Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:12, курсовая работа
Тема использования терминов в научном стиле очень актуальна, поскольку в области науки и техники требуется максимально точное определение понятий и явлений действительности, отражающее точность и объективность научных истин и рассуждений.
Объектом исследования данной работы являются термины и терминологические слова в научном стиле.
Целью исследования является изучение особенностей использования терминологии в экономическом и метеорологическом научных текстах.
Введение………………………………………………………….2
Глава I:
§ 1. Особенности научного стиля…………………………..3-5
§ 2. Языковые особенности научного стиля речи………...6-8
§ 3. Языковые единицы научного стиля…………………......8
Глава II:
§ 1. Термины…………………………………………………...9-11
§ 2. Терминированные слова…………………………………..11-12
Глава III:
§ 1. Особенности употребления терминологии
в научном стиле…………………………………………………..13-15
§ 2. Терминосистемы каждой науки………………………………15
Глава IV:
Анализ терминов в научном стиле
на примере двух текстов…………………………………………….16-24
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………...26
Оглавление:
Введение………………………………………………………
Глава I:
§ 1. Особенности научного стиля…………………………..3-5
§ 2. Языковые особенности научного стиля речи………...6-8
§ 3. Языковые единицы научного стиля…………………......8
Глава II:
§ 1. Термины…………………………………………………...
§ 2. Терминированные
слова…………………………………..11-12
Глава III:
§ 1. Особенности употребления терминологии
в научном
стиле…………………………………………………..13-
§ 2. Терминосистемы
каждой науки………………………………15
Глава IV:
Анализ терминов в научном стиле
на примере двух
текстов…………………………………………….16-24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Тема использования
терминов в научном стиле очень актуальна,
поскольку в области науки и техники требуется
максимально точное определение понятий
и явлений действительности, отражающее
точность и объективность научных истин
и рассуждений.
Объектом исследования данной работы являются термины и терминологические слова в научном стиле.
Целью исследования
является изучение особенностей использования
терминологии в экономическом и метеорологическом
научных текстах.
Задачи исследования:
Глава I
§ 1. Особенности научного стиля.
Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них – научный.
Научный стиль – стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей, таких как: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определенных наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник), что дает говорить о специфике стиля в целом.
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением автора к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.
Последовательность - последовательностью обладает только такое текст, в котором выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность – предполагает, как качество научной речи, понятность и доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.
Точность - предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому, в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются в преимущественно прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. Требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц, поговорок и.т.д. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.
Эмоциональность – восприятие научного произведения может вызвать у читателя определенные чувства, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» - это проявление отвлеченно-обобщенной стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации.
Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в этой сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность информации.
Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, скрытую эмоциональность.
Доминирующим фактором организации языковых средств в научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы. Обобщенность и отвлеченность придают научной речи единую функционально-стилистическую окраску.
Для научного стиля характерно широкое использование абстрактной лексики, преобладающей над конкретной. В отвлеченных и обобщенных значениях используются не только слова с абстрактной семантикой, но и слова, обозначающие вне научного стиля конкретные предметы.
В научном изложении почти не употребляются слова, выражающие единичные понятия, конкретные образы. Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается также употреблением специальных слов типа обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, регулярно, всякий, любой, каждый.
Общеупотребительные
слова в рассматриваемом стиле
используются в их номинативном значении,
что позволяет объективно обозначить
сущность понятия или явления. Однако
в конкретном научном тексте они могут
изменять свою семантику.
§ 2. Языковые особенности научного стиля речи.
Лексика научного стиля
Так как ведущей
формой научного мышления является понятие,
то и почти каждая лексическая единица
в научном стиле обозначает понятие или
абстрактный предмет. Точно и однозначно
называют специальные понятия научной
сферы общения и раскрывают их содержание
особые лексические единицы - термины.
Термин является основной лексической
и понятийной единицей научной сферы человеческой
деятельности.
Фразеология научного стиля
К фразеологии научного стиля можно отнести
различного рода речевые клише: представляют
собой, включает в себя, состоит из, применяется
в (для), заключается в, относится к, и т.п.
Неупотребительны в научном стиле слова
и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной
и разговорной окраской, а также слова
ограниченного употребления (архаизмы,
жаргонизмы, диалектизмы и т.д.).
Морфология научного стиля
Отвлеченность научного стиля речи проявляется и на морфологическом уровне – в выборе форм частей речи.
1.Специфично употребляется в научном стиле глагол. В научных текстах часто используются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение.
2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении.
3. Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия.
4. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным.
5. В научной речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются: они используются для обозначения:
а) сорта или вида вещественных существительных;
б) некоторых отвлеченных понятий и понятий, выражающих количественные показатели;
в) отрядов
и семейств животного и растительного
мира.
Синтаксис научного стиля
Для синтаксиса
научного стиля речи характерна тенденция
к сложным построениям, что способствует
передаче сложной системы научных понятий,
установлению отношений между родовыми
и видовыми понятиями, между причиной
и следствием, доказательствами и выводами.
Для этой цели используются предложения
с однородными членами и обобщающими словами
при них. В научных текстах распространены
разные типы сложных предложений, в частности
с использованием составных подчинительных
союзов, что вообще характерно для книжной
речи: вследствие того
что; ввиду того что,
в то время как и пр. Средствами связи
частей текста служат вводные слова и
сочетания: во-первых,
наконец, с другой стороны, указывающие
на последовательность изложения. Для
объединения частей текста, в частности
абзацев, имеющих тесную логическую связь
друг с другом, используются указывающие
на эту связь слова и словосочетания:
таким образом, в заключение и пр. Предложения
в научном стиле однообразны по цели высказывания
- они почти всегда повествовательные.
Вопросительные предложения редки и используются
для привлечения внимания читателя к какому-либо
вопросу.
Обобщенно-абстрактный характер научной
речи, вневременной план изложения материала
обусловливают употребление определенных
типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных
предложений.
Действующее лицо в них отсутствует или
мыслится обобщенно, неопределенно, все
внимание сосредоточено на действии, на
его обстоятельствах. Неопределенно-личные
и обобщенно-личные предложения используются
при введении терминов, выведении формул,
при объяснении материала в примерах.
§ 3. Языковые
единицы научного стиля.
Важнейшая
задача научного стиля речи - объяснить
причины явлений, сообщить, описать существенные
признаки, свойства предмета научного
познания.
Названные особенности научного стиля
находят выражение в его языковых характеристиках
и определяют системность собственно
языковых средств этого стиля. Научный
стиль речи включает в себя языковые единицы
трех типов:
Информация о работе Стилистика и литературное редактирование