Основные направления реализации социальной политики

Автор работы: d***************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение организации социальной политики в Республике Беларусь. Можно сформировать следующие задачи:
изучение теоретических основ организации социальной политики и выделение основных видов социальной защиты населения;
изучения организации социальной политики в Республике Беларусь и выделение основных проблем на современном этапе развития;
рассмотрение направлений решения проблем в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Социальная политика цели, функции¸ принципы
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства…...6
1.2 Функции и методы социальной политики..........................................11
1.3 Основные направления социальной политики……………………..22
Основные направления реализации социальной политики
2.1 Социальная политика белорусского государства…………………..23
2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26
Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь…………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41
Список использованных источников………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства к расп.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     Инструментарий  социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания и изменения структуры рабочих мест.

     Наряду  с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев). 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные направления  реализации социальной  политики 

2.1 Социальная политика  белорусского государства 

     Для Беларуси государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.

     Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения». На данный момент в РБ зарегистрировано 37,3 тыс. безработных, из них 17,4 тыс. человек получают пособие по безработице. [см. приложение.] 

     Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую  часть населения республики. В республике на конец 2008 года проживало 2593 тыс. пенсионеров. Из них по возрасту – 1935 тыс., по инвалидности – 288 тыс. и 52 тыс. пенсионеров получающих социальную пенсию. [см. приложение.] Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Позитивная динамика наблюдается и в реальном содержании пенсии. Средний размер пенсии  на конец 2008 года составил 390 тыс. рублей. [см. приложение.] 

     Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа «Дети Беларуси», в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания. В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми. Так с 1-го февраля 2009 года среднемесячный размер пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 199 тыс. рублей. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 75 тыс. рублей.  [см. приложение.]  

     Здоровье  нации является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Благодаря социально-политической стабильности в стране, сохранению лучших традиций в области охраны здоровья, Республика Беларусь по таким показателям здоровья населения, как младенческая и материнская смертность, темпам снижения продолжительности жизни, уровню инфекционной заболеваемости выгодно отличается от всех республик бывшего СССР.

     Важной  социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

     Ущерб, нанесенный Республике Беларусь в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 миллиардов долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. 
Две трети всех выброшенных из поврежденного реактора ЧАЭС радионуклидов выпало на нашу территорию. Загрязнению подверглось более 25% сельскохозяйственных угодий, из которых 265 тыс. гектаров полностью исключены из сельскохозяйственного оборота. От последствий аварии пострадал каждый пятый житель республики, в том числе более полумиллиона детей. Из загрязненных районов было отселено 135 тыс. человек.

     Катастрофа  на Чернобыльской АЭС негативно отразилась на состоянии здоровья населения. По данным специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ежегодно у переселенцев, ликвидаторов и людей, живущих на загрязненных территориях, отмечается высокий рост заболеваемости по всем классам болезней. Бесспорным является воздействие чернобыльской катастрофы на рост заболеваемости раком щитовидной железы. Среднегодовая заболеваемость раком щитовидной железы у детей возросла приблизительно в 50 раз.

     Сейчас  Беларусь вступает в период отдаленных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Диапазон проблем, которые поставила чернобыльская катастрофа перед государством, очень широк. Все они носят долгосрочный характер и еще многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их решению подключены практически все научные учреждения и высшие учебные заведения республики, которые имеют соответствующих специалистов и материально-техническое обеспечение.

     За  прошедшие после бедствия два  десятилетия в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. [1, с.132]

     Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. В результате уровень грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 6,7% ВВП, или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой и в 1,5 раза выше среднемирового уровня. 

     От  уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Система образования играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны. По показателям, учитываемым ООН при расчете индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам-лидерам и значительно опережает Канаду, Польшу, Италию по количеству патентов на душу населения; Польшу, США, Великобританию, Германию, Норвегию – по численности студентов вузов, обучающихся по естественно-научным и техническим специальностям. [14, с.74]

     В основе государственной политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, начиная со второй половины девяностых годов лежат принципы:

  • обеспечения равного доступа к образованию;
  • реализации социальной справедливости в получении образования;
  • повышения качества образования.

     Важным шагом в реализации принципа доступности образования является обеспечение массового охвата детей дошкольным образованием. Значительно увеличилась сеть учебных заведений нового типа, которые обеспечивают получение образования углубленного уровня. Идет переход к обязательному изучению иностранных языков в начальной школе. Высочайшими темпами развивается высшая школа в республике.

     Огромное  значение уделяется обеспечению  прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Издан первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, первые учебники получили дети с тяжелой умственной недостаточностью.

     Реализация  мероприятий по развитию образования позволит к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века. 

2.2 Государственная  социальная поддержка 

     Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

     Социальная  поддержка отдельных категорий  населения: одиноких и одиноко проживающих  пожилых людей, инвалидов, ветеранов  осуществляется также путем реализации государственных социальных программ:  
-Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года;

-Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы;  
-Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы;

-Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 – 2010 годы.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» наиболее нуждающимся, малообеспеченным семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.

     Совершенствуется  система социального обслуживания населения – один из ведущих и  динамично развивающихся компонентов  социальной сферы. В соответствии с  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в республике повсеместно внедрена система социальных стандартов по обслуживанию населения, которая охватывает всю социальную сферу и включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания. Нормативом государственного социального стандарта в области социального обслуживания является обеспеченность населения центрами социального обслуживания населения – один центр на административный район. Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан и семей, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.

     На  учете центрах состоит 1533,9 тыс. граждан, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации. Отделениями социальной помощи на дому обслуживается 79 тыс. пожилых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в уходе. Такой вид обслуживания позволяет таким людям максимально долго оставаться в привычной обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут исчерпаны – поселяться в дома-интернаты.

     С целью перевода социального стандарта  в области социального обслуживания населения на более высокий качественный уровень планомерно развивается структура территориальных центров социального обслуживания населения. За 2008 год в целом число структурных подразделений центров увеличилось с 656 до 710. В среднем на один центр приходится 4 – 5 подразделений. [7, с.92]

     Оптимизированы  формы социального обслуживания. Путем создания в центрах отделений  дневного пребывания для инвалидов, реабилитационно-трудовых мастерских, кружков по интересам обеспечивается преемственность перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН. На сегодняшний день функционируют 78 таких отделений и 51 мастерская.

Информация о работе Основные направления реализации социальной политики