Организация государственного образовательного страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:30, контрольная работа

Описание

Как показывает международный опыт, важное место в модернизации экономики национальных систем образования и управления ими занимает финансирование, которое затрагивает прямо или косвенно все стороны образовательной деятельности. В связи с этим основным фактором модернизации сферы образования, который органично сочетает в себе финансовый и управленческий аспекты, является страхование как механизм формирования финансовых ресурсов для сферы образования. Необходимо отметить, что страхование не просто финансово-организационный механизм, а принципиально важный для государства инструмент модернизации экономических отношений в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Понятие системы государственного образовательного страхования………...
Источники финансирования системы государственного образовательного страхования…………………………………………………………………………...
Механизм государственного образовательного страхования……...............
Опыт зарубежных государств в области обязательного социального страхования…………………………………………………………………………...
Система управления государственным образовательным страхованием………………………………………………………………………….
Полномочия Фонда государственного образовательного страхования и его место в системе государственного управления образованием……………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

котрольная работа.docx

— 111.12 Кб (Скачать документ)

Характеристика действующей системы  управления государственным образовательным  страхованием будет неполной, если не учесть место и роль субъектов  Российской Федерации. Обусловлено  это тем, что Россия является федеративным государством, где, естественно, каждый регион – субъект федерации – наделен как определенными правами, так и соответствующими обязанностями и ответственностью. И те и другие закреплены в действующем законодательстве. К управленческим функциям, выполняемым региональными органами власти в отношении государственного образовательного страхования, следует отнести: 1) согласование кандидатур, назначаемых или освобождаемых руководителей региональных представительств фонда в виде страховых образовательных организаций, которые осуществляют оперативное управление средствами государственного образовательного страхования на территории субъекта Российской Федерации; 2) оказание содействия в организации территориальных представительств фонда (страховых образовательных организаций); 3) создание условий для их территориального функционирования, координация их деятельности и др. В принципе роль регионов в управлении государственным образовательным страхованием незначительна. Кроме того, исполнительные органы власти должны вносить страховые взносы за неработающее население.

Из всего вышесказанного можно  сделать следующие выводы:

  • Фонд государственного образовательного страхования обладает централизованной структурой, в которой все решения, связанные со сбором и распределением ресурсов, принимаются на федеральном уровне;
  • Финансовые отношения между различными уровнями государственного образовательного страхования регулируются на основании «зачетного» принципа. Если позитивный баланс возникает на региональном уровне, остаток направляется на федеральный уровень, где он может быть использован для дотации регионов с негативным балансом. Таким образом, вся система основана на солидарности и перераспределении ресурсов между регионами и образовательными учреждениями. Основная задача заключается в том, чтобы устранить региональные различия, которые могут негативно повлиять на застрахованного;
  • Центральные директивы, правила и инструкции, которые ежегодно подготавливаются на центральном уровне, создают основу для всех видов деятельности Фонда государственного образовательного страхования и его региональных представительств (страховых образовательных организаций и их филиалов).

В заключение с учетом рассмотренных выше положений о месте и роли Фонда государственного образовательного страхования в сфере образования можно представить систему управления образованием на основе государственного образовательного страхования, приведенную на рис. 2.

Как следует из рис. 2, центральным  звеном системы государственного образовательного страхования является Фонд государственного образовательного страхования (финансируемый за счет налога на образование, федеральных ассигнований, пожертвований и взносов при добровольном образовательном страховании). Застрахованные лица будут обращаться к вышеуказанному фонду за финансированием для получения образования или проведения научно-исследовательской работы (в магистратурах, аспирантурах и докторантурах) в государственных или муниципальных образовательных учреждениях по программам государственного образовательного страхования. Фонд государственного образовательного страхования в этом случае выступает посредником, во-первых, между государством и гражданином; во-вторых, между государством и образовательным учреждением; в-третьих, между гражданином и образовательным учреждением. Следовательно, государственное образовательное страхование в Российской Федерации проводится Фондом государственного образовательного страхования и его территориальными органами (страховыми образовательными организациями), составляющими единую централизованную систему органов управления средствами государственного образовательного страхования. Фонд, аккумулируя все денежные средства на оплату образования (за счет обязательного и добровольного образовательного страхования), станет единственным органом, владеющим полной и достоверной информацией, часть которой он, в свою очередь, должен будет представлять налоговым органам. Возникновение конфликтной ситуации в сфере образования рассматривается органом страховщика на основании письменного заявления страхователя или застрахованного лица в течение одного месяца со дня получения страховщиком указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением конфликт подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере государственного образовательного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное собрание Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Министерство образования и  науки РФ

Фонд государственного образовательного страхования

Счетная палата

Министерство финансов

ФНС

Центральный банк

Министерство экономического развития

Министерство юстиции

Страховые образовательные организации

Образовательные учреждения


Рис. 2 – система управления сферой образования на основе государственного образовательного страхования.

 

Таким образом, представляется целесообразным:

  • разработать и принять нормативно-правовые акты, регулирующие страховые отношения в сфере образования;
  • разработать и внедрить программу государственного образовательного страхования;
  • разработать действенный механизм практического осуществления норм законодательства, предусматривающих государственное образовательное страхование, реально доступное значительному числу лиц, стремящихся получать образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в России;
  • определить перечень образовательных учреждений, которые будут получать государственный заказ и при каких условиях (по программам обязательного и добровольного страхования). Обучение в этих учебных заведениях осуществлять за счет средств системы государственного образовательного страхования;
  • разработать и ввести систему мероприятий по налоговому стимулированию инвестиций в сферу образования через процесс налогообложения (налог на образование) путем прямого финансирования юридическими лицами учебных заведений и системы обучения сотрудников на рабочем месте (льготы по налогообложению).

 

 

Заключение

 

Предлагаемая система государственного образовательного страхования позволит гражданину реализовать свое право на качественное образование независимо от его имущественного положения. Ведь благодаря новой системе страхования даже платное образование станет для граждан Российской Федерации открытым и доступным. При внедрении государственного образовательного страхования в России для государственных и муниципальных образовательных учреждений предоставляется возможность финансирования своих научно-исследовательских работ в полном объеме, а также предусмотрено их материально-техническое содержание.

Фонд государственного образовательного страхования как центральный орган государственного образовательного страхования в России сможет выступить независимым лицом при проведении рейтинга на востребованность государственного образовательного учреждения. Проблема независимого рейтинга образовательных ресурсов – это проблема объективной оценки деятельности образовательных учреждений. Однако объективная оценка не может быть достигнута ни социальными опросами, ни рекламной информацией. Она может быть только дополнением для объективизации реальных данных (например, о количестве поступивших граждан в то или иное учебное заведение), которыми будет обладать Фонд государственного образовательного страхования. Важным достижением при проведении рейтинга будет рост здоровой конкуренции между образовательными учреждениями. Ведь от занятого в рейтинге места зависит не только финансовое благополучие учебного заведения, но и перспективы его развития.

Итак, государство как носитель политической стабильности и выразитель воли гражданского общества заинтересовано сохранять в своих руках достаточно сильные рычаги влияния на систему образования. Таким рычагом вполне может стать программа государственного образовательного страхования в Российской Федерации. Министерство образования и науки РФ (а по сути, и само государство) через Фонд государственного образовательного страхования будет, с одной стороны, гарантировать и реализовывать права в сфере образования как граждан, так и образовательных учреждений, а с другой – путем закрепления за ними исполнения государственных обязательств будет прививать им чувство финансовой самостоятельности и ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алферов Ю.С. Источники и механизмы финансирования образования за рубежом // Педагогика. 2000. № 8.
  2. Асамбаев Н.Т. Страхование и государственная политика устойчивого развития // Страховое дело. 2002. №3.
  3. Барышев А. Страхование в социально-экономической системе России // Страховое дело. 2008. № 4.
  4. Березин С.М. Социальное страхование в России: проблемы и пути становления // Страховое дело. 2003. №5.
  5. Винницкий Д.В. Проблемы финансирования и налогообложения в системе государственного высшего образования // Финансы. 2003. № 3.
  6. Вифлеемский А. «Реформирование» экономики образования: «сюрпризы» и ожидания // Народное образование. 2006. № 1.
  7. Воронин А. А. К вопросу улучшения финансового положения системы образования // Финансы. 2000. № 7.
  8. Галаган А.И. Финансирование образования: Обзор мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 2.
  9. Павлюченко В.Г. Социальное страхование: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.

 


Информация о работе Организация государственного образовательного страхования