Основные направления реализации социальной политики

Автор работы: d***************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение организации социальной политики в Республике Беларусь. Можно сформировать следующие задачи:
изучение теоретических основ организации социальной политики и выделение основных видов социальной защиты населения;
изучения организации социальной политики в Республике Беларусь и выделение основных проблем на современном этапе развития;
рассмотрение направлений решения проблем в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Социальная политика цели, функции¸ принципы
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства…...6
1.2 Функции и методы социальной политики..........................................11
1.3 Основные направления социальной политики……………………..22
Основные направления реализации социальной политики
2.1 Социальная политика белорусского государства…………………..23
2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26
Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь…………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41
Список использованных источников………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства к расп.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….5

  1. Социальная политика цели, функции¸ принципы

     1.1 Происхождение и сущность социальной  политики государства…...6

     1.2 Функции и методы социальной  политики..........................................11

     1.3 Основные направления социальной политики……………………..22

  1. Основные направления реализации социальной политики

     2.1 Социальная политика белорусского  государства…………………..23

     2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26

  1. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь…………………………..33

Заключение………………………………………………………………...39

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41

Список  использованных источников………………………..43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Социальная  сфера - состоит из специфических  социальных интересов, социальных отношений  в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

     Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

     Наличие системы социальной защиты населения  характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности. Эти обстоятельства моногоаспектны. С одной стороны, они связаны: а) с полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

     б) с потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера.

     С другой стороны, они порождены изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.).

     С третьей стороны, необходимость в социальной защите может быть вызвана неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера.

      Цель  данной курсовой работы – изучение организации социальной политики в Республике Беларусь. Можно сформировать следующие задачи:

  1. изучение теоретических основ организации социальной политики и выделение основных видов социальной защиты населения;
  2. изучения организации социальной политики в Республике Беларусь и выделение основных проблем на современном этапе развития;
  3. рассмотрение направлений решения проблем в реализации социальной политики Республики Беларусь.

      Объектом  исследования данной курсовой работы являются формы организации социальной политики в Республике Беларусь. Предметом - социальная политика Беларуси на современном этапе. 
 
 
 

1 Социальная политика, цели, функции, принципы 

1.1 Происхождение и  сущность социальной  политики государства 

     Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного  воздействия на социальную сферу  жизнедеятельности людей с целью  ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием.

     Уяснив  данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным - потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями.

     Социальная  политика оказывает воздействия  на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства.

     Условием, при котором это вмешательство  становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

     Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда.

     Замечено, в рамках социально-экономической  школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве.

     В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов  между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи.

     Данные  группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей  не требовали всеобщей защиты со стороны  государства и осуществлялись в  основном на местном уровне.

     Социальная  защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает носить общественный характер.[6, с.120] Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека.

     Для того, чтобы государство было в  состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении.

     Социальная  сфера при этом предстает перед  нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

     Социальные  права граждан - это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права - это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было.

     Социальные  права - это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

     Социальные  гарантии - это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии - это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. [11, с.90] Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства.

     Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота - это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость - это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью.

     С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство.

     Поэтому в различных странах верхний  и нижний пределы нуждаемости  различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства.

     Нуждаемость - это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

     Экономические ограничения подразделяются на ограничения  материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым - устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. [8, с.78]

Информация о работе Основные направления реализации социальной политики