Организация и управление сбытовой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание

Цель работы: исследование организации и управления сбытовой деятельностью на Частном унитарном предприятии «Универсал Бобруйск» «Белорусское общество глухих» и разработка направлений совершенствования организации сбыта на предприятии.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы организации и управления сбытовой деятельностью на предприятии 8
1.1 Содержание организации и управления сбытом продукции на предприятии 8
1.2 Формирование сбытовой деятельности предприятия 14
1.3 Показатели эффективности сбытовой деятельности предприятия 18
2 Анализ организации и управления сбытовой деятельностью на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ организации сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 32
2.3 Анализ эффективности сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 42
3 Пути совершенствования организации сбыта продукции на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 49
3.1 Предложения по совершенствованию системы сбыта продукции и созданию отдела сбыта на предприятии 49
3.2 Построение модели выбора экспортной стратегии ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 59
3.3 Применение информационных технологий для прогнозирования сбыта на предприятии 67
Заключение 73
Список использованных источников 78
Приложение А Структура управления ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 81
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2009 год 82
Приложение В Отчет о прибылях и убытках ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2010 год 84
Приложение Г Отчет о затратах на производство продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2009 год 86
Приложение Д Отчет о затратах на производство продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2010 год 91
Приложение Е SWOT-анализ ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 96
Приложение Ж Результаты расчетов коэффициентов многофакторной модели 97

Работа состоит из  1 файл

Диплом Организация и управление сбытовой деятельностью Общество глухих 14.01 расчет мероприятия 3.2 другой.doc

— 3.40 Мб (Скачать документ)

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Рост расходов на сбыт в 2010 г. был обусловлен ростом расходов на транспортировку продукции (на 134 млн р. или на 60,4 %) и на сырье и материалы (на 107 млн р. или в 2,6 раза), остальные элементы затрат увеличились незначительно: заработная плата — на 5 млн р. или на 9,6 %, расходы на рекламу — на 3 млн р. или на 12,5 %,, расходы по аренде — на 8 млн р. или на 53,3 %.

Более наглядно динамика расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008—2010 годах представлена на рисунке 2.2.2.

 

 

Рисунок 2.2.2 - Динамика расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»

 в 2008—2010 гг., млн р.

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Структура расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008—2010 годах представлена на рисунке 2.2.3.

 

Рисунок 2.2.3 - Структура расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск»

«БелОГ» в 2008—2010 гг., %

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Как видно из рисунка 2.2.3, в 2008—2010 годах в структуре расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» произошли следующие изменения: снизился удельный вес заработной платы — на 0,2 процента, транспортных расходов — на 2,3 процента, сырья и материалов — на 0,7 процента, увеличился удельный вес расходов на рекламу — на 1,9 процента, расходов на аренду — на 1,3 процента за 3 года.

Проанализируем существующую на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» систему распределения продукции. ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» имеет разветвленную развитую систему каналов распределения своей продукции, обусловленную как спецификой производимой продукции, так и многопрофильностью осуществляемой деятельности: запчасти к автомобилям МАЗ и МЗКТ, зеркала, патроны электрические, ТНП (изделия из лозы).

На рисунке  2.2.4 приведена схема каналов распределения продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ». Партнерами ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» являются «Минский автомобильный завод» и «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Бобруйскагромаш», а также ряд предприятий машиностроения России, Украины, Литвы, Латвии и других стран. Растет количество организаций в России, размещающих заказы на изготовление деталей для собственного производства (нулевой канал распределения товара). Крупнейшим партнером ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в Республике Беларусь является оптовое предприятие по продаже запчастей к автомобилям МАЗ и МЗКТ ООО «ПромАвтоЭкспо».

 

Рисунок 2.2.4 – Схема каналов распределения продукции

ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Продукция производственного назначения ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008—2010 гг. распространялась по следующей схеме:

1) поставка комплектующих на сборочный конвейер предприятий производителей;

2) продажа владельцам продукции предприятия (покупатели автотехники), покупающие запчасти ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» для осуществления ремонта;

3) через торгующие организации, являющиеся связующим звеном между предприятием и владельцами продукции предприятия;

4) через индивидуальных предпринимателей, также являющихся связующим звеном между предприятием и владельцами продукции.

При этом каналы распределения предприятия  осуществляют ряд функций:

1) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

2) стимулируют сбыт путем создания  и распространения информации  о товарах;

3) устанавливают контакты с потенциальными  покупателями;

4) приспосабливают товар к требованиям  покупателей;

5) проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

6) организуют товародвижение (транспортировку  и складирование);

7) финансируют движение товаров  по каналу распределения;

8) принимают на себя риски,  связанные с функционированием  канала.

В таблице 2.2.3 приведена динамика реализации продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» через различные каналы сбыта.

 

Таблица 2.2.3 - Динамика реализации продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» через каналы сбыта в 2008—2010 гг., млн р.

Наименование канала сбыта

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение,

млн р.

Темп роста, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Прямые поставки на основе заказа

15529

10939

18397

-4590

7458

70,4

168,2

Дилеры и оптовые  фирмы

3302

2162

3599

-1140

1437

65,5

166,5

Предприятия розничной  торговли

1756

891

1067

-865

176

50,7

119,8

Фирменный магазин (г. Бобруйск)

313

327

351

14

24

104,5

107,3

Всего

20900

14319

23414

-6581

9095

68,5

163,5


Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Анализируя данные таблицы  2.2.3, можно сделать следующие выводы. Объемы прямых поставок продукции предприятия в 2008 г. составили 15529 млн р., а в 2009 г. — 10939 млн р., на лицо существенное снижение — на 4590 млн р. или на 29,6 %, а в 2010 г. объемы прямых поставок существенно возросли и составили 18397 млн р., темп роста 168,2 %.

Дилерам и оптовым фирмам ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008 г. реализовало продукции на сумму 3302 млн р., в 2009 г. — 2162 млн р., что на 1140 млн р. меньше, чем в 2008 г., а в 2010 г. — на 1437 млн р. или на 66,5 % больше, чем в 2009 г.

Предприятия розничной торговли в 2008 г. приобрели продукции предприятия  на сумму 1756 млн р., в 2009 г. — 891 млн р., что существенно меньше уровня 2008 г. (на 865 млн р. или на 49,3 %), в 2010 г. — на сумму 1067 млн р., что больше уровня 2009 г. на 176 млн р. или 19,8 %.

Через фирменный магазин (г. Бобруйск) ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008 г. реализовало продукции на сумму 313 млн р., в 2009 г. — 327 млн р. (темп роста 104,5 %), а в 2010 г. — 351 млн р. (темп роста 107,3 % к уровню 2009 г.).

Таким образом, в 2009 г. наблюдалось  снижение объемов реализации продукции практически через все каналы сбыта (кроме реализации продукции через фирменный магазин предприятия, расположенный в г. Бобруйске), а в 2010 г. — наоборот — существенный рост, а темпы роста объемов реализации продукции через фирменный магазин возросли несущественно.

На рисунке 2.2.5 представлена структура реализации продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в разрезе каналов сбыта в 2008—2010 гг.

 

Рисунок 2.2.5 – Структура реализации продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в разрезе каналов сбыта в 2008—2010 гг.

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Наибольший удельный вес в общем объеме реализации принадлежит поставкам продукции предприятия на договорной основе (74—79 %). Значительная доля принадлежит также дилерам и оптовым фирмам (15—16 %).

ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»  использует различные каналы товародвижения. Из них каналы нулевого уровня и  одноуровневые каналы распределения  являются наиболее распространенными, т.к. продукция предприятия является преимущественно продукцией промышленного назначения. При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы). Использование многоуровневых каналов распределения приносит предприятию определенные выгоды: экономию финансовых средств на распространение продукции; возможность вложения сэкономленных средств в основное производство; высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков; сокращение объема работ по распределению продукции.

Таким образом, к основным недостаткам организации сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» следует отнести: отсутствие квалифицированных специалистов по сбыту продукции; недостаточная численность специалистов по сбыту продукции; отсутствие четких должностных обязанностей специалистов в области сбыта; спонтанный характер сбытовой деятельности специалистов бюро сбыта предприятия. Но основной недостаток — это смешение функций снабжения и сбыта на предприятии и отсутствие самостоятельного отдела сбыта как такового, ведь сбытовая деятельность — это деятельность, не имеющая ничего общего с материально-техническим снабжением.

В современных условиях хозяйствования ориентация на рынок и производство только востребованной рынком продукции  является залогом эффективного и  долговечного функционирования предприятия.

 

2.3 Анализ эффективности сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»

 

 

Предприятие поставляет продукцию  во многие страны ближнего и дальнего зарубежья: Россия, Украина, Эстония, Латвия, Литва. Основной продукцией поставляемой на экспорт являются автомобильные запчасти (шланги, зеркала, электропатроны и др.).

Анализ объемов реализованной  продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» по рынкам сбыта за 2008—2010 гг. представлен в таблице 2.3.1.

 

Таблица 2.3.1 - Динамика реализованной продукции по рынкам сбыта ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2008—2010 гг., млн р.

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение (+,-)

Темп роста, %

2009 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

2009 г./ 2008 г.

2010 г./ 2009 г.

Республика Беларусь

18935

12701

21166

-6234

8465

67,1

166,6

Российская Федерация

1400

1174

1428

-226

254

83,9

121,6

Украина

460

358

702

-102

344

77,8

196,1

Прибалтика

105

86

117

-19

31

81,9

136,0

Всего

20900

14319

23413

-6581

9094

68,5

163,5


Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Согласно данным таблицы 2.3.1, в 2008 г. ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» реализовало продукции на общую сумму 20900 млн р., в 2009 г. — на сумму 14319 млн р., что существенно меньше уровня 2008 г., то есть меньше на 6581 млн р. или на 31,5 %, а в 2010 г. объемы реализации продукции на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» существенно возросли — на 9094 млн р. или на 63,5 % и составили за 2010 г. — 23413 млн р.

Снижение объемов реализации продукции  в 2009 г. произошло на всех рынках сбыта  предприятия. Так в Республике Беларусь в 2008 г. ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» реализовало продукции на общую сумму 18935 млн р., в 2009 г. — 12701 млн р., что ниже уровня 2008 г. на 6234 млн р. или на 32,9 %.

В Российскую Федерацию в 2008 г. ЧУП  «Универсал Бобруйск» «БелОГ» реализовало продукции на общую сумму 1400 млн р., в 2009 г. — 1174 млн р., что ниже уровня 2008 г. на 226 млн р. или на 16,1 %. В Украину в 2008 г. ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» реализовало продукции на общую сумму 460 млн р., в 2009 г. — 358 млн р., что ниже уровня 2008 г. на 102 млн р. или на 22,2 %. В Прибалтику в 2008 г. ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» реализовало продукции на общую сумму 105 млн р., в 2009 г. — 86 млн р., что ниже уровня 2008 г. на 19 млн р. или на 18,1 %.

В 2010 г. увеличение объемов реализации продукции произошло на всех рынках сбыта предприятия, причем в Республике Беларусь ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» реализовало продукции на сумму 21166 млн р., что выше уровня 2009 г. на 8465 млн р. или на 66,6 %, в Российскую Федерацию — на сумму 1428 млн р., что выше уровня 2009 г. на 254 млн р. или на 21,6 %, в Украину — на сумму 702 млн р., что выше уровня 2009 г. на 344 млн р. или на 96,1 %, в Прибалтику — на сумму 117 млн р., что выше уровня 2009 г. на 31 млн р. или на 36 %.

Более наглядно динамика реализованной  продукции по рынкам сбыта ЧУП  «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2008—2010 гг. представлена на рисунке 2.3.1.

 

 

Рисунок 2.3.1 – Динамика реализованной продукции по рынкам сбыта ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2008—2010 гг., млн р.

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Удельный вес реализованной  продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» по рынкам сбыта в 2008—2010 гг. представлен в таблице 2.3.2.

 

Таблица 2.3.2 - Удельный вес реализованной продукции по рынкам сбыта ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008—2010 гг., %

Наименование 

показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изменение (+,-)

2009 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

Республика Беларусь

90,6

88,7

90,4

-1,9

1,7

Российская Федерация

6,7

8,2

6,1

1,5

-2,1

Украина

2,2

2,5

3,0

0,2

0,5

Прибалтика

0,5

0,6

0,5

0,1

-0,1

Всего

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

Информация о работе Организация и управление сбытовой деятельностью