Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение и анализ прямых затрат при формировании себестоимости на одном из предприятий республики – ОАО «Станкозавод». В ходе разработки этой темы автор поставил перед собой такие задачи, как:
- исследование эволюции концепции «себестоимость»;
- изучение подходов к классификации затрат на производство;
- рассмотрение западных и отечественных методов учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции и оценка проблем адаптации зарубежного опыта к российской практике;
- изучение порядка учета прямых затрат на производство на ОАО «Станкозавод»
- изучение порядка учета и распределение косвенных затрат на производство на данном предприятии;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства и их классификация 8
1.1. Организационная структура и характеристика хозяйственной деятельности ОАО «Станкозавод» 8
1.2. Сущность издержек производства. Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. 12
1.3. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности 18
Глава 2. Учет затрат на производство 26
2.1. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции 26
2.2. Учет прямых затрат на производство 35
2.3. Учет и распределение косвенных затрат на производство. 46
Глава 3. Анализ себестоимости продукции 60
3.1. Сущность, задачи, методы и информационные источники анализа себестоимости 60
3.2. Анализ влияния факторов на себестоимость продукции 64
3.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 77
Заключение 85
Список использованных источников 88

Работа состоит из  1 файл

Дип. затраты на произ.1.doc

— 537.50 Кб (Скачать документ)

По кредиту счета осуществляется списание затрат на производственные счета. Счет 25 «Общепроизводственные  расходы» является бессальдовым, то есть по окончанию месяца он не имеет остатка.

Для аналитического учета общепроизводственных расходов используют ведомости расходов учета затрат цехов (ф. №12), которые  открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомости осуществляется на основании первичных документов и разработанных таблиц распределения материалов, заработной платы, расчета амортизации основных средств, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и листков-расшифровок по прочим денежным расходам, отраженным в журналах-ордерах.

Использование на ОАО «Станкозавод»  Нальчикский автоматизированной формы  учета получить идентичную ведомость  ф. №12 готовую машинограмму.

По окончанию месяца, общепроизводственные расходы распределяются между видами продукции (халвой и пивом) пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.

Следует отметить, что распределение  косвенных расходов между объектами  калькуляции может осуществляться еще несколькими способами: пропорционально  нормативным или плановым затратам, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству коэффициентно-машин-часов оборудования.

Затем доля общепроизводственных расходов, приходящаяся на конкретный вид продукции, списывается с кредита счета 25 «Общепроизводственные расходы» в дебет счета 20 «Основное производство», на соответствующий субсчет.

Природа общепроизводственных расходов разнообразна, поэтому описать все  хозяйственные операции, с ними связанные, не представляется возможным. Рассмотрим наиболее типичные из них:

1. Начислена амортизация основных  средств общепроизводственного  назначения, в том числе цехов основного производства:

Дебет счета

25

«Общепроизводственные расходы»

Кредит счета 

02

«Амортизация основных средств»


2. Начислена амортизация нематериальных  активов общепроизводственного  назначения:

Дебет счета

25

«Общепроизводственные расходы»

Кредит счета 

05

«Амортизация нематериальных активов»


3. Израсходованы материалы на  общепроизводственные нужды:

Дебет счета

25

«Общепроизводственные расходы»

Кредит счета 

10

«Материалы»


4. Начислена зарплата аппарата  управления цеха:

Дебет счета

25

«Общепроизводственные расходы»

Кредит счета 

70

«Расчеты с персоналом по оплате труда»


5. Произведены отчисления органам  социального страхования:

Дебет счета

25

«Общепроизводственные расходы»

Кредит счета 

69

«Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению»


Общехозяйственные расходы – расходы, не имеющие непосредственного отношения  к производственному процессу и  связанные лишь с организацией управления предприятием в целом.

Являясь составной частью накладных, общехозяйственные расходы по способу отнесения их на себестоимость реализованной продукции (выполнение работ, оказанных услуг) классифицируются как косвенные и распределяются между ее видами аналогично общепроизводственным – при помощи различных методов их распределения.

Аналитический учет общехозяйственных расходов строится по группам – по статьям, что позволяет организации осуществлять контроль исполнения сметы общехозяйственных расходов.

Статьи, на которых ведется учет общехозяйственных расходов, в целом  можно сгруппировать в следующие  основные разделы (применительно к промышленным организациям):

- расходы на управление организацией;

- общепроизводственные расходы;

- налоги, сборы и отчисления;

- общехозяйственные расходы непроизводственного  характера.

Раздел «Расходы на управление организацией» включает в себя следующие статьи:

  1. «Заработная плата аппарата управления». По данной статье отражается сумма начисленной оплаты труда персонала управления организации в соответствии с номенклатурой должностей, относящихся к аппарату управления, с отчислениями на социальное страхование и обеспечения этого персонала.
  2. «Командировки и перемещения». В данную статью включают расходы по всем видам служебных командировок работников управления в пределах норм, предусмотренных законодательством, в том числе работников управления цехов, за исключением расходов на все виды командировок работников пожарной, военизированной и сторожевой охраны.
  3. В статью «Представительские расходы» включают  расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций, прибывших на переговоры для установления сотрудничества. К представительским расходам относятся затраты, связанные с:

а) проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников);

б) транспортным обеспечением вышеуказанных лиц;

в) посещением ими культурно-зрелищных  мероприятий;

г) буфетные обслуживания во время  переговоров и мероприятий культурной программы;

д) оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Приведенный выше перечень затрат предприятия, относится к представительским расходам, является закрытым и, следовательно, не подлежит расширенному трактованию.

Указанные расходы включаются в  себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия за отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным ниже.

Если объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иной показатель, используемый при определении финансового результата, в год (включая НДС) составляет:

- до 2 млн. руб. включительно, то  предельные размеры представительских  расходов, принимаемых при налогообложении  прибыли составляют 0,5% от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- от 2 млн. руб. до 50 млн. руб.  включительно, то данный показатель  составит 10 тыс. руб. + 0,1% от объема, превышающего 2 млн. руб.;

- свыше 50 млн. руб., то предельные  размеры представительских расходов, принимаемых при налогообложении прибыли составят 58 тыс. руб. + 0,02% от объема, превышающего 20 млн. рублей.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии  оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программы проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов.

Оправдательными документами могут  служить договоры со сторонними организациями  на предоставление соответствующего рода работ, услуг с оформленными в установленном порядке актами сдачи-приемки работ (услуг); платежные поручения; счета с указанием видов расходов в натуральном и стоимостном выражении; чеки контрольно-кассовых машин при оплате наличными деньгами, позволяющие точно определить характер и размер произведенных затрат, их соответствие и отношение к проводимому мероприятию; другие первичные документы, подтверждающие производственные расходы.

После проведения встречи, в ходе которой  производились представительские расходы, должен быть в установленном порядке составлен акт с указанием даты и места проведения встреч, ее программы, а также участников принимающего предприятия и принимаемой стороны.

  1. «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны». В состав данной статьи включают:
  • оплату труда персонала вахтерской, пожарной и сторожевой охраны на социальное страхование и обеспечение;
  • суммы, оплачиваемые другими организациями за охрану (вневедомственную и пожарную);
  • стоимость израсходованных горючих, смазочных и иных материалов для специального автотранспорта и пожарных машин;
  • расходы на содержание и ремонт пожарного оборудования, устройств, инвентаря;
  • другие расходы, связанные с содержанием пожарной, военизированной и сторожевой охраны.

Кроме того, по данной статье отражается также амортизация малоценных и  быстроизнашивающихся предметов служб  охраны, а также обмундирование и  спецодежды, выдаваемых работникам охраны; расходы, связанные с предоставлением  жилья работникам охраны; расходы  на все виды командировок работников пожарной, военизированной и сторожевой охраны.

По статье «Прочие расходы» находят  отражения следующие виды расходов:

- почтово-телеграфные, телефонные  и типографские расходы на  организации в целом, включая  расходы на эти цели цехов, участков и подразделений;

- расходы на содержание и  эксплуатацию машинописной и  другой оргтехники;

- расходы на приобретение канцелярских  принадлежностей, бланков учета,  отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых  для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы;

- оплата консультационных, информационных  и аудиторских услуг;

- расходы на содержание зданий  и помещений офиса предприятия  (отопление, освещение, уборка, ремонт  и т.п.);

- расходы на текущий ремонт  инвентаря, легкого транспорта;

- расходы на служебные разъезды  и содержание легкового транспорта;

- прочие административно-хозяйственные  расходы (например, оплата услуг,  осуществляемых сторонними организациями  по управлению производственным процессом и организацией в целом, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены те или иные функциональные службы).

В раздел «Общехозяйственные расходы» рекомендуется включать следующие  статьи:

  1. «Содержание прочего общезаводского персонала». В данную статью включают оплату труда персонала организации, не относящегося к аппарату управления, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение этого персонала.
  2. «Служебные командировки работников, не относящихся к аппарату управления». В состав расходов, отражаемых по данной статье, включают расходы по всем видам служебных командировок рабочих, инженерно-технических работников и персонала других категорий, не относящихся к аппарату управления.
  3. «Амортизация основных средств». По данной статье показывают суммы начисленного износа по установленным нормам амортизации основных фондов общехозяйственного назначения.
  4. «Содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения». К данной статье относят:

- все расходы на содержание в исправном состоянии общехозяйственных основных средств и их эксплуатацию;

- оплату труда работникам центральных  складов и кладовщиков, рабочих,  обслуживающих помещения, сооружения, дворы и дороги общехозяйственного  назначения, с отчислением на социальное страхование и обеспечение рабочих;

- плату за арендованные здания  и помещения общехозяйственного  назначения; стоимость материалов, израсходованных на уборку основных  средств и помещений, топлива  для отопления, электроэнергии  для освещения;

- расходы на все виды ремонта  зданий, сооружений и инвентаря  общехозяйственного назначения, выполняемого  собственными силами и средствами  или сторонними организациями.

  1. В статье «Проведение испытаний, опытов, исследований, изобретательств и технических усовершенствований» отражают затраты на испытания, опыты и исследования, оплату анализов, проб и других работ, выполненных сторонними организациями; расходы на изобретательство, технологические усовершенствования и рационализаторские предложения общехозяйственного характера; вознаграждения авторам, оплату экспертиз, изготовление моделей образцов, испытания изобретений и технических усовершенствований.
  2. «Обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности». По данной статье находят отражение затраты, связанные с охраной труда, к ним, в частности относят:

- суммы начисленной амортизации  и расходы по ремонту и стирке  выдаваемых спецодежды и защитных  приспособлений;

- стоимость бесплатно выдаваемых  и предусмотренных законодательством  РФ случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока и др.;

- затраты, связанные с приобретением  аптечек и медикаментов;

- затраты на приобретение справочников, плакатов и депозитов по технике  безопасности, предупреждению несчастных  случаев и заболеваний, а также  по улучшению труда;

- затраты по обучению рабочих  безопасным методом работы и  на оборудование кабинетов по  технике безопасности;

- прочие расходы, предусмотренные  номенклатурой мероприятий по  охране труда и техники безопасности, кроме расходов, имеющих характер  капитальных вложений.

  1. «Подготовка кадров». По данной статье отражаются затраты на подготовку или повышение квалификации кадров, т.е. расходов на производственное обучение новых работников и повышения квалификации работников всех специальностей и профессий на стороне: расходы на командировки в другие города для обучения и повышения квалификации.
  2. В статью «Организованный набор рабочей силы» включают предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам училищ и молодым специалистам (выпускникам вузов и техникумов) проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.
  3. «Прочие общехозяйственные расходы». В статье находят отражение расходы, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных статей (например, пособия по нетрудоспособности, возникшей вследствие производственной травмы, платежи по кредитам банка и др.).

Информация о работе Анализ себестоимости продукции