Организация государственного образовательного страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:30, контрольная работа

Описание

Как показывает международный опыт, важное место в модернизации экономики национальных систем образования и управления ими занимает финансирование, которое затрагивает прямо или косвенно все стороны образовательной деятельности. В связи с этим основным фактором модернизации сферы образования, который органично сочетает в себе финансовый и управленческий аспекты, является страхование как механизм формирования финансовых ресурсов для сферы образования. Необходимо отметить, что страхование не просто финансово-организационный механизм, а принципиально важный для государства инструмент модернизации экономических отношений в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Понятие системы государственного образовательного страхования………...
Источники финансирования системы государственного образовательного страхования…………………………………………………………………………...
Механизм государственного образовательного страхования……...............
Опыт зарубежных государств в области обязательного социального страхования…………………………………………………………………………...
Система управления государственным образовательным страхованием………………………………………………………………………….
Полномочия Фонда государственного образовательного страхования и его место в системе государственного управления образованием……………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

котрольная работа.docx

— 111.12 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение высшего

 профессионального образования 

«Ярославский государственный  технический университет»

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

Контрольная работа защищена

______________________

Преподаватель,

канд. экон. наук, доцент

(_______________) В. Д. Попов

«___»____________20__

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Экономика образования»

 

ЯГТУ 050501.65-013 КР

 

 

 

 

 

Работу выполнил

студент гр. МО-58

(____________)  А. С. Миронычев

«___»____________20__

 

 

 

 

 

 

2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………

  1. Понятие системы государственного образовательного страхования………...
  2. Источники финансирования системы государственного образовательного страхования…………………………………………………………………………...
  3. Механизм государственного образовательного страхования……...............
  4. Опыт зарубежных государств в области обязательного социального страхования…………………………………………………………………………...
  5. Система управления государственным образовательным страхованием………………………………………………………………………….
  6. Полномочия Фонда государственного образовательного страхования и его место в системе государственного управления образованием……………………

Заключение……………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………..

3

4

 

4

6

 

10

 

12

 

15

21

22


 

Введение

 

Как показывает международный опыт, важное место в модернизации экономики национальных систем образования и управления ими занимает финансирование, которое затрагивает прямо или косвенно все стороны образовательной деятельности. В связи с этим основным фактором модернизации сферы образования, который органично сочетает в себе финансовый и управленческий аспекты, является страхование как механизм формирования финансовых ресурсов для сферы образования. Необходимо отметить, что страхование не просто финансово-организационный механизм, а принципиально важный для государства инструмент модернизации экономических отношений в образовании. С экономической точки зрения страхование сферы образования представляет собой процесс перераспределения денежных средств в обществе в пользу системы образования. Именно наличие перераспределительных отношений определяет сущность образовательного страхования и позволяет его использовать в качестве альтернативного экономического механизма финансового обеспечения образовательной системы.

 

  1. Понятие системы государственного образовательного страхования

 

Образовательное страхование как вид страхования вообще отсутствует. Однако практика образовательного страхования в России существует на основе страхования жизни, и, следовательно, накоплен определенный опыт, который можно использовать при разработке системы управления сферой образования на основе образовательного страхования. На сегодняшний день нет научно обоснованных и практически разработанных систем страхования сферы образования, но системная работа в этом направлении не ведется. В этой связи необходимо сначала рассмотреть сущность государственного образовательного страхования и затем определить его место в системе управления образованием.

Под системой государственного образовательного страхования понимается совокупность общественных отношений, связанных с созданием страхового фонда за счет взносов в виде налога на образование, которые используются для финансирования системы образования. В наиболее общей форме всю совокупность общественных отношений государственного образовательного страхования можно разделить на две группы. Первая группа экономических отношений государственного образовательного страхования связана с формированием страхового фонда на образовательные нужды. Вторую – составляют отношения, связанные с расходованием средств этого фонда на образовательные цели бенициаров. Государство при формировании Фонда государственного образовательного страхования может использовать такие методы финансового участия, как его прямое дотирование, государственные субсидии, маркированный налог, которые аккумулируются с целью использования средств на образовательные цели.

 

  1. Источники финансирования системы государственного образовательного страхования

 

Прямая дотация из государственного бюджета для Фонда государственного образовательного страхования применяется при временной нехватке средств на содержание сферы образования. Государственные субсидии предполагают постоянное финансирование за счет средств бюджета определенных целевых расходов Фонда государственного образовательного страхования (например, научные разработки, гранты на разработку методических материалов и т.д.). Маркированные налоги напрямую поступают в распоряжение Фонда государственного образовательного страхования. Они являются главным методом мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании Фонда государственного образовательного страхования и, как правило, устанавливаются законодательной властью.

В российском обществе маркированные  налоги служат наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага, например, пенсионное, медицинское и социальное обеспечение населения, в нашем случае – на получение образования. Они представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и государством при обязательной форме образовательного страхования. Именно стремление обеспечить экономическое развитие государственной системы образования за счет перераспределения национального дохода оправдывает предлагаемый принудительный (налоговый) характер платежей во внебюджетный Фонд государственного образовательного страхования. Будучи по своему назначению близкими к взносам в частные страховые компании и пенсионные фонды, эти платежи, как правило, естественным образом приобретают маркированный характер и не растворяются в бюджете. Такие налоги выполняют функцию воспроизводственного назначения: например, платежи за пользование природными ресурсами; налоги, взимаемые в дорожные фонды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за пользование природными ресурсами; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными организациями из водохозяйственных систем. Как видно из приведенных примеров, за счет маркированных налогов осуществляется целевое финансовое обеспечение воспроизводства природных ресурсов и развитие определенной сферы хозяйства. Следовательно, если мы введем маркированный налог на образование, то обеспечим за счет него дополнительное финансирование сферы образования и стабильное воспроизводство трудовых ресурсов страны.

Имеются исторические примеры широкой  вовлеченности граждан в общественные дела, когда потребность в целевом  финансировании конкретных акций определялась при прямом заинтересованном участии рядовых налогоплательщиков. Так, в различные исторические эпохи целевой характер нередко приобретали важнейшие налоги и повинности, которыми население облагалось без его согласия. Среди многочисленных примеров можно указать «датские деньги» (поземельный налог, введенный в X веке в Британии для выплаты дани датчанам и превратившийся позднее в источник регулярного финансирования собственных военных нужд) или «выход» (налог, собиравшийся в XIII-XV вв. русскими князьями для выплаты дани Орде). В подобных случаях целевой характер повинностей помогал регулировать их размер и структуру. В первой половине XIX века появляется теория налога как страховой премии. Французский экономист А. Тьер рассматривал налог как страховой платеж, уплачиваемый подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Теория налога как страховой премии нашла последователей – Э. де Жирардена, Д. Мак-Куллоха и может быть применима к государственному обязательному образовательному страхованию, так как налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства на обеспечение прав граждан в области образования.

В настоящее время финансирование системы образования осуществляется за счет немаркированных налогов. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет, и не в полной мере учитывать потребность населения в образовании. Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что доходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные общественные блага (спрос на образование растет). В нашем контексте оборотной стороной такой гибкости выступает фактическое ослабление зависимости бюджетной политики от потребительских предпочтений населения относительно образовательных услуг.

Дополнением к обязательной страховой  форме обеспечения населения  образовательными услугами служит добровольное образовательное страхование. С экономической точки зрения добровольное образовательное страхование представляет собой механизм компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с необходимостью получения определенного уровня образования. Добровольное образовательное страхование, как и государственное образовательное страхование, предоставляет гражданам гарантии получения образования путем страхового финансирования. Однако эта цель достигается другими средствами – страховыми взносами. По своему содержанию страховые взносы являются частью дохода индивида, которая используется на покрытие затрат, связанных с содержанием системы образования. Страховые взносы на образовательное страхование, хотя и имеют целевой характер, однако они могут расходоваться и на иные цели, кроме финансового обеспечения сферы образования.

 

  1. Механизм государственного образовательного страхования

 

Общий алгоритм механизма государственного образовательного страхования выглядит следующим образом: все субъекты страхования образовательной деятельности создают за счет страховых взносов в виде маркированного налога, ассигнований из бюджета, страховых взносов по добровольному образовательному страхованию Фонда государственного образовательного страхования, который обеспечивает функционирование системы образования и возможность получения образования различным группам населения. Государственное образовательное страхование не создает новую стоимость, а занимается только перераспределением денежных ресурсов между нуждающимися страхователями и всеми страхователями, опираясь на нормативно-правовую базу и имеющиеся финансовые ресурсы. При возникновении необходимости получения образования у какого-либо страхователя удовлетворение его потребности финансируется из Фонда государственного образовательного страхования, созданного всеми страхователями. В соответствии с этим можно выделить у государственного образовательного страхования следующую организационную и финансовую специфику. Во-первых, в рамках государственного образовательного страхования не производятся никакие денежные выплаты населению, за исключением стипендий в профессиональном образовании. Финансовые средства используются только на оплату образовательных услуг, предоставляемых гражданам бесплатно, и направляются в систему образовательных учреждений, имеющих государственную лицензию и аккредитацию. Во-вторых, в организации государственного образовательного страхования принимают участие коммерческие компании – страховые образовательные организации, которым отводится роль непосредственного страховщика. В-третьих, в финансировании государственного образовательного страхования задействованы средства бюджетов субъектов РФ, так как органы исполнительной власти субъектов РФ выступают страхователями неработающего населения и обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд государственного образовательного страхования.

Из рассмотренного общего алгоритма  государственного образовательного страхования следует его основная цель – сбор и капитализация страховых взносов и предоставление за счет собранных средств возможности получения образования всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Исходя из такой целевой установки, систему государственного образовательного страхования следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты населения наряду с медицинским, пенсионным и социальным страхованием. В этом заключается социальная значимость государственного образовательного страхования. С другой стороны, государственное образовательное страхование представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование образования и оплату образовательных услуг. В этом состоит экономическое значение государственного образовательного страхования. В его сферу включено только образовательное обслуживание населения, направленное на воспроизводство трудовых ресурсов общества и, по сути дела, гражданского общества. Следовательно, в России государственное образовательное страхование необходимо организовывать и осуществлять на федеральном уровне, и оно должно носить всеобщий характер. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов должно определить основные принципы организации государственного образовательного страхования, установить тарифы взносов, круг страхователей и создать специальный государственный фонд для аккумуляции взносов на обязательное образовательное страхование. Всеобщность государственного образовательного страхования заключается в предоставлении всем гражданам РФ равных гарантированных возможностей получения образования. Его механизм представлен на рис. 1.

Механизм государственного страхования  сферы образования предполагает активную деятельность Министерства образования и науки РФ, которое выступает инициатором, ведущим организатором и координатором действий других субъектов государственного страхования сферы образования. Механизм реализации государственного страхования сферы образования предусматривает наличие двух уровней страхования.

Так, первый уровень страхования  в системе государственного образовательного страхования представляет Фонд государственного образовательного страхования, который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой государственного образовательного страхования. При этом важно акцентировать внимание на том, что Фонд государственного образовательного страхования управляет только образовательным страхованием, включая и его добровольную форму, но не системой образования в целом. Он является самостоятельным государственным не коммерческим финансово-кредитным учреждением, действующим на основании устава, и подотчетен Государственной думе и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной думой. Управление деятельностью фонда осуществляется правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители Государственной думы, Министерства образования и науки, Министерства финансов, Министерства социальной зашиты, Центрального банка, Ассоциации страховых образовательных организаций, Российской академии образования, страхователей и профсоюзов.

Информация о работе Организация государственного образовательного страхования