Анализ объема, структуры и ассортимента продукции. Анализ качества выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:22, реферат

Описание

Цель работы - рассмотрение темы, посвященной анализу объема, структуры, ассортимента, а также качеству выпускаемой продукции
Задача - изучить такие понятия как номенклатура, ассортимент, брак и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы анализа объёма, ассортимента и качества выпускаемой продукции……………………………………….………….4-12
1.1 Анализ объёма выпускаемой продукции………………………………..4
1.2 Анализ ассортимента и структуры товара……………………..………..5
1.3 Анализ качества…………………………………………………..……….9
Заключение…………………………………………………….……..……….13
Список использованной литературы………………………………..………14

Работа состоит из  1 файл

экономанализ.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г. КАЗАНИ

 

Факультет финансы и кредит

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Экономический анализ»

На тему: Анализ объема, структуры и ассортимента продукции. Анализ качества выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса группы ФК-07

Мисбахова А.Ш.

Проверила:

Подгорная А.И

 

 

 

 

Казань – 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3

1.      Теоретические основы анализа объёма, ассортимента и качества выпускаемой продукции……………………………………….………….4-12

1.1 Анализ объёма выпускаемой продукции………………………………..4

1.2 Анализ ассортимента и структуры товара……………………..………..5

1.3 Анализ качества…………………………………………………..……….9

Заключение…………………………………………………….……..……….13

Список использованной литературы………………………………..………14


Введение

     Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

    Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения,  осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

    Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограни­ченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж явля­ется основой разработки производственной программы. Предприятие должно произво­дить только те товары и в таком объеме, ко­торые оно может реально реализовать.

Цель работы - рассмотрение темы, посвященной анализу объема, структуры, ассортимента, а также качеству выпускаемой продукции

Задача - изучить такие понятия как номенклатура, ассортимент, брак и др.

 

1. Теоретические аспекты анализа объёма, ассортимента, качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Анализ объёма выпускаемой продукции

 

К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, следует отнести объём выпущенной (производимой) продукции. Согласно Временным указаниям по отражению и формах государственного статистического наблюдения показателей промышленной продукции, утверждённым постановлением Госкомстата РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ от 31 декабря 1996 г. № 153, объём выпущенной производимой продукции включает стоимость:

                  Годовых изделий, выработанных за отчётный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенных для реализации на сторону, передачи своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям, зачисления в состав ОФ, а так же выдачи своим работникам в счёт оплаты труда;

                  Работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а так же работ по модернизации и реконструкции собственного производства;

                  Работ по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчётном периоде не завершено;

                  Полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчётный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям.

Следует заметить, что основными задачами экономического анализа объема производства и реализации продукции являются:

–        оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

–        выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;

–        разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для оптимизации объема производства продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторами под редакцией Л.Т. Гиляровской предлагается уделить особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, и так же его динамики в целом по предприятию и его подразделениям – цехам основного производства. При этом важно оценить изменения фактического выпуска продукции за отчётный период по сравнению с запланированным, а так же с фактическим объёмом за предыдущий период не только в действующих, но и в сопоставимых ценах, что позволяет установить влияние ценового фактора на этот показатель.

 

1.2 Анализ ассортимента и структуры.

 

Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объёму продукции, но так же и по ассортименту (номенклатуре).

Номенклатура – перечень наименования изделий, выпускаемых предприятием и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском классификаторе промышленной продукции (ОКПП).

Ассортимент – перечень наименований выпускаемой продукции с указанием объёмов выпуска по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный анализ ассортимента продукции состоит в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания продукции.

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкретное преимущество. Некоторые маркетологи говорят, что в этом случае наблюдается своеобразный синергетический эффект. Расширение ассортимента выпускаемой продукции, следовательно является для предприятия наиболее надёжным средством завоевания конкурентных преимуществ.

Система формирования ассортимента включает в себя:

                  Определение текущих и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию;

                  Оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

                  Изучение ЖЦТ на рынках, расширение ассортимента, внедрение новых, более совершенных видов продукции;

                  Соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий;

                  Принятие в соответствии с рыночными реалиями своевременных управленческих решений об изменениях в ассортименте продукции и оценку риска невостребованности.

Гиляровская Л.Т., Лысенко Д.В., Евдовицкий Д.А. предлагают использовать коэффициент ассортиментности:

 

Кас=Nас / Nпл,

 

где Nас- объём продажи продукции, зачтённый в выполнение производственной программы в соответствии с применяемой в организации товарной стратегией (определяется как наименьшее число из планового и фактического значения показателя объёма);

Nпл – объём продажи услуг в соответствии с производственной программой организации.

Коэффициент ассортиментности можно определить также методом наименьшего процента: из всех показателей выполнения производственной программы по каждому виду услуг выбирается наименьший. Оптимальное значение этого показателя должно быть равно единице. Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении в структуре продукции организации.

Аналогично проводится комплексный анализ ассортимента организации в динамике. Но в этом случае не должно быть четкого ограничения значений коэффициента ассортиментности, т.к. структура продукции зависит в основном от спроса на них и может изменяться вместе с этим показателем в течении времени.

Структура продукции определяет удельный вес (в процентах) каждого вида продукции или соотношение отдельных видов продукции в их общем объёме.

Продукция в основном различается по трудоёмкости выполнения, материалоёмкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводит к изменению объёма продажи продукции. Фактическое изменение удельных весов отдельных видов продукции в их общем объёме по сравнению с удельными весами в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т.д.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований в организации используют коэффициент структурной активности

 

n

Kстр. акт. = ∑√∆di

i=1

 

Где ∆di – изменение удельного веса i – го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объёме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n – число номенклатурных групп (видов) продукции.

Чем активнее структурные преобразования в организации, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что организация активно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

К основным причинам изменения структуры продукции можно отнести:

                  Изменение спроса на продукцию различных категорий потребителей;

                  Недостаточную обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;

                  Нехватку персонала необходимых профессий и квалификаций;

                  Стремление организации производить менее трудоёмкие и более высокорентабельные виды продукции.

Изменение структуры производства оказывает влияние на такие результирующие показатели, как объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

1.3 Анализ качества выпускаемой продукции.

 

Обобщающие показатели анализа характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества

продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Информация о работе Анализ объема, структуры и ассортимента продукции. Анализ качества выпускаемой продукции