Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью собс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 07:03, научная работа

Описание

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной).

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     Все указанные выше обстоятельства говорят  о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной  собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести основные понятия и определения, которые будут использоваться в дальнейшем.

1. Федеральная собственность - совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит только Российской Федерации.

2. Объект  собственности - организационно  обособленная часть национального  богатства, юридически закрепленная  за конкретным собственником  или группой собственников. 

3. Объект, находящийся в федеральной собственности,  федеральной или собственности субъектов Российской Федерации - представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

4. Незакрепленная  часть федеральной собственности  составляет казну Российской  Федерации (ГК РФ).

5. Федеральная  собственность включает предприятия  трех организационно-правовых форм: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и акционерные общества с федеральной долей собственности.

6. Объекты  права собственности Российской  Федерации (объекты управления):

* недвижимое  имущество (здания, сооружения, земельные  участки, мосты, и др.);

* движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);

* денежные  средства (валюта, и др.);

* долги  иностранных государств;

* информация;

* интеллектуальная  собственность и другие результаты  интеллектуальной деятельности.

Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:

* собственности  - Российской Федерации, юридическим  и физическим лицам; 

* хозяйственного  ведения - юридическим лицам, в  т. ч. религиозным и другим  организациям;

* оперативного  управления - федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

7. Объекты  собственности Российской Федерации,  находящиеся за границей, дополнительно  могут принадлежать на праве: 

* собственности  - Союзу ССР (требуется доказательство  и переоформление прав собственника на Российскую Федерацию);

* собственности  - бывшей Российской Империи (требуется  доказательство и переоформление  прав собственности на Российскую  Федерацию).

Эти объекты  могут:

* находиться  в розыске или быть оформленными  в розыск;

* требовать  доказательства из-за неправомерного  отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и  физическими лицами.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.

8. Субъектами  управления собственностью Российской  Федерации является Российская  Федерация, субъекты Российской  Федерации, федеральные органы  исполнительной власти, иностранные  государства, российские и иностранные  юридические и физические лица.

Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

9. Право  собственности относится к категории  вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.

Субъективное  право собственника распадается  на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.

Под правомочием  владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность  иметь данную вещь у себя, содержать  ее в собственном хозяйстве.

Правомочие  распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения.

Правомочие  пользования - юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых  полезных свойств.

Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.

10. Управление - элемент, функция организованных  систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры;  поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.

Управление  осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и  управления, а также другими (в  том числе общественными) организациями  с целью достижения максимального  народно-хозяйственного эффекта.

Управление  собственностью - как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.

11. Система  - совокупность объединенных одной  целью объектов, их функций и  связей.

12. Приватизация  федеральной собственности - возмездное  отчуждение находящихся в собственности  Российской Федерации и ее  субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

Здесь приватизация рассматривается как  средство оптимизации структуры  собственности, направленное, с одной  стороны, на сужение границ госсобственности, позволяющее государству сконцентрировать усилия по текущему управлению его объектами, а с другой - на рост настоящих и будущих доходов бюджета за счет продажи госсобственности эффективному собственнику.

13. Деприватизация - обращение федерального имущества,  например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).

В рамках рассмотренных понятий и определений  в первую очередь необходимо рассмотреть  существующие проблемы управления федеральной  собственностью. В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время (на наш взгляд, она нуждается в углублении и детализации, что будет показано ниже), выделяются насколько видов собственности:

* недвижимое  имущество; 

* государственные унитарные предприятия;

* пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности.  

Место, роль и перспективы  развития государственной  собственности 

   В последнее десятилетие XX в. Россия осуществляет переход от плановой экономики к рыночной. Центральное место в этом переходе занимает трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Впоследствии был проведен процесс разрушения государственной собственности (приватизация), однако данный вид собственности существует и по сей день, причем ее роль в современной экономике, на мой взгляд, далеко немаловажная. Рыночная экономика базируется на частной собственности, поэтому весьма значимым становится вопрос о месте и роли государственной собственности в национальной экономике. Причем особую актуальность приобретает судьба государственной собственности в России.

   Роль  государственной собственности  в национальной экономике весьма значительна. Даже в Западной Европе, где доля государственной собственности невелика, ее значение для национальной экономики весьма ощутимо. Речь идет о государственном секторе, который является достаточно обширным во многих моделях рыночной экономики таких стран, как Швеция, Великобритания и др. что же касается либеральной американской модели, то нетрудно заметить, что в качестве доминирующего вида собственности в данной модели выступает так называемая смешанная собственность. Государственной собственности в США небольшое количество. На долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг.1 Государственная собственность приспосабливается к изменениям хозяйственной деятельности. Предприятия, относящиеся к государственной собственности в американской модели, постепенно стали выступать в качестве экономического гаранта рыночного развития. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30% и более.2 Государственная собственность в странах с плановой экономикой, таких как, например Китай, государственные фабрики и заводы составляют основу национальной промышленности, на них сосредоточено 65%производственных мощностей, 2/3 общего числа рабочих и служащих.3 В СССР в руках государства оказалась вся система отношений присвоения, 88,6% от общего числа занимала государственная собственность.4 Государство стало главным хозяйствующим субъектом. Образовались гигантские монополии. На борьбу с монополией и создание конкурентной среды была направлена приватизация. Однако по ходу ее проведения стали возникать неявные цели и задачи, ведущие к снижению экономической мощи страны. Государственные предприятия продавались по заниженной цене, были выставлены на аукцион стратегически важные предприятия (такие, как энергетический комплекс), которые вместо эффективного функционирования продавались по частям или просто перепродавались, принося, таким образом, доход частным владельцам-собственникам.

   После приватизации доля государственной  собственности уменьшилась, однако, на мой взгляд, государство и по сей день играет важную роль в системе собственнических отношений. Государственная собственность пока является явно преобладающей. В перспективе предполагается снижение доли государства, и переход многих государственных предприятий на акционерные начала. Государству же будут принадлежать предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и т. п.)

   Кроме того, важной составляющей промышленного процветания является создания благоприятного климата для формирования крупных хозяйственных структур, оформленных, в основном, в виде корпораций, холдингов, ФПГ и т. п. Я считаю, что данные хозяйственные структуры могут стать надежной опорой государства при решении таких задач, как подъем экономики; ее прогрессивная структурная перестройка; повышение конкурентоспособности отечественного производства.

   На  мой взгляд, особое значение данные структуры имеют в тех областях, которые необходимы для сохранения существующего промышленного потенциала, в увеличении возможности по прорыву на мировые рынки, особенно в части выпуска наукоемкой продукции (авиация, сфера космических технологий, вооружение и др.).

   Оценивая  состояние государственного хозяйства  России, следует отметить, что в начале перехода к рыночной экономике происходила значительная трансформация государственного сектора. Трансформация собственности потребовала решения проблемы, до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

   Как известно, трансформация государственного сектор связана в первую очередь  с тем, что в России был взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку Господство какой-то одной формы собственности должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики. Государственное же участие в условиях переходной экономики необходимо в стратегически важных отраслях и производствах, где госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Информация о работе Государство как институт власти и регулятор институциональной среды. Проблемные вопросы управления государственной собственностью собс