Организация и управление сбытовой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание

Цель работы: исследование организации и управления сбытовой деятельностью на Частном унитарном предприятии «Универсал Бобруйск» «Белорусское общество глухих» и разработка направлений совершенствования организации сбыта на предприятии.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы организации и управления сбытовой деятельностью на предприятии 8
1.1 Содержание организации и управления сбытом продукции на предприятии 8
1.2 Формирование сбытовой деятельности предприятия 14
1.3 Показатели эффективности сбытовой деятельности предприятия 18
2 Анализ организации и управления сбытовой деятельностью на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ организации сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 32
2.3 Анализ эффективности сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 42
3 Пути совершенствования организации сбыта продукции на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 49
3.1 Предложения по совершенствованию системы сбыта продукции и созданию отдела сбыта на предприятии 49
3.2 Построение модели выбора экспортной стратегии ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 59
3.3 Применение информационных технологий для прогнозирования сбыта на предприятии 67
Заключение 73
Список использованных источников 78
Приложение А Структура управления ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 81
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2009 год 82
Приложение В Отчет о прибылях и убытках ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2010 год 84
Приложение Г Отчет о затратах на производство продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2009 год 86
Приложение Д Отчет о затратах на производство продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2010 год 91
Приложение Е SWOT-анализ ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 96
Приложение Ж Результаты расчетов коэффициентов многофакторной модели 97

Работа состоит из  1 файл

Диплом Организация и управление сбытовой деятельностью Общество глухих 14.01 расчет мероприятия 3.2 другой.doc

— 3.40 Мб (Скачать документ)

По поставке резинотехнических  материалов и полимеров заключены договора с Белорусскими предприятиями — г. Бобруйск ОАО «Беларусьрезинотехника», ООО «Полимерторг» г. Минск.

По поставке химической продукции  заключены договора ОАО «Белхим», Гомельхимторг, «Белхимсервис», УП «Совтоп», ОАО «ГродноАзот», БРУП «Гидролизный завод». По поставке ГСМ заключены договора с РУП «Могилевнефтепродукт» (Бобруйский филиал), ОАО «НАФТАН» НОВОПОЛОЦК, СП ЗАО «Славнефть-Старт»

На данном этапе функционирования предприятия основной проблемой  ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»  является приобретение нового производительного оборудования, приобретение качественного сырья и материалов, а так же внедрение в производство новых достижений науки и техники, поиск и освоение новых рынков сбыта выпускаемой продукции.

SWOT-анализ слабых и сильных сторон ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» представлен в таблице Е.1 приложения Е, согласно которой сильными внутренними сторонами ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» являются: высокое качество продукции предприятия, широкие возможности предприятия по расширению производства и наличие налаженной сбытовой сети. Слабыми внутренними сторонами ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» являются: низкий уровень технологий на предприятии и отрицательно сказывающиеся на финансовом положении предприятия долгосрочные контракты с отсрочкой платежа. Для реализации имеющихся возможностей ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» необходимо:

- расширить сбыт,

- расширить ассортимент,

- поддерживать качество продукции на должном уровне,

- внедрить технологию, которая позволит производить более качественную продукцию по более низкой цене,

- применять ресурсо- и энерго- сберегающие технологии.

 

2.2 Анализ  организации сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»

 

 

Отдел сбыта на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» отсутствует. Сбытовые функции на предприятии возложены на бюро сбыта, которое входит в состав отдела материально-технического снабжения и сбыта.

Схема организации и управления сбытом на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» приведена на рисунке 2.2.1 (общая структура управления ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» представлена в Приложении А).

 

Рисунок 2.2.1 – Схема организации и управления сбытом

на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»

Примечание – Источник: данные предприятия.

 

Как видно из рисунка 2.2.1, бюро сбыта в своей деятельности непосредственно подчиняется начальнику отдела материально-технического снабжения и сбыта, который в свою очередь подчиняется непосредственно директору предприятия. Штат бюро сбыта насчитывает 4 человека: начальник бюро сбыта, ведущий экономист бюро сбыта, экономист 2 категории и оператор по обработке отгрузочной документации.

Очевидно, что данная организационная  структура относится к функциональной. В этом случае специалисты по сбыту  руководят разными видами (функциями) сбытовой деятельности. Они подчиняются начальнику бюро сбыта, который координирует их работу.

Основным достоинством функциональной организации является простота управления. С другой стороны, по мере роста товарного  ассортимента и рынков сбыта, эта схема все больше и больше теряет свою эффективность.

Отдел материально-технического снабжения и сбыта на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» функционирует на основании Положения «Об отделе материально-технического снабжения и сбыта». Положение содержит общие положения, функции отдела, права, обязанности и ответственность работников отдела.

В своей деятельности бюро сбыта  на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»  руководствуется:

- законодательными и нормативными  правовыми актами Республики  Беларусь, приказами, постановлениями и распоряжениями вышестоящих организаций в части, касающейся сбытовой деятельности;

- нормативными, методическими и  другими руководящими материалами  в части, касающейся сбытовой  деятельности;

- организационно-распорядительной  документацией по предприятию, касающейся деятельности бюро сбыта; положением об ОМТСиС;

- целями и Политикой в области  качества ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»;

- правилами внутреннего трудового  распорядка и графиками работы, положением о внутриобъектовом  и пропускном режиме предприятия;

- правилами и нормами охраны  труда и противопожарной защиты;

- положением о материальной  ответственности рабочих и служащих  за материальный ущерб, причинённый  нанимателю.

Основными задачами бюро сбыта  на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» являются:

1) реализация стратегии сбыта  продукции на рынках;

2) формирование и развитие сбытовой  сети;

3) подготовка и заключение договоров  на реализацию продукции;

4) планирование поставок продукции  в соответствии с заключенными  до-говорами;

5) выполнение планов поставок в сроки и объёме в соответствии с заклю-ченными договорами;

6) учёт отгруженной продукции;

7) обеспечение соблюдения нормативов  остатков готовой продукции;

8) обеспечение внутреннего рынка  товарами народного потребления;

9) формирование плана продаж, анализ его выполнения;

10) приём, учёт, хранение и отгрузка  готовой продукции.

Наряду с обязанностями у  бюро сбыта отдела МТСиС существуют следующие права:

1) требовать от структурных подразделений предприятия предоставления материалов (сведений, планов, расчетов цен), необходимых для осуществления работ, входящих в компетенцию бюро сбыта;

2) вносить предложения по корректировке планов производства и сбыта продукции;

3) вносить предложения по разработке и организации производства новых видов продукции, модернизации, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

4) привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также работников предприятия для проведения исследований по изучению конъюнктуры рынка, потребностей в продукции и платежеспособного спроса;

5) требовать необходимого материально-технического обеспечения для нормальной деятельности;

6) вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию ОМТСиС.

Бюро сбыта в своей деятельности постоянно взаимодействует с другими структурными подразделениями предприятия, а именно с подготовительно-производственным отделом (ППО), планово-экономическим отделом (ПЭО), бухгалтерией, бюро материально-технического снабжения и отделом кадров.

Порядок взаимодействия между данными подразделениями представлен в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 - Взаимодействие подразделений предприятия в области сбытовой деятельности с бюро сбыта ОМТСиС

Структурные подразделения

Получаемая информация

Предоставляемая информация

Подготовительно-производственный отдел

Сведения о выпуске  новой продукции и снятии с производства экономически невыгодной продукции

-

Планово-экономический  отдел

Годовые, квартальные  и месячные планы производства продукции, оптовые цены на выпускаемую продукцию, изменения цен, проекты цен на новую продукцию, расчеты и калькуляции

Сведения об уровне цен  на продукцию предприятия

Бухгалтерия

Бухгалтерские данные о  движении, реализации и остатках готовой  продукции за отчетный период, сведения о командировочных расходах, расчетные листы по заработной плате

Документы для балансового  отчета, документы по командировкам, копии контрактов, акты сверки, документы  для подтверж-дения ставки НДС

Бюро материально-технического снабжения

Сведения о размерах тарифов по экспорту продукции, документы на закупаемое сырье и материалы, планы закупок сырья

Заявки на основную и  дополнительную плату перевозки, финансовый план по отделу и др.

Отдел кадров

Рекомендации по подбору  и расстановке кадров, планы по подготовке и повышению квалификации специалистов

Заявки на потребность в кадрах, заявки на повышение квалификации работников предприятия


Примечание – Источник: данные предприятия.

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на бюро сбыта задач и функций несет начальник бюро сбыта, степень ответственности других работников бюро устанавливается должностными инструкциями.

Бюро сбыта формулирует задачи, методы и средства по удовлетворению требований и ожиданий потребителей. Успех ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» зависит от понимания и удовлетворения текущих и будущих требований и ожиданий нынешних и потенциальных потребителей, а также от понимания и учета потребностей и ожиданий других заинтересованных сторон.

В соответствии с основными задачами, поставленными перед отделом сбыта, на него возлагаются следующие функции:

1) определение каналов товародвижения (прямых или косвенных), оценка потребителей и их потребностей в продукции предприятия;

2) участие в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, в проведении исследований по изучению спроса на продукцию организации, перспектив развития рынков сбыта;

3) подготовка и заключение договоров на поставку продукции потребителям;

4) согласование условий поставок (частота доставок, скорость, стабильность, система принятия малых заказов, координация ассортимента и т.д.);

5) составление планов поставок и их увязка с планами производства с целью обеспечения сдачи готовой продукции производственными подразделениями в сроки, по номенклатуре, комплектности и качеству в соответствии с заказами и заключенными договорами;

6) принятие мер по выполнению плана реализации продукции, своевременному получению нарядов, спецификаций и других документов на поставку;

7) контроль за выполнением подразделениями предприятия заказов, договорных обязательств, состоянием запасов готовой продукции на складах;

8) прием готовой продукции от производственных подразделений на склады;

9) организация рационального хранения, учета и подготовки продукции к отправке потребителям;

10) определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для отгрузки продукции;

11) разработка и внедрение стандартов организации по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции;

12) разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, сокращению транспортных затрат, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций;

13) участие в организации выставок, ярмарок, выставок-продаж и других мероприятиях, способствующих сбыту продукции;

14) организация оптовой торговли;

15) участие в работе по совершенствованию качества продукции предприятия;

16) принятие мер по обеспечению своевременного поступления денежных средств за реализованную продукцию;

17) участие в рассмотрении поступающих в организацию претензий потребителей и подготовке ответов на предъявленные иски, а также претензий потребителям при нарушении ими условий договоров;

18) учет выполнения заказов и договоров, отгрузки и остатков нереализованной готовой продукции;

19) своевременное оформление сбытовой документации;

20) составление предусмотренной отчетности по сбыту (поставкам), о выполнении плана реализации;

21) координация деятельности склада готовой продукции;

22) создание и поддержание в рабочем состоянии информационной базы данных бюро сбыта, содержащих сведения о покупателях продукции, а также о конкурентах, производящих аналогичную продукцию, и пр.

Основные недостатки организации сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» заключаются в следующем:

- отсутствие квалифицированных  специалистов по сбыту продукции;

- недостаточная численность специалистов  по сбыту продукции;

- отсутствие четких должностных обязанностей специалистов в области сбыта;

- спонтанный характер сбытовой деятельности специалистов бюро сбыта предприятия.

Но основной недостаток — это смешение функций снабжения и сбыта на предприятии и отсутствие самостоятельного отдела сбыта как такового, ведь сбытовая деятельность — это деятельность, не имеющая ничего общего с материально-техническим снабжением. В современных условиях хозяйствования ориентация на рынок и производство только востребованной рынком продукции является залогом эффективного и долговечного функционирования предприятия.

Проведем анализ расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2008—2010 годы согласно данных таблицы 2.2.2.

Расходы на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» в 2008 году составили 524 млн р., в 2009 году — 382 млн р., то есть снизились на 142 млн р. или на 27,1 % по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году составили 639 млн р., то есть увеличились на 257 млн р. или на 67,3 %.

Снижение расходов на сбыт в 2009 г. было обусловлено в основном экономией расходов на транспортировку продукции (на 82 млн р. или на 27 %) и на сырье и материалы (на 79 млн р. или на 53,4 %), остальные элементы затрат увеличились (расходы по заработной плате — на 4 млн р. или на 8,3 %, расходы на рекламу — на 12 млн р. или в 2 раза, расходы по аренде — на 3 млн р. или на 25 %).

Таблица 2.2.2 – Динамика расходов на сбыт ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2008—2010 годы, млн р.

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Изм., млн р.

Темп роста, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Расходы на сбыт,

в том числе:

524

382

639

-142

257

72,9

167,3

заработная плата

48

52

57

4

5

108,3

109,6

реклама

12

24

27

12

3

200,0

112,5

транспортировка

304

222

356

-82

134

73,0

160,4

арендная плата

12

15

23

3

8

125,0

153,3

сырье и материалы

148

69

176

-79

107

46,6

255,1

Информация о работе Организация и управление сбытовой деятельностью