Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью собс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 07:03, научная работа

Описание

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной).

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

   Какой же будет структура отношений  собственности в России? К чему приведет стремление к “цивилизованной” экономике, свойственной развитым странам? Подобные задачи вряд ли могут быть осуществлены в ближайшем времени, особенно в России. В современной экономике России наиболее значимыми оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности не устойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость. Укрепление прав частной собственности может существенно изменить в лучшую сторону нынешнюю экономически и социально малоэффективную модель. Для сравнения необходимо отметить, что по производительности труда на одного работника в 1997 году составляла 39,93 млн. руб.; на предприятиях с долей государства более 25% - 41,018; менее 25% - 43,705 млн. руб. производительность труда в частном секторе промышленности составляла в 1997 году 137,1% от производительности труда в государственном секторе.1

   Важная  проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

   Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.2 Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

   Таким образом, в России государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства, ведь государственная форма собственности применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны еще долго оставаться в сфере государственной собственности. Также, по моему мнению, сюда должны быть отнесены материальные ресурсы, науки (особенно фундаментальной). Поэтому для меня несомненно, что государственная собственность занимает важное место в национальной экономике, и, как я считаю, еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве. 

Реструктуризация  как средство повышения эффективности  использования государственной  собственности. 

     Возникновение различных организационно-правовых форм и многообразных отношений  собственности в условиях становления в нашей стране рыночных отношений, коренная реструктуризация государственной собственности для повышения эффективности ее использования затрудняют гармоничное сочетание интересов субъектов собственности – государства, регионов, муниципальных образований, социальных групп, организаций и граждан. Проблема состоит не только в установлении наилучших объемов и структуры государственной собственности в областях хозяйствования (чтобы достигать наивысшей экономической и социальной эффективности), но и в обосновании целостной системы ее реализации. Это требует исследований и формирования системы соотношения и соподчинения различных форм собственности, поскольку их многообразие позволяет, с одной стороны, воплощаться преимуществам регулирования рыночного хозяйства (сохранять, воспроизводить и развивать наиболее сильные стороны конкурентной экономики), а с другой – компенсировать недостатки рынка 

Методы повышения  эффективности использования государственной  собственности в России

     Важное  значение государственной собственности вытекает из необходимости выполнения государством таких функций как предоставление общественных благ, обеспечения высоких темпов развития рыночной инфраструктуры, а также стимулирование инновационного развития. Объекты, находящиеся в собственности государства исключительно в целях получения дохода, подлежат приватизации. Главными критериями эффективности управления государственной собственностью являются не формальные показатели прибыльности, сумм перечисленных в бюджет налогов или объема инвестиций (хотя и они имеют значение), а качество предоставляемых общественных благ, эффективность распространения и внедрения научных знаний и другие институциональные показатели.

     Неудовлетворительное  управление государственными активами и чрезмерные масштабы госсектора представляет серьезную угрозу для экономического роста в России. В настоящее время деятельность большинства государственных предприятий не увязана с решением задач социально-экономической политики, не обеспечен необходимый контроль за сохранностью и использованием государственного имущества. Не сформирована единая система учета активов и финансовых обязательств госсектора по заключенным договорам в соответствии со структурой бюджетной системы, поэтому на основе имеющихся данных можно составить лишь частичное представление о масштабах и направлениях движения финансовых потоков в государственном секторе России.

     Для повышения эффективности управления государственной собственностью в  России необходимо:

- завершение  сплошной инвентаризации государственной собственности в стране и за рубежом;

- усиление  контроля за деятельностью государственных  организаций посредством повышения  ответственности руководителей  за вверенные им объекты, комплексной  ревизии бюджетополучателей, мониторинга  финансовых обязательств госсектора;

- определение  целей, достижению которых служит  каждый объект, находящийся в  собственности, с указанием путей  их достижения;

- реструктуризация  государственного сектора, предусматривающая  сокращение числа государственных  унитарных предприятий до 1000-1500 через их акционирование и приватизацию, упразднение института хозяйственного ведения, сокращение количества находящихся в федеральной собственности пакетов акций через их приватизацию, консолидацию государственных пакетов в вертикально интегрированных структурах, сохранение и, в случае необходимости, увеличение размера пакетов акций стратегически важных компаний в государственной собственности, прежде всего естественных монополий;

- повышение  эффективности управления государственными  учреждениями;

- утверждение  основных показателей деятельности  крупнейших государственных компаний  в рамках бюджетного процесса. При этом детальному анализу  с привлечением независимого  аудита должны подвергаться не  только инвестиционные программы,  но и текущие расходы, их объем и обоснованность;

- решение  проблем государственной собственности  в контексте выработки стратегии  государственного инвестирования  и создания предпосылок для  улучшения инвестиционного климата  в целом, а также оптимизации  размера и структуры государственных расходов.

В условиях российской экономики повышение  эффективности управления государственной  собственностью способно улучшить состояние  бюджетной системы, дать позитивный импульс процессу структурной перестройки  экономики и выводу ее на траекторию устойчивого развития.

Информация о работе Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью собс