Основные направления реализации социальной политики

Автор работы: d***************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение организации социальной политики в Республике Беларусь. Можно сформировать следующие задачи:
изучение теоретических основ организации социальной политики и выделение основных видов социальной защиты населения;
изучения организации социальной политики в Республике Беларусь и выделение основных проблем на современном этапе развития;
рассмотрение направлений решения проблем в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Социальная политика цели, функции¸ принципы
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства…...6
1.2 Функции и методы социальной политики..........................................11
1.3 Основные направления социальной политики……………………..22
Основные направления реализации социальной политики
2.1 Социальная политика белорусского государства…………………..23
2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26
Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь…………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41
Список использованных источников………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства к расп.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     В республике сохраняется солидарный характер социальной защиты, основанной на распределительном принципе. Одновременно новый порядок учета усиливает зависимость размера назначаемой пенсии от вклада каждого работающего на протяжении его трудового стажа.

     Появление накопительной компоненты в системе  пенсионного обеспечения снимает ограничения с максимального размера пенсий. Он обусловлен количеством средств, откладываемых будущими пенсионерами. В новых условиях прекращается финансирование льгот, ранее предоставлявшихся определенным категориям граждан за счет других членов общества. Профессиональные льготы должны оплачиваться соответствующими профессиональными пенсионными фондами, формируемыми в основном из средств работодателей. Это должно послужить побуждающим мотивом к обновлению производства, внедрению новых технологий, оздоровить условия труда, поскольку вредное производство — одна из причин назначения досрочных пенсий.

     Создание  накопительной системы позволит значительно увеличить столь необходимый для государства объем инвестиционных ресурсов. Подсчитано, что при обязательном отчислении в накопительную государственную систему 1 % фонда заработной платы сумма взносов в течение первых лет превысит 100 млн. дол. США, а в течение десятилетий — 1 млрд. дол.

     Гарантией сохранения и эффективного использования  накопительных пенсионных средств должны служить: совершенная система государственного управления, регулирования и контроля за формированием и использованием этих средств; выпуск различных государственных ценных бумаг, ориентированных под пенсионные накопления; совершенное законодательство по инвестированию пенсионных средств и стимулированию работодателей и граждан к осуществлению пенсионных сбережений.

     Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа «Дети Беларуси», в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.

     Национальная  политика развития отрасли нашла  свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права человека, высокая эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.

     Республика  Беларусь пока не готова к переходу на обязательное медицинское страхование. В 2002 г. Министерством здравоохранения и правительством страны был утвержден расширенный перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться государственными лечебными учреждениями на платной основе. Он не затрагивает интересы детей, пенсионеров, инвалидов и других незащищенных слоев населения. Рынок добровольных медицинских услуг в Беларуси не насыщен предложениями и в основном ограничивается страхованием от болезней и несчастных случаев на время поездки за границу, а также обязательным медицинским страхованием иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), временно пребывающих в Республике Беларусь.

     В республике также принята Концепция  санаторно-курортной помощи, основными  целями которой являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение  качества жизни белорусского народа.

     Ключевым  звеном в решении задачи всемерного улучшения здоровья нации, оказания медицинской помощи и профилактики болезней является лекарственное обеспечение  отрасли. Государственная программа  развития фармацевтической промышленности республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств. 
Стратегия развития материально-технической базы здравоохранения определена в Государственной программе укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения республики на 2006-2010 годы, в соответствии с которой отрасль получит более шестидесяти новых либо реконструированных объектов здравоохранения.

     В стране реализуются Государственная  программа «Здоровье народа», Государственные научно-технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь и др.

     Важной  социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации  и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

     За  прошедшие годы в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Программа предусматривает концентрацию усилий на решении следующих приоритетных проблем: совершенствование системы медицинской помощи пострадавшему населению, особенно ликвидаторам и детям; обеспечение необходимых мер по социальной защите пострадавших граждан; благоустройство загрязненных населенных пунктов Брестской, Гомельской и Могилевской областей и, в первую очередь, на территории с плотностью радиоактивного загрязнения 185 кБк/кв.м и выше.

     Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой  Беларусь курса на создание социального  государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Система образования играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны. Значительно увеличилась сеть учебных заведений нового типа, которые обеспечивают получение образования углубленного уровня. Идет переход к обязательному изучению иностранных языков в начальной школе. В 2007/2008 учебном году 38% учащихся начальной школы изучали иностранный язык. Высочайшими темпами развивается высшая школа в республике. Контингент студентов вырос с 173,8 тыс. человек в 2004 году до 301,8 тыс. человек в 2008 году (рост 174%) и составляет 302 студента на 10 тыс. населения, что сопоставимо с показателями развитых стран Европы. Прошел процесс перехода к 11-летнему полному среднему образованию, что создаст предпосылки к осуществлению перехода высшей школы к четырехлетнему сроку обучения на базе 11-летней школы. Этот процесс соответствует принципам перехода к 2008-2010 гг. европейской высшей школы к 4-летнему высшему образованию.

     Огромное  значение уделяется обеспечению  прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. На сегодняшний день в стране функционирует 95 таких центров. Издан первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, первые учебники получили дети с тяжелой умственной недостаточностью. Правильность государственной политики в области реформирования системы образования, направленной на повышение эффективности образования, подтверждается и тем, что, по данным последнего отчета ООН о человеческом развитии, Республика Беларусь в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала переместилась с 57-го на 53-е место, продолжая удерживать лидерство среди стран СНГ.

     Реализация  мероприятий по развитию образования позволит к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Анализируя  вышеизложенную информацию по теме работы, можно сделать следующие выводы:

     Социальная  сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

     Экономика социальной сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг.

     Структура социальной сферы – это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей. Только с социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, ЖКХ.

     Правовая  база, регулирующая социальные отношения, имеет «трехслойную» структуру. Сегодня правовое регулирование социальной сферы в Республике Беларусь осуществляется огромным массивом нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РБ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.

     В настоящее время в Республике Беларусь организация управления социальной сферой осуществляется по нескольким формам:

      1. система социального страхования  в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости. С 1999 по 2002 г. функционировал внебюджетный Фонд социальной защиты молодежи.

      2. пенсионного обеспечения ориентировано  на персональный характер социального страхования. Оно направлено на усиление взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, достижение полной достоверности сведений о стаже и заработках граждан, создание предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов, повышение заинтересованности в их уплате, упрощение и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий в республике. Все мероприятия регламентированы Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», который вступил в силу 01.01.2003 г.

     Республика  Беларусь пока не готова к переходу на обязательное медицинское страхование. В 2002 г. Министерством здравоохранения и правительством страны был утвержден расширенный перечень медицинских услуг, которые могут предоставляться государственными лечебными учреждениями на платной основе. Он не затрагивает интересы детей, пенсионеров, инвалидов и других незащищенных слоев населения. Рынок добровольных медицинских услуг в Беларуси не насыщен предложениями и в основном ограничивается страхованием от болезней и несчастных случаев на время поездки за границу, а также обязательным медицинским страхованием иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), временно пребывающих в Республике Беларусь.

     Совершенствование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь ориентировано на персональный характер социального страхования. Оно направлено на усиление взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, достижение полной достоверности сведений о стаже и заработках граждан, создание предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов, повышение заинтересованности в их уплате, упрощение и ускорение процедуры назначения пенсий и пособий в республике. Все мероприятия регламентированы Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования», который вступил в силу 01.01.2003 г.

     Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения  в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа "Дети Беларуси", в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.

     Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Реализация мероприятий по развитию образования позволит к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века. 
 

Приложение

Таблица 1

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата  работников по отраслям экономики (тысяч рублей)

Периоды Всего Отрасли
    промышленность с/х хоз-во строительство транспорт связь образование
2000 58,9 70,9 36,8 74,7 63,9 68 44,9
2001 123 143,1 78,2 151,1 132,8 143,3 101,5
2002 189,2 212,4 113,1 228,6 213,4 217,4 163,7
2003 250,7 276,7 139,6 310,9 283,3 294,3 215,2
2004 347,5 375,7 201,5 432 389,5 408,5 291,3
2005 463,7 490,7 286,3 561,2 518,8 543 399,4
2006 582,2 617,4 364,3 707,7 661,6 651,4 492
2007 694 745,6 429,6 856,9 767,2 782,8 548,1
2008 885,6 1004,7 569,9 1169,1 1008,5 977,3 629,5

Информация о работе Основные направления реализации социальной политики