Трудовая миграция из РФ в США. Причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание

Первоначально свобода иммиграции преимущественно означала свободу европейской протестантской иммиграции. Но даже тогда неоднократно слышались требования ограничить въезд отдельных этнических либо религиозных групп. Эта во многом парадоксальная ситуация возникла несмотря на то, что американцы представляют собой нацию иммигрантов.
Трудовые мигранты образуют важную составляющую общей иммиграции на американский континент и обеспечивают значительную часть рабочей силы в национальной экономике США. Существуют две основные схемы, обеспечивающие приток в США трудовых мигрантов:
* при получении статуса трудового иммигранта, то есть лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно в соответствии со ст. 201 Закона об Иммиграция и натурализация американским правительством выдается 140.000 разрешений на трудовую иммиграцию);

Содержание

Введение
1. Сущность трудовой миграции США
1.1 Эволюция Американской иммиграционной политики
1.2 Динамика трудовой иммиграции
2. Легальная и нелегальная трудовая миграция
2.1 Государственные органы управления трудовой иммиграцией
2.2 Проблемы миграционной политики США
2.2 Регулирование трудоустройства и занятости временных работников
3. «Утечка мозгов» из РФ
3.1 Причины «утечки умов» из России
3.2 Последствия «утечки мозгов» из РФ
4. Плюсы и минусы иммиграции
4.1. Меры по борьбе с нелегальной иммиграцией
4.2. Новые задачи миграционной политики
4.3 Программы возвращения интеллектуальных ресурсов в Россию
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Летом 2007 года Палата представителей начала рассматривать новую, гораздо  более либеральную, законодательную  инициативу. Буш поставил на карту  свою репутацию, лично приехав в  Конгресс, чтобы поддержать законопроект, что случается крайне редко. Тем не менее и эта компромиссная, по сути, программа провалилась во многом из-за политической слабости президента, и трудно рассчитывать на принятие радикальных мер в этой сфере до прихода новой администрации.

2.3 Регулирование трудоустройства и занятости временных работников

В соответствии с действующим  иммиграционным законодательством  установлена следующая процедура  допуска иностранцев на временную  работу в США. В Службу иммиграции и натурализации работодателем  подается заявка на классификацию въезжающего в качестве временно работающего или проходящего стажировку. Как правило, заявка подается на каждого претендента в отдельности. Однако в том случае, если въезжающие предполагают заниматься сходным видом деятельности, получать визу в одном и том же американском консульстве за границей и работать в США на территории одного района, допускается включение в заявку нескольких лиц. В заявке содержатся данные о работодателе, включая его имя, адрес, характер предпринимательской деятельности, число наемных работников, общий годовой доход, адрес предприятия, а также сведения о характере будущей деятельности временно въезжающего в США - период найма, величина недельной зарплаты, количество рабочих часов в неделю, размер оплаты за сверхурочную работу и другие данные о предстоящей деятельности работника. Для характеристики технологии получения иностранцем временной работы и США наибольший интерес представляют процедура и возможности въезда на американскую территорию иностранных граждан по категории визы Н-2.

В соответствии с Законом  об иммиграции и натурализации при  подаче заявки на въезд временного работника в США по данной категории  к ней должны прилагаться следующие  дополнительные документы:

 а) предложение о  найме от американского работодателя, т.е. заявление, содержащее детальное описание причин, по которым необходим приезд на работу иностранного гражданина, а также разъяснения того, являются ли эти причины временными, сезонными или постоянно действующими;

б) сертификат Министерства труда, удостоверяющий, что работник данной профессии и квалификации не может быть найден американским работодателем в США в нужном месте и в нужное время для выполнения работ или услуг, указанных в ходатайстве, и что трудоустройство иностранца не повлияет неблагоприятным образом на заработную плату и условия труда американских работников аналогичной специальности.

Для получения сертификата  Министерства труда потенциальный  работодатель должен доказать невозможность  привлечения на данное рабочее место  и данную зарплату американского гражданина или лица, постоянно проживающего в США. Для этого он обязан подать заявку на привлечение дополнительной рабочей силы в местное отделение Службы занятости с точным описанием имеющихся у него в наличии рабочих мест. Кроме того, работодатель перед наймом иностранного работника должен опубликовать объявления о наличии у него свободных рабочих мест в местной печати, ждать в течение определенного времени поступления предложений от американских претендентов, а также провести собеседование с каждым из них. В том случае, если после публикации объявления о свободных рабочих местах ни один из претендентов не удовлетворит требования работодателя, он должен представить в Министерство труда подробное объяснение причин, по которым никто из них не прошел собеседование. Если таким образом подтверждается невозможность найма местных работников или привлекаемых в рамках межрегионального обмена, Министерство труда рассматривает заявку работодателя с точки зрения общего уровня занятости и заработной платы в данной отрасли экономики. Только после этих процедур принимается окончательное решение о целесообразности допуска иностранных работников на данные рабочие места.

В случае положительного решения  работодателю через местное отделение  Службы занятости выдается сертификат. Необходимо отметить, что само по себе наличие сертификата Министерства труда еще не гарантирует право иностранного работника на въезд в США. Окончательное решение вопроса о его допуске на временную работу в США в значительной степени зависит от Службы иммиграции и натурализации Министерства юстиции, рассматривающей заявку на въезд вместе со всеми прилагающимися документами, главным из которых является сертификат Министерства труда. При одобрении заявки работодателя Службой иммиграции и натурализации она направляется в Государственный департамент, который приступает к оформлению виз для временно въезжающего работника.

3. «Утечка  мозгов» из РФ

Проблема "утечки мозгов" до сих пор не потеряла свою актуальность. Никто не станет оспаривать тот факт, что россияне продолжают покидать свою родину. В последнее время все больше желают уехать из России обычные студенты, а также ученые. А ведь это люди, которые через несколько лет будут строить не только собственную карьеру, но и жизнь всего государства. Это тревожный знак для родимого отечества. 

Экономическая ситуация в  стране такова, что молодые специалисты, выходящие в жизнь со свежими  дипломами, часто остаются "за бортом". В настоящий момент оказаться  востребованным в России по специальности, полученной в вузе - удел немногих студентов. Рынок рабочей силы не имеет четкой регуляции, поэтому «утечка мозгов» очень опасна для экономического развития страны и занимает в последнее время одно из главных мест в экономической теории. В различной экономической литературе довольно часто возникают статьи об «утечке мозгов» и интервью с рабочими и учеными разных специальностей, менеджерами и директорами организаций.

Профессионально-миграционные намерения

Жесткой ориентации на жизнь  и работу в России во всей совокупности опрошенных придерживается лишь один из пяти человек. Твердо намеревающихся остаться жить и работать за рубежом вдвое меньше: примерно каждый десятый. В целом же преобладают гибкие ориентации. Во всяком случае о возвращении в Россию лишь при определенных условиях, касающихся прежде всего профессиональных возможностей, заявили 60% респондентов. Доля безусловно ориентированных на Россию больше среди студентов, обучающихся в Европе, и студентов общественно-гуманитарного профиля. Весьма невелик удельный вес тех, кто придерживается "чистых" стратегий постоянного проживания и работы: либо только в России (7%), либо только за рубежом (8%). Более распространены "смешанные", или промежуточные, стратегии, включающие возможности постоянного проживания в России и временной работы за рубежом. И наоборот, подавляющее большинство опрошенных студентов-россиян (80%) связывает свою дальнейшую профессиональную жизнь одновременно с Западом и Россией.

Результаты  обследования позволили ориентировочно оценить потенциал возвращения и масштабов возможной эмиграции, что с позиции страны-донора (России) является утечкой умов. Потенциал возвращения очень низок - примерно 18-25%. Однако полное географическое и профессиональное отчуждение от России характерно лишь для каждого десятого.

Если рассматривать  возвращение и эмиграцию не как  чисто территориальное перемещение  людей, а как движение интеллектуальных ресурсов, то анализ позволил выявить некую позитивную тенденцию. Речь идет о наличии значительного потенциала "интеллектуального возвращения" в Россию - в виде идей, профессиональных знаний. Около 60% высококвалифицированных учебных мигрантов, не желая возвращаться навсегда, тем не менее не исключают для себя в будущем профессиональное сотрудничество с родиной в какой-либо форме. В свете современной глобализации возврат идей имеет не меньшее значение для развития интеллектуального и научно-технического потенциала страны-донора, нежели физический возврат людей.

Выбор миграционно-профессиональной стратегии определяется в первую очередь профессиональными, а не географическими факторами. Среди  респондентов, специализирующихся в  естественно-технических областях знаний, не нашлось ни одного, кто бы был готов на не совсем удовлетворяющую его в профессиональном смысле работу на Западе; предпочтительнее вернуться в свою страну и работать по специальности.

Подавляющее большинство  респондентов согласны рассмотреть  и оценить факторы возвращения. Лишь менее 10% опрошенных не видят ни одной значимой причины возвращения в Россию.

Что касается обязательных условий возвратной миграции, то молодые  специалисты выделяют прежде всего  высокую заработную плату и наличие  высококлассной профессиональной среды. Далее следуют: возможности быстрой профессиональной карьеры, международных контактов, зарубежных поездок и т.п., а также доступ к современному оборудованию, выход в Интернет и т.д..

Две трети респондентов проявили заинтересованность в участии в специальных программах, ориентированных на возвращение учебных мигрантов на работу в Россию.

Среди мер организационно-финансового  характера, которые гипотетически  могли бы способствовать возвращению  молодых интеллектуалов, наиболее перспективными и значимыми, по мнению почти половины опрошенных, признаны возможность проведения краткосрочного (один-два года) исследовательского проекта в России и помощь в заключении долгосрочного трудового контракта. Меньший, но все же существенный интерес - примерно у трети респондентов - вызвала помощь в получении краткосрочного индивидуального гранта (один год) для начала профессиональной деятельности на родине.

Выявлена потребность  студентов-россиян, обучающихся за рубежом, в квалифицированных консультациях  по рынку профессионального труда в России: две трети респондентов хотели бы получать информационную поддержку такого рода.

 

3.1 Причины «утечки умов» из России

Основная причина  и ведущий фактор процесса «утечки  умов» - глубокий кризис отечественной  науки в связи с переходом страны к рынку и открытию границ, сопровождавшийся сокращением внутренних затрат на исследования и разработки. В целом, с 1985 – 1995гг. затраты на науку в России в сопоставимых ценах уменьшились по различным подсчетам, в 15-18 раз. Если десять лет назад они составляли 10 млрд. руб., то на 2002 г. они составляли 0,6 млрд. руб. (с учетом инфляции) (Авдокушин. Международные экономические отношения).

Для ученых и  высококвалифицированных специалистов весьма значимым является неудовлетворенность  возможностями реализации своего творческого и научного потенциала из-за следующих причин:      

- недостаточно  финансирования науки, материально  – технического обеспечения исследовательского  процесса, медленно внедрения результатов  научных исследований в производство, низкой материальной и моральной оценки труда ученых; 

 

 

      - низкого уровня научно  – информационного обеспечения  теоретических исследований и  разработок, отсутствие современного  научного оборудования; 

 

 

      - незащищенности прав  собственности на продукт интеллектуального труда;      

- материальные, информационные и другие ограничения  возможностей общения с зарубежными  коллегами. 

Не менее  значимы также причины политические (кризис политической власти и неверие  в возможность быстрой демократизации и прогресс рыночных реформ, политическая нестабильность, нарушение прав человека, обострение межнациональных отношений), т.е. весь спектр «выталкивающих факторов».

3.2 Последствия  «утечки мозгов» из РФ

Процесс интеллектуальной эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений российской науки, вызывая целый ряд социальных и экономических последствий для российского общества.

Распад научных  школ существенно деформирует и  организационную структуру российской науки. В настоящее время в России происходит процесс переориентации с «классического» типа научных школ на «американскую» модель организации научных исследований, перераспределение научно- технического и кадрового потенциала, что связано с существенными издержкам. В условиях резкого сокращения государственного финансирования науки коллективы- получатели грантов для выполнения отдельных научных задач приобретают все большее значение. На первый план выступают нравственно – психологические проблемы, а не научные. Новые формы организации науки не являются в большинстве случаев адекватной заменой традиционных для отечественной науки, особенно в фундаментальных исследованиях.

Несмотря на сохранение значимости традиционных форм утечки умов все большую актуальность приобретают такие формы, как, например, утечка идей, не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Это работа по заказам иностранных организаций, программы предоставления грантов различных зарубежных фондов. Подсчитано, что от подобного сотрудничества, позволяющего ученым сводить концы с концами, Россия ежегодно теряет 600-700 млн. долларов, а от того, что наши производители интеллектуальной продукции совершенно не могут ее продавать и, в результате, обычно прибегают к услугам европейских и американских посредников, ежегодные потери нашей страны составляют 3-4 млрд. долларов. Кроме того, около 8 тыс. живущих в России ученых работают по более чем 40 научным программам, осуществляемым в интересах таких зарубежных заказчиков как, например, Министерство энергетики США или Пентагон (Юревич, 1998), помимо специалистов в области ядерной физики, ракетной технике и т.д., которые уезжают в страны третьего мира, наращивающие военную мощь. Если учесть, что примерно 20% российских специалистов подобного профиля обладают достаточными знаниями для того, чтобы наладить производство ядерного оружия, то, очевидно, что утечка российских умов за рубеж угрожает не только национальной, но и международной безопасности.

Информация о работе Трудовая миграция из РФ в США. Причины и последствия