
можно хорошо провести время перед сеансом. Теряя слой зрительской аудитории, для
которой социально-психологический климат в местах кинопоказа имеет, может быть,
не меньшее значение, чем качество фильма, кинотеатр не только несет прямые ком-
мерческие убытки, но и в немалой степени лишается своей привлекательности, ибо
теряет слой зрителей, которые своей энергетикой, своей увлеченностью создают и
поддерживают в кинопублике климат доверия и доброжелательности, интерес к под-
линному искусству. Возрождение кинотеатра в качестве общественно-культурного фе-
номена возможно только при условии возвращения этих зрителей в лоно «прокатной
кинематографии». [1]
Телесериалы на экране и в постсоветской мифологии.
Сериалы обосновались на нашем телеэкране давно и прочно. Их популярность стала
известна. Сетования на всеядность массового телезрителя давно прекратились, и сегодня
телевизионные каналы состязаются за аудиторию «мыльных опер», ибо сериал
4
гарантирует высокий рейтинг зрительских предпочтений, а это в свою очередь дает возможность хорошо продать рекламное время. 43% опрошенных в возрасте старше 14 лет, по их признанию, полностью пренебрегают «мыльными операми». Любят смотреть телесериалы 53% респондентов. Правда, почти две трети из них смотрят их нерегулярно. Даже среди тех, у кого есть особенно любимый сериал, то есть приверженцев этого жанра, только половина находит время для просмотра всех или почти всех серий, остальные делают это с большими пропусками, главное для них - следить за развитием событий. Вместе с тем, каждый второй любитель сериалов успевает охватить две (33%), три (19%) картины и даже более.
Старшее поколение смотрит телесериалы не только чаще, но и регулярнее. Этим
объясняется и рост доли зрителей старших возрастных групп в актуальной аудитории
«мыльных опер». Так, если в московской телеаудитории зрители старше 50 лет составляют одну четверть, то среди тех, кто смотрит сериалы регулярно, таких зрителей 41% . В аудитории телесериалов больше женщин. Среди тех, кто смотрит сериалы регулярно, они составляют 74%.
Принято считать, что любители «мыльных опер» - это зрители с невысоким обра-
зовательным уровнем. Не совсем так, поскольку, по нашим данным, среди приверженцев
сериалов до 44% имеют диплом о высшем образовании. Однако половина дипломированных зрителей старше 55 лет. Вообще пенсионеры составляют не самую большую, но самую активную часть любителей сериалов, и это естественно - у них просто больше свободного времени. 40% этой группы смотрят каждую серию полюбившихся фильмов, причем успевают следить сразу за 2-3 картинами. В целом, телесериалы, особенно учитывая их размещение в дневной сетке вещания, становятся зрелищем для неработающих. Это не только пенсионеры, но и домохозяйки, а также молодые мамы с маленькими детьми. Правда, у последних другой темп «потребления» этой телепродукции: они смотрят сериалы с большими пропусками.
Мы не говорим о тех, кто пытается судить о сериале основываясь на критериях киноискусства и, естественно, отвергает его. Речь о другом. Те, кто выступает резко против «мыльных опер», очень часто оказываются просто носителями других социальных мифов. Также горячо и болезненно переживаемых, но оппозиционных, из другой субкультуры. Сериал-миф принимает участие в споре старого с новым, привычного с неприемлемым. Это сверхсильный аргумент в пользу ниспровергаемого самой жизнью. Жаль только, что эта сверхсила эффективно воздействует только на соответствующее мифологическое сознание. [2]
Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы?
Этот вопрос неизбежно возникает при исследовании проблем конкурентоспособности
наших картин и их возможностей "продержаться на плаву" в условиях коммерциализации, вестернизации и многоканальности их продвижения к зрителям. В этих условиях выживание и возрождение российского кинематографа тесно связано с налаживанием контактов с рождающейся новой киноаудиторией.
Социологи НИИ Киноискусства в последнее время разрабатывают проблематику,
связанную с изучением
состояния и путей
российских фильмов на внутреннем рынке. В конце 1995 г. было проведено иссле-
дование среди старшеклассников Москвы. Выбор такого объекта не случаен: в
последние годы в России
на смену прежней советской
поколение зрителей с совсем иными запросами, предпочтениями, интересами и т.д. Те
ребята, которых мы опросили (от 14 до 17 лет), представляют собой первое
5
поколение зрителей, сформированное в условиях коммерциализации кино. Исследо-
вателей интересовало отношение данной аудитории зрителей к российскому "постсо-
ветскому" кино, то есть к фильмам, снятым после 1991 года. Какими же оказались основные претензии московских школьников к новым российским кинофильмам? Чаще всего они отмечали утрату отечественным кино своего лица. Вот некоторые среди наиболее характерных ответов: "Тупые фильмы, все пытаются подражать зарубежным"; "Серые, унылые картины. Бледное копирование зарубежных фильмов"; "Пародия на американское кино. Очень много стриптиза, насилия и драк". Эти оценки дополняет распределение ответов по предложенным в анкете вариантам. На первый план вышли следующие претензии: "Мало ярких зрелищных эпизодов" - 21%; "Малая увлекатель-
ность и занимательность" - 20,5%; "Истории, о которых рассказывают отечественные
фильмы, неинтересные" - 20; "Обилие малоинтересных, стандартных личностей,
недостаток ярких героев"
— 20%; "Недостаточный уровень
спецэффектов" -18%.
В этих претензиях и требованиях присутствует немало общего, что их объединяет.
Сегодня посещение кинотеатра для школьника - вовсе не заурядное, обычное явле-
ние, как это было десять лет назад, а, можно сказать, исключительный случай. И они
ожидают от своего посещения кинотеатра соответствующей отдачи: надолго
запоминающегося зрелища, имеющего в какой-то мере сенсационный характер, спо-
собного захватить воображение,
увлекающего динамичностью
логизмом жизненной истории,
интересными человеческими