Теория и практика массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:05, реферат

Описание

Работа специалиста по PR все в большей степени связана с использованием Интернета. Сеть является важнейшим источником информации. И в то же время размещение в Интернете материалов может оказаться доступным способом осуществления деятельности по организации связей с общественностью, по управлению информационным потоком, по созданию требуемого имиджа того или иного объекта.

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика массовой информации (интернет-жур-ка_прог).doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО  «Московский городской педагогический университет»

Исторический  факультет

Кафедра массовых коммуникаций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рабочая программа 

Теория  и практика массовой информации

Часть 3 Интернет-журналистика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2008 
 
 
 

Объяснительная записка 
 
 

     Работа  специалиста по PR все в большей степени связана с использованием Интернета. Сеть является важнейшим источником информации. И в то же время размещение в Интернете материалов может оказаться доступным способом осуществления деятельности по организации связей с общественностью, по управлению информационным потоком, по созданию требуемого имиджа того или иного объекта. 

     Интернет  предоставляет широкие возможности  для выбора средства размещения информации в сети – от «раскрученного» (т.е. активного посещаемого) сайта до странички в личном блоге, на форуме или даже до реплики в чате. Поэтому очевидно, что специалист по связям с общественностью должен хорошо знать текущие возможности сети – а они часто изменяются, должен владеть техническими навыками размещения информации. И, в первую очередь, должен уметь создавать материалы – тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, которые могут удачно использоваться посетителями Интернет, учитывая специфику восприятия такой информации. 

     Курс  «Интернет-журналистика» является завершающей частью многосеместрового курса «Теория и практика массовой информации», знакомящего студентов с основами журналистики и способствующего выработке практических журналистских навыков в разных сферах. Поскольку в Интернете размещают и тексты, и аудио- и видеопередачи, такое завершение курса оказывается логичным, подводящим итоги обучению. 

     Для изучения Интернет-журналистики студенты должны иметь общее представление  о СМИ и массовой коммуникации, для чего познакомиться с курсами «Теория и практика массовой информации», «Основы теории коммуникации», а также пройти вводный курс «Теории и практики связей с общественностью» и получить хотя бы первичные навыки в области информатики (как правило, современные студенты получают их еще в школе). 

     Знания, полученные при изучении Интернет-журналистики, могут быть использованы при изучении курсов, связанных с рекламой, и  курса истории журналистики. 

     Цель  курса – познакомить студентов  с возможностями, которые предоставляет им сегодня Интернет, и научить их профессионально использовать эти возможности.  
 
Задачи курса:  
 
1) Научить студентов пользоваться Интернетом как источником информации и местом размещения собственных материалов,  
2) Познакомить студентов с возможностями Интернета, с формами организации информации,  
3) Научить студентов работать с информацией в сети, показать источники извлечения информации разного типа,  
4) Познакомить с основными инструментами журналистов в сети,

5) Научить студентов самостоятельно создавать материалы и размещать их в сети.  

       В ходе изучения курса студенты слушают лекции, делают рефераты и сообщения по основным формам материалов сети и по проблемам, связанным с Интернет, на основании собственного анализа сайтов сети, а также создают и размещают на учебном сайте материалы на тему, выбранную преподавателем для коллективной работы с учетом профессиональных интересов обучаемых.

     По  завершении курса студент должен знать историю размещения информации в сети, основные формы размещения, существующие к моменту завершения курса, особенности восприятия текста с монитора, основные информационные ресурсы Рунет и связи между различными ресурсами.

     Студент должен уметь находить в сети информацию по определенной теме, оценивать читаемость этой информации, создавать и размещать в сети тексты для ресурсов различных типов, а также аудио-, видео и фотоматериал.

     Формой  отчетности является экзамен. Формой промежуточного контроля: доклад по реферату, материалы  для учебного сайта, тест, опросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рабочий план

Дневное отделение

Тема лекции семинары Самостоятельная работа Формы сам.раб
1. История  Интернет до наших дней 2 2 4 Чтение л-ры и ресурсов сети
2. Возможности  Интернет и его перспективы 2 2 4 Чтение л-ры и ресурсов сети
3. Формы  организации м-лов в сети 16 8 24 Анализ м-лов  сети и подг-ка рефератов
4. Особенности  восприятия м-лов из сети 6 12 18 Создание текстов  и др. м-лов
5. Социальные  и правовые стороны Интернет  журналистики. 8 10 18 Создание сайта

Общий объем: 68 часов, из них на аудиторные занятия 34 ч., на самостоятельную работу 34 часа. 
 
 
 
 

Тематический  план

1 тема.  История Интернет до наших дней

Возникновение компьютера в конце 40-ых г.г. двадцатого века раскрыло новые возможности для хранения, привлечения и обмена информацией. В 60-ые годы начинается объединение нескольких компьютеров в сети, внутри которых происходил обмен информацией. Первые сети, объединившие отдаленные машины, были созданы военными, в частности первой считают сеть ARPA, созданную Пентагоном для координации противоракетной обороны. В дальнейшем в число пользователей вошли ученые университетов, которые отделились от первоначальной сети, оставшейся полностью за военными (сегодня это доменная зона mil).

С середины 70-ых возникали локальные сети различных  научных сообществ. В 1983 был сделан перевод на единый протокол TCP/IP (Transmission Control protocol/ Internet protocol) , и сети стало возможно объединять. Особенности протокола: децентрализация управления, глобальная адресация. Адреса компьютерный (числовой) и доменный (DNS).

1989. – рождение Интернет благодаря усилиям ЦЕРН (Швейцария), принявшим протоколы как единый стандарт, и Тиму Бернерсу-Ли, озобретшему язык гиперразметок html.

Появление Интернет в России относится, по большинству оценок, к 1990 г. Одним из первых вариантов явилась сеть Гласнет, созданная группой советских, американских и европейских программистов. Параллельно создавались и подключались к Интернет институты (одним из первых Институт атомной энергии им.Курчатова), там же возникла и первые адреса электронной почты зоны су (Советский Союз) (Информацию можно почерпнуть на сайте Nethistory.ru.)

Развитие рунет  в девяностые годы шло и по линии расширения числа пользователей (13 млн к 2005г), и числа сайтов (1 млн в 2007г.). Появились сайты разных типов (к 2000г. – сайты крупнейших партий, компаний, затем вузов), форумы, чаты, электронные библиотеки, реклама в сети. В 2000-ые годы появились блоги: сначала ЖЖ (Livejournal, американский ресурс, созданный в 1996г.), с 2005г. большое распространение получили сообщества вокруг отдельных пользователей (community).   

2 тема Возможности Интернет и его перспективы

Интернет –  первая сеть, объединяющая пользователей  практически во всех странах мира (до недавнего времени Интернет был  запрещен в Туркмении, но теперь он и там используется). Его возможности настолько изменили современные коммуникации, что говорят об очередной «информационной революции» (после изобретения письма, книгопечатания и телевидения).

Возможности Интернет являются следствием таких его свойств:

- скорость распространения информации, практически моментальное донесение сведений в любой уголок земного шара,

- возможность  прямой связи людей в двух  практически любых, сколь угодно  отдаленных точках Земли,

- независимость  (несмотря на попытки противодействий  в некоторых странах) размещения информации, дающая возможность любому пользователю стать источником сообщений,

- доступ к  практически любой информации, затруднение  закрытия и цензурирования отправляемой  через Интернет информации,

- возможность  быстрого поиска нужной информации в широком спектре знаний,

- цифровое представление  информации (текстовой, иллюстративной, аудио и видео), что позволяет  оперативно ее обрабатывать, размножать, переадресовывать.

Перспективы Интернет включают в себя как желательные, так и сомнительные и даже опасные следствия его развития. К желательным можно отнести развитие самостоятельности участников коммуникаций, вплоть до «собственных Интернет-телеканалов», что делается возможным с возникновением Интернет-2 (широкополосный доступ). Также можно приветствовать развитие сети как центра организации общества, возникновения сетевых партий, клубов и т.п. Очевидна и роль сети в обеспечении доступа к научной и другой полезной информации для широких масс.

В то же время  есть и пугающие симптомы. У некоторых, особенно молодых, людей развивается аддитивность (привыкание), ведущая к выключению из реального общения. Далеко не все ресурсы Интернет заслуживают доверия как источник информации, создаются новые условия манипуляции, в том числе через рекламу. Возможно использование социальных потенций сети в нежелательных целях, например, организация через Интернет преступных сообществ, распространение вредной для психики информации.

3 тема Формы организации  материалов в сети

Основной формой материалов в сети является сайт, т.е. файл в формате htm или html и некоторых других(гипертекстовые файлы). В этой форме существуют и собственно сайты, и форумы, библиотеки и т.п. Однако по веб-сайтом обычно имеют в виду гипертекстовый файл или несколько файлов, связанных ссылками и общей тематикой. Сайт постоянно находится в сети в течение длительного времени, подвергаясь обновлениям с разной частотой. Сайт может относиться к фирме (корпоративный сайт), к государственному учреждению, некоммерческой организации или партии. Возможны сайты отдельных лиц (не только знаменитостей). Имеются также кратковременные сайты, создаваемые для кампаний, продвижения нового товара, организации массовой акции и т.п.

Основные компоненты сайта: главная страница, на которой  размещено заглавие, самая важная информация и ссылки навигации, страницы, к которым есть ссылки: новости (если не на главной), сведения о хозяине сайта, возможности обратной связи. Нередко встречается архив, а также возможность поиска по сайту. Другие материалы зависят от целей сайта и могут носить разнообразный характер (публикация отзывов, страничка юмора, объявления и т.п.).

Сайт больших  размеров, обычно объединяющий информацию разного типа и из разных источников, иногда называют порталом. Для портала  характерно также наличие системы поиска и связь с несколькими сайтами.

Другой распространенной формой являются форумы: сайты, допускающие  самостоятельное (или предварительно разрешенное модератором) размещение информации посетителем. Обычно форумы посвящены определенным темам. Чаще всего дискуссии ведутся по нескольким направлениям (ветвям). Форумы часто сопровождают сайты разных типов, но могут функционировать самостоятельно.

Упрощенной разновидностью форума является чат (треп в переводе с английского), когда сообщения  появляются в режиме он-лайн.

Большое объединение  материалов может образовывать электронную  библиотеку, где имеются материалы  не только из сети, но обычно из числа  напечатанных. Аналогично библиотекам, объединяющим тексты, создаются электронные  фотоальбомы, музыкальные собрания, видеотеки.

Новостные ленты, Интернет-агентства размещают новую  информацию, которой пользуются другие ресурсы. Иногда они являются сопровождением новостных агентств, иногда существуют самостоятельно.

Интернет-газета появилась в рунете в середине 90-ых (Газета.ру). Сейчас там функционирует немало газет, размещение материалов в которых напоминает печатную полосу, однако доступ практически ко всем материалам идет через ссылки (заголовок – Лид – статья). Имеются и Интернет-журналы. Они отличаются от сайтов бумажных и электронных СМИ, которые есть сейчас практически у каждого масс-медиа.

Почтовые ресурсы, как правило, не только содержат аппарат  для обмена почтой между адресатами в сети, но и используют свою главную  страницу для размещения ссылок на информацию, в первую очередь, новостную с разных сайтов.

Поисковики (поисковые  машины) содержат программы обработки  текстовой информации, позволяющие  по сочетанию слов выдавать сведения об адресах, где эти сочетания  встретились. В последнее время  адреса относятся не только к сайтам, но и к блогам.

Информация о работе Теория и практика массовой информации