Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью собс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 07:03, научная работа

Описание

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной).

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Кафедра экономики и менеджмента недвижимости 

Научная работа

По  направлению:

«…………….» 

на тему:

«Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил(а): Алексеева Г.В.

    Магистр_2_ курса магистратуры

    Очной формы обучения

Подпись:___________ 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 

Какова же сущность государственной собственности?

     Совсем  недавно, когда экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем сейчас.

     Так, в теории марксизма ликвидация частной  собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией  в России вслед за завоеванием  власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности.

В дальнейшем в СССР продолжался процесс наращивания  общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

     Установление  господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

     На  развитии государственной собственности  базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества.

Вместе  с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.

     Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.

     В результате эффективность народного  хозяйства, основанного на государственной  собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

     Государственная собственность всегда выступает  одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы  собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

     На  мой взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.

     При определении сущности государственной  собственности необходимо учитывать  «потребности» государства в  лице его полномочных органов  для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет основой для обороны.

     Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

     В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

     Такое же значение государственной  собственности сейчас принимает и Россия.

Государственная собственность в  нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей  федерации — федеральная  собственность. 

2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

3. Муниципальная собственность  (собственность на  уровне отдельного  города, округа, села  и т.д., кроме Санкт-Петербурга  и Москвы, которые  выступают как  субъекты федерации).

Государство как организация

   Государство как политическая организация существующая и функционирующая  в обществе обладает следующими признаками. 1-ый - государство определенная организация, т.е. объединение  людей (не единственная организация существующая в обществе). 2-ой - государство политическая организация, которая носит политический характер и тесно с ней связана. Государство не единственная организация в обществе, в обществе могут действовать и другие политические организации. 3-ий - государство всеобъемлющая организация, она в отличие от других политических организаций, охватывает население всей страны. Люди, проживающие на территории государства его члены становятся гражданами или подданными. 4-ый - государство это территориальная организация, она объединяет людей не по родственным связям как род или племя, а по признаку территорий. 5-ый - государство это суверенная организация, так как суверенитет это свойство государственной власти, выражаются в её верховенстве как внутри её так и за её пределами. Стоит над всеми другими организациями. Государство в своей деятельности не зависимо от других организаций и стран. 6-ой - государство как организация обладает публичной (общественной властью), специальным аппаратом управления и принуждения. В государственно-организованном обществе публичная власть становится властью государства. Эта власть превращается в государственную власть. Публичная власть выражается в определенных органах, в аппарате управления и принуждения. 7-ой - государство, это организация, которая осуществляет руководство обществом в чьих-либо интересах. Государство, будучи всеобъемлющей организацией обладает публичной властью становится органом, который осуществляет руководство обществом. Государство превращается в официального представителя общества и решает все основные задачи, стоящие перед обществом. При этом государство осуществляет руководство обществом в интересах либо народа, либо класса, либо какой-то социальной группы.

     Согласно   Д.   Норту   государство – это организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, чьи границы определены его способностью облагать налогом подданных. В силу осуществления государством (правительством) различных действий и функций (принудительных, регулирующих, оказывающих услуги) мы можем, таким образом, определить государство как систему институтов власти и управления, поддерживающих стабильность общества и участвующих в осуществлении институциональных преобразований.

       Необходимость института государства связана, прежде всего, с упорядоченностью в обществе, созданием условий для согласованных действий людей путем законодательно установленных норм и правил поведения субъектов, принятия безличных законов и обеспечения их соблюдения. Как сознательный регулятор общества, институт государства осуществляет свою деятельность в масштабах общества (и даже за пределами национального хозяйства) и в интересах граждан общества. Он организует и помогает формированию всех институтов общества, обеспечивая им законодательную базу. Институт государства делает государство «дешевым» за счет сокращения трансакционных издержек на содержание государственного аппарата. Своей законотворческой деятельностью институт государства уменьшает трансакционные издержки и других институтов общества. Поэтому в системе всех институтов рыночного хозяйства институт государства является определяющим.

     В России, несмотря на рыночное реформирование, институциональная система все  еще недостаточно развита. Слабыми остаются рыночные институты - частной собственности, судебной системы, контрактов, финансовой системы и фондового рынка. Отсутствует законодательное регулирование отдельных видов экономической деятельности, не получили должного развития традиции демократического государственного регулирования. А достаточно большое государство остается слабым, зачастую не выполняя надлежащих контрольных функций по управлению обществом. В результате «чистые» экономические процессы, без институционального оформления, становятся причиной опустошения природной среды, социальной напряженности, бюрократизации и коррупции государственного аппарата. Поэтому только институциональные реформы, создавая нормативную базу рыночной экономики, институты права, системы информации, консалтинга и экспертизы, а также квалифицированный аппарат управления и контроля могут гарантировать экономическую, социальную и правовую эффективность всего общества. А институт государства как сознательный регулятор гражданского общества направит эти преобразования на удовлетворение интересов всех граждан.

     Еще одной особенностью, характеризующей  наличие государства как экономического института, обладающего значительной властью, является так называемое рентоориентированное поведение различных экономических агентов. Их усилия, направленные на получение исключительных преимуществ с помощью государства, называются поиском ренты. Теория поиска ренты разработана Р. Толлисоном, Дж. Бьюкененом, Г. Таллоком и др. Таким образом, имеем перераспределение, когда одни экономические субъекты выигрывают за счет других с помощью государства (например, получение привилегированного положения на рынке, эксклюзивные импортные квоты и т.п.).

     Итак, необходимость правительства связана  с необходимостью исправления «провалов  рынка» (неэффективность «невидимой руки» рынка), однако не всегда «видимая рука» правительства будет лучше справляться с этой проблемой, так как собственно исправления направлены на нерыночные «продукты». Отсюда и возникает потребность в изучении нормативных моделей государства, позволяющих смоделировать те или иные аспекты, связанные с природой и «провалами государства». Существует два основных подхода, анализирующих природу государства – так называемые контрактная и эксплуататорская теории. 

     Контрактная теория рассматривает  экономическую систему  как экономику обмена, в рамках которой государство играет роль агента, максимизирующего общественное благосостояние путем установления относительных цен. Следовательно, его функционирование связано с формированием эффективных прав собственности, способствованием экономическому росту и эффективным распределением ресурсов экономики. 

     Эксплуататорская  теория рассматривает  государство как  совокупность агентов, образующих некую  группу (класс), которые  имеют своей главной  целью извлечение ренты из граждан  и экономических агентов в свою пользу. Отсюда, права собственности формируются так, чтобы максимизировать получаемый доход вне зависимости от воздействия политики, проводимой государством, на общественное благосостояние общества.

       Неоинституциональная  теория государства и эффективность

     Экономическая роль государства  в неоинституциональной теории непосредственно  выводится из положительных  трансакционных издержек и необходимости  определения прав собственности. Более того, неоинституционалисты утверждают, что и общая теория прав собственности не может быть в полном смысле работоспособной без полноценной теории государства. Рост трансакционных издержек стимулирует поиск новых вариантов экономической организации. При этом трансакционные издержки, как атрибут рыночного механизма, противопоставляются издержкам бюрократической координации, что в крайнем варианте приводит к аллокации ресурсов через общественный сектор. В результате возникает тенденция к усилению государственного регулирования, хотя непосредственно эти меры редко вызываются желанием снизить трансакционные издержки. Возникает парадоксальная ситуация: рост трансакционных приводит к усилению государственного регулирования, которое, в свою очередь, способно вызвать к жизни новые типы трансакционных издержек, основанных на оппортунистическом поведении государственных служащих и других «своекорыстных агентов»1.

Информация о работе Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью собс