Трудовая миграция из РФ в США. Причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание

Первоначально свобода иммиграции преимущественно означала свободу европейской протестантской иммиграции. Но даже тогда неоднократно слышались требования ограничить въезд отдельных этнических либо религиозных групп. Эта во многом парадоксальная ситуация возникла несмотря на то, что американцы представляют собой нацию иммигрантов.
Трудовые мигранты образуют важную составляющую общей иммиграции на американский континент и обеспечивают значительную часть рабочей силы в национальной экономике США. Существуют две основные схемы, обеспечивающие приток в США трудовых мигрантов:
* при получении статуса трудового иммигранта, то есть лица, въезжающего в страну по приглашению американской компании-работодателя на постоянную работу (ежегодно в соответствии со ст. 201 Закона об Иммиграция и натурализация американским правительством выдается 140.000 разрешений на трудовую иммиграцию);

Содержание

Введение
1. Сущность трудовой миграции США
1.1 Эволюция Американской иммиграционной политики
1.2 Динамика трудовой иммиграции
2. Легальная и нелегальная трудовая миграция
2.1 Государственные органы управления трудовой иммиграцией
2.2 Проблемы миграционной политики США
2.2 Регулирование трудоустройства и занятости временных работников
3. «Утечка мозгов» из РФ
3.1 Причины «утечки умов» из России
3.2 Последствия «утечки мозгов» из РФ
4. Плюсы и минусы иммиграции
4.1. Меры по борьбе с нелегальной иммиграцией
4.2. Новые задачи миграционной политики
4.3 Программы возвращения интеллектуальных ресурсов в Россию
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, политика западных правительств, проводимая в отношении отечественного  НТП, направлена и предусмотрена для использования научного и кадрового потенциала России для решения развитых стран и лишь косвенно могут способствовать (или же напротив, препятствовать) его сохранению. В этой связи национальная научно – техническая политика РФ должна быть дополнена рядом адекватных контрмер, учитывающих воздействие западных программ помощи российской наук и соответствующих национальным интересам. 

В целом, в настоящее  время идет процесс уменьшения количественных параметров российского научного потенциала (численность занятых, затрат), ухудшение его качественных характеристик (отток наиболее работоспособных сотрудников, научной молодежи, старение и потеря материально – технической базы НИОКР). 

Этот процесс замедляет научно – технический прогресс, нарушает режим воспроизводства кадров высокой и высшей квалификации, отрицательно влияет на демографические и социальные стороны развития общества. Если кризис российской науки будет углубляться, то под угрозу будет поставлена технологическая и экономическая безопасность страны.

Наибольшую  тревогу у российских исследователей проблемы миграции научных кадров вызывает тот факт, что отток кадров из сферы НИОКР сопровождается неким  спадом профессионально – квалификационной деятельности и ухудшением демографической структуры занятых. Во-первых, происходит значительное сокращение базы воспроизводства научно – исследовательских кадров и развития науки: нарушается демографический режим воспроизводства интеллектуального потенциала, что может привести к нижней допустимой границе. Во-вторых, нарастает разрыв между разными поколениями исследователей, и, особенно, между молодыми, не имеющими научной степени, и опытными исследователями.  

За прошедшее  десятилетие число интеллигентов – гуманитариев сократилось примерно на одну треть, а численность технической интеллигенции, включая медиков, упала почти в три раза. 

Возможно ли здесь рождение новых проектов государственного устройства, обоснование рациональных экономических моделей и новых информационных технологий, других эффективных механизмов развития России с опорой на интеллектуальный, научный, информационный и духовный потенциал нации? 

4. Плюсы и  минусы миграции

Оценки экономических  последствий иммиграции достаточно противоречивы. Экономическая «отдача» иммигрантов второй волны уменьшается - во многом вследствие снижения их среднего квалификационного уровня. Это тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда, финансовые системы и социальные службы ведущих по количеству иммигрантов штатов.

И все же в долгосрочной перспективе иммиграция продолжит  играть очень важную роль и как  фактор роста населения, и как  стимулятор экономической активности. Она обеспечивает подпитку экономики  и низкооплачиваемой рабочей  силой, и высококвалифицированными специалистами (а это и значительная экономия средств на их подготовку). Например, в 1998-м инженеры китайского и индийского происхождения контролировали приблизительно четверть высокотехнологичных бизнесов в калифорнийской Силиконовой долине с годовым объемом продаж в 17,8 млрд долларов.

В целом можно выделить три основных фактора, в первую очередь  определяющие важность иммиграции:

· приток высококвалифицированных  специалистов, облегчающий нагрузку на образовательную систему Соединенных Штатов и снижающий затраты на их подготовку;

· приток малоквалифицированной  и низкооплачиваемой рабочей  силы, обеспечивающий заполнение непривлекательных  для американцев рабочих мест и позволяющий снизить производственные издержки и цены, особенно в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг;

· широкомасштабная подготовка иностранных студентов в американских вузах, позволяющая осуществить  отбор лучших кадров для предоставления им работы и местожительства в  США и стимулировать формирование носителей новой политической культуры и идеологии среди тех, кто затем вернется домой.

Последний аспект иммиграции особенно важен, поскольку она обеспечивает расширение американского политического, экономического и культурного влияния  в странах эмиграции. 
Иммиграция важна также с точки зрения изменения демографической структуры населения. В частности, американское население заметно стареет, хотя и не столь быстро, как это происходит в Европе и России. Ожидается, что доля лиц в возрасте старше 65 лет, составлявшая в 1990 году 12 %, к 2030-му может возрасти до 22 %.

Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что иммиграция из Латинской Америки способствует экономической стабилизации в государствах южнее Соединенных Штатов: она  снижает давление на рынок труда в этих странах и обеспечивает поток денежных переводов - примерно 45 млрд долларов ежегодно.

4.1 Меры  по борьбе с нелегальной иммиграцией

Меры по борьбе с нелегальной иммиграцией. Поток  иностранцев, ежегодно пересекающих границы  США, огромен и имел в последние годы устойчивую тенденцию к нарастанию. Расширение легального въезда иммигрантов, туристов, временных работников, представителей деловых кругов, родственников американских граждан, иностранных студентов сопровождается увеличением притока нелегальных трудовых мигрантов. Учитывая это, правительство Соединенных Штатов в последние годы приняло ряд практических мер, направленных на ужесточение мер по борьбе с незаконной иммиграцией и занятостью иностранных граждан. Были приняты федеральные законы, ограничивающие въезд в США некоторых категорий иностранцев, усиливающие пограничную и таможенную службы, органы контрразведки, Службу иммиграции и натурализации и нацеленные на пресечение незаконного въезда иностранных граждан, немедленную депортацию нелегально въехавших иностранцев, ужесточение санкций за незаконную занятость мигрантов. Законом о реформе в области борьбы с незаконной миграцией приняты меры по совершенствованию патрульной службы и укреплению границы. Вдвое (до 10,0 тыс. человек) увеличено число сотрудников, патрулирующих мексиканскую границу, построены металлические ограждения на многих ее участках. Установлены сложнейшие технические устройства, в частности, роботизированные и компьютеризированные системы по отслеживанию незаконных мигрантов, установки обнаружения при помощи инфракрасного луча "LORIS", приборы ночного видения, специальные скрытые датчики, реагирующие на движущие цели. Введены системы раннего обнаружения кораблей с нелегальными иммигрантами на борту, прежде всего из КНР. Разработаны программы спутникового оповещения, позволяющие вычислить местонахождение плавучего средства, вести фотосъемку или радиоперехват. Используется морская авиация, прежде всего самолеты 3- PC Orion и СР-140 Aurora.

По новому иммиграционному  закону, вступившему в силу с 1 апреля 1997 г., предусмотрена процедура "ускоренной депортации" незаконно въехавших иностранцев и преступников из числа иностранных граждан. В соответствии с американским законодательством процедура депортации незаконных мигрантов происходит, как правило, по решению суда. Теперь иммиграционным властям предоставлены полномочия самостоятельно принимать решения о высылке иностранцев без дальнейшего пересмотра такого решения, если иностранец прибывает в пункт въезда в США с фальшивыми документами или без документов вообще.

Согласно новым  правилам, иностранный гражданин  может быть немедленно депортирован при въезде в Соединенные Штаты  по многократной визе, если он нарушил  срок предыдущего пребывания хотя бы на один день. Причем в ближайшие  пять лет он не получит разрешения на въезд в США. В случае если будет установлено, что иностранный гражданин незаконно находится на территории США в течение 6 месяцев, то он не сможет въехать в США в течение трех лет. При нарушении срока пребывания на 12 месяцев и более, въезд будет запрещен в течение десяти лет. В настоящее время за незаконный наем иностранцев работодатели подвергаются крупному штрафу. Согласно закона Об иммиграции и гражданстве 1996г. (ст. 274), его размер установлен в следующих размерах:

* от 250 до 2000 долларов США за каждого иностранца, не имеющего разрешение на трудоустройство;

* от 2000 до 5000 долларов  США за каждого незаконно работающего  в случае повторного нарушения  работодателем действующего порядка  трудоустройства иностранных работников;

* от 3000 до 10000 долларов  США за каждого незаконно трудоустроенного  иностранца в случае многократного  нарушения действующего законодательства.

Ужесточение в  последние годы контроля за трудовой иммиграцией и стремление Правительства  США ограничить ее нелегальную составляющую осуществляется с учетом объективных требований государственного регулирования социально-экономического развития американского общества и активной миграционной политики, проводимой в этой стране.

4.2 Новые задачи миграционной политики

Несмотря на многие положительные  аспекты иммиграции, она вызывает все больше противоречий в американском обществе. К началу нынешнего столетия число нелегальных мигрантов  в Соединенных Штатах составляло - в зависимости от методологии  подсчета и политических пристрастий авторов оценок - от 5 до 20 млн человек (наиболее часто называется цифра в 11-12 млн).

40 % нелегалов находятся  в Калифорнии (большинство из  них прибывают через общую  границу из Мексики), где данный  вопрос вызывает ожесточенные  споры и серьезные политические разногласия. Как ожидается, доля белых здесь составит меньше половины населения уже в течение текущего десятилетия. Следом по количеству нелегалов идут Техас, Нью-Йорк и Флорида. В целом более трех четвертей иммигрантов сосредоточены в шести американских штатах, а более половины - лишь в восьми урбанизированных зонах, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Хьюстоне, Бостоне и Майами.

При этом многие регионы  имеют определенную этническую «специализацию». Так, Лос-Анджелес стал основным пунктом назначения для выходцев из Мексики и Азии, Майами - для кубинцев и некоторых других мигрантов из Латинской Америки. Одновременно наблюдается широкомасштабный отток коренного (особенно белого) населения из городских центров, приводящий к быстрому изменению расового, этнического и культурного облика ведущих городов Америки. В вышеперечисленных городских центрах на десять мигрантов приходится девять коренных жителей, которые отправляются в другие города и пригородные зоны. Среди крупных городов, куда еще продолжается приток белого населения, - Сан-Диего, Тампа, Сент-Питерсберг, Сиэтл, Феникс, Атланта и Лас-Вегас.

В целом же одним из очевидных последствий иммиграции является нарастающее разделение страны на космополитичные береговые, пограничные районы и крупные города, с одной стороны, и более традиционную «глубинку» - с другой (хотя и туда приток переселенцев тоже усиливается: в течение 1980-2000 годов численность испаноязычного населения приблизительно 30 штатов выросла более чем на 200 %).

Особую проблему составляет сегодня трудовая иммиграция, как  легальная, так и нелегальная. Согласно оценкам, почти половина нелегалов  въехала в страну законно по туристическим, студенческим и даже рабочим визам. Они относительно легко находят  низкооплачиваемую и малоквалифицированную работу и в городе, и в сельской местности (скажем, как сезонные сельскохозяйственные либо строительные рабочие). И хотя предприниматели, работающие в этих сферах, заинтересованы в притоке подобных иммигрантов, многие американцы, в том числе и представители бизнеса, выступают категорически против. Почти половина населения поддерживает меры, направленные на ограничение иммиграции.

Соответственно оппозиция  как нелегальной, так нередко  и легальной иммиграции растет на обоих концах политического спектра и имеет социально-экономическую, а также этнополитическую подоплеку. В рядах левой оппозиции роль профсоюзов особенно заметна в тех отраслях, работники которых испытывают конкуренцию иммигрантов, готовых на низкооплачиваемую работу без каких-либо социальных гарантий. Действительно, иммиграция не только обостряет конкуренцию на рынке труда, но и тормозит рост оплаты труда малоквалифицированных работников (которая за последние годы или вообще не выросла, или даже несколько снизилась с учетом покупательной способности).

В дополнение к этому  широкомасштабный приток людей, принадлежащих  к этническим и расовым меньшинствам, изменяет внутреннюю структуру в  Соединенных Штатах. Это вызывает перераспределение субсидируемых  ресурсов и рабочих мест в государственном секторе (где доля меньшинств традиционно очень высока) и недовольство «старых» меньшинств. Многие из льготных программ были созданы для компенсации афроамериканцам за эпоху рабства и сегрегацию, однако теперь распространяются на вновь прибывающих мигрантов из неевропейских стран, а также и на другие группы населения, включая женщин, инвалидов и др. Таким образом, иммиграция не только снижает долю белых в населении, но и «отрезает» льготы у «традиционных» меньшинств.

Неудивительно, что четыре пятых опрошенных рядовых американцев (по сравнению, кстати, с 45 % среди представителей элит) рассматривают «защиту рабочих мест американских трудящихся» как одну из наиболее важных задач, стоящих перед страной.

С другой стороны, правая оппозиция, не афишируя этого, воспринимает иммиграцию, особенно из Мексики и Латинской Америки в целом, как угрозу существующей этнической, расовой, религиозной и языковой структуре и единству американского общества. Консерваторы указывают и на угрозу конкуренции со стороны иммигрантов для малого бизнеса - важнейшей опоры политического консерватизма в США.

Своеобразным выразителем  этих взглядов стал политический обозреватель и журналист Патрик Бьюкенен, который  провозгласил угрозу иммиграции одной  из основных тем своих президентских избирательных кампаний в 1992, 1996 и 2000 годах. Наряду с требованиями о выходе Вашингтона из Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем из Всемирной торговой организации (ВТО) и Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), он настаивал на запрещении всех форм иммиграции на пять лет и сооружении постоянной стены или хотя бы проволочного заграждения на всем протяжении границы с Мексикой для предотвращения нелегальной иммиграции. Следует отметить, что последняя инициатива начала частично воплощаться в жизнь в 2006 году. Еще более агрессивную позицию занимает обозреватель CNN Лу Доббс, который утверждает, что нелегальная иммиграция способствует распространению инфекционных заболеваний, включая такие экзотические, как, например, проказа.

Между тем интенсивная  иммиграция (наряду с различными темпами  естественного прироста отдельных  этнических, религиозных и расовых  групп) ведет к достаточно быстрым  изменениям структуры населения  США. В частности, в 1996-м белые  составляли 73,6 % населения страны. Доля афроамериканцев равнялась 12 %, а доля так называемых «испаноязычных» (преимущественно выходцы из Латинской Америки) - 10,2 %. Согласно оценкам, доля латиноамериканцев возрастет к 2050 году до 24,5 %, тогда как доля афроамериканцев составит 13,6 %. Значительно увеличится и доля выходцев из Азии, составив 8,2 %. Данные переписи населения-2001 подтверждают верность этих прогнозов. Так, «испаноязычные» уже обошли афроамериканцев, став крупнейшим меньшинством. Отметим также, что численность «испаноязычных» возросла с 500 тыс. в 1900 году до 41,3 млн в июле 2004-го. В настоящее время они обеспечивают около половины прироста населения.

Столь же любопытно и  то, что количество мусульман в  Соединенных Штатах в 2001 году впервые  превысило количество евреев. Эти перемены очень важны, поскольку способны привести к изменению результатов голосования, перераспределению социальных благ между отдельными группами населения и переориентации внешней политики.

Информация о работе Трудовая миграция из РФ в США. Причины и последствия