Основные предпосылки и этапы развития ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем фактом, в последнее время структура мировой экономики терпит значительную трансформацию. Процесс международной интеграции стал предпосылкой формирования глобального экономического пространства. Значительно изменилась роль важнейшего института – государства. Появились надгосударственные образования, которым отдана значительная часть функций государства, прежде всего, макроэкономическое регулирование, в том числе, эмиссия денег , регулирование ставки рефинансирования.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 209.91 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность изучаемой  проблемы обусловлена тем фактом, в последнее время структура мировой экономики терпит значительную трансформацию. Процесс международной интеграции стал предпосылкой формирования глобального экономического пространства. Значительно изменилась роль важнейшего института – государства. Появились надгосударственные образования, которым отдана значительная часть функций государства, прежде всего, макроэкономическое регулирование, в том числе, эмиссия денег , регулирование ставки рефинансирования.

В современном мире государственные  границы потеряли прежнее значение. Сильно изменились масштабы миграции рабочей силы. Претерпели значительные изменения международный финансовый рынок, мировая торговля, формируется глобальная конкуренция и глобальный маркетинг. Информационное пространство, формирующее потребительские ожидания, с появлением Интернета, также стало безграничным. Качественно новое значение приобрели инновации. Возникли новые отрасли, предлагающие, с одной стороны, высокодоходное инвестирование в быстрорастущие сектора, но, с другой стороны, приводящие к «перегревам» финансовых рынков. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие мирового хозяйства.

Современный этап глобализации характеризуется весьма быстрой  трансформацией мировой экономики  в единый организм. Ускорение и  упрощение процедуры международных  расчетов, увеличение скорости обмена информацией, снятие ряда ограничений, связанных с принятием инвестиционных решений, новые возможности миграции рабочей силы – все эти изменения привели к высокой степени интеграции национальных экономик, обеспечивая условия для быстрого и эффективного международного обмена товарами, информацией и финансовыми ресурсами. Одновременно экономическая интеграция обеспечила условия для качественно нового этапа политической интеграции – появления надгосударственных институтов координации политической и экономической деятельности групп стран.

Глобализация стала одновременно носителем ряда новых угроз стабильности мировой системы, прежде всего, угроз  глобальных финансовых кризисов, ущемления интересов производственных сфер многих стран за счет проникновения на рынок внешних конкурентов.

Процесс современной регионализации является одним из проявлений глобализации и характеризуется аналогичными явлениями, происходящими в данном случае в группах стран. Внутри таких  союзов происходит либерализация торговли, движения капитала и трудовых ресурсов, обмен достижениями в военной  отрасли, в сфере высоких технологий, энергоресурсов. Отмечается рост национального  самосознания, причем не только в странах  третьего мира, но и во многих странах  Европейского союза, обострение внутренних политических и экономических противоречий, противодействие росту конкуренции со стороны стран с развивающейся экономикой, наконец, противодействие лишению государственных институтов возможности макроэкономического регулирования внутренней экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

КР 01 00 00 00 ПЗ

 Разраб.

Хацкевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вв

 Пров.

Андросик

.

 

 

 

 Н. Контр.

Андросик

 Утв.

Барановский

 

Основные предпосылки и этапы  развития ЕС

 

Лит.

Листов

5

    БГТУ 525172812

 

5251207, 2008


1 Основные предпосылки  и этапы развития ЕС

 1.1  Предпосылки возникновения Европейского Союза

После первой мировой войны  европейская идея присутствовала в  политических дискуссиях, но не привела  к конкретным действиям. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к выводу, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта идея была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами участниками: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

В 1957 году Римский Договор  установил Европейское экономическое  сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного  союза и снятие внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также  развитие ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 году произошло слияние  исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая  структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.

Следующим немаловажным этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый  – это Европейское Сообщество, два новых – это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран – участников особенно из

 

 

 

 

 

 

Центральной и Восточной Европы.

На данный момент, Европейский союз насчитывает в  своём  составе 27

государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Герма-

ния, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,  Кипр, Латвия, Литва,  Люксембург,  Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения,  Финляндия,  Франция,  Чехия,  Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих  в союзе, выросло с начальных  шести: Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции  до сегодняшних 27 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский союз страна – кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Вывод: Основной причиной создания Европейского союза стала ситуация в Европе  после второй мировой войны. Европейские  лидеры пришли к выводу, что создание Европейского союза послужит стимулом к обеспечению мира, стабильности и процветания в Европе.

1.2 Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ

В 1956 году состоялась встреча  руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества.

Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть  важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания: первого договора о создании Европейского экономического сообщества (или договора об общем рынке);

            Второго договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.                                                      

Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал  по своему функциональному назначению ЕОУС, то есть регулировал сравнительно небольшую, но очень важную энергетическую область международного сотрудничества.

В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно  важное не только энергетическое, но и  политически-правовое значение, а также экономическое. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. В 1958 году среднемесячный доход на душу населения составлял 980 долларов в Нидерландах, 1170 в Бельгии и 800 долларов в Северной Италии. Разрыв, невелик. Сильно отставала лишь Южная Италия  360 долларов. За первые 15 лет разрыв по объёму ВНП на душу населения между странами сокращался: 26% в 1960 году, 13.5% в 1970 году и 15% в 1973 году, что в целом свидетельствует о сближении уровней экономического развития участников Сообщества.

Выдвигалась задача создания общего рынка товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, создан сам  механизм для управления интеграционными  процессами.

  Договор предусматривал поэтапное  строительство общего рынка. 

Сообщества наделялись необходимыми институтами и материальными  средствами.  
Были предусмотрены 4 главных института:

1) Совет состоял из официальных представителей правительств государств – членов на уровне министров.

2) Комиссия в отличие от Совета, состояла из международных чиновников, но они назначались только при условии единогласного решения состояла из независимых комиссаров. Таким образом Комиссия выступала в роли наднационального органа.

Договором о создании ЕЭС также  предусмотрено учреждение:

1)  Парламентской ассамблеи, чьи полномочия несколько расширены по сравнению с ЕОУС;

2)  Суда Европейских сообществ.

        Одновременно  с подписанием римских договоров  там же в Риме подписана  Конвенция об объединении парламентов  и судов всех объединений (соответственно, ЕОУС, Евратома и ЕЭС).  
        В 1965 году был подписан договор о слиянии советов и комиссий трёх сообществ.

      Также следует  отметить то, что органом наднационального  характера остается Суд Европейских  сообществ. Хотя судьи назначаются  с единодушного согласия всех  членов, условие их назначения  – их независимость. Суд европейских сообществ следил за исполнением учредительных договоров и правовых предписаний сообществ.

Вывод:  В 1957 году были подписаны 2 акта ,сыгравшие важнейшую роль в развитии процессов интеграции. Первый договор о создании Европейского Экономического сообщества, или договора об общем рынке .

Второй договор о создании Европейского сообщества по атомной  энергии. Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года.

1.3 Европейский Союз на современном  этапе. 

Европейский Союз включает 27 государств –  членов, включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии. Это самый крупный в мире торговый блок.

1 января 1993 года официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза – с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств – участников получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в  Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем  количестве областей), ведет к постепенной  передаче части суверенитета государств – членов европейским институтам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом  путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, таможенный союз), а также общих  проектов и программ (научные исследования и разработки, координация экономической  политики государств – участников с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Европейскому Союзу присуще  многообразие культурных различий. Каждый официальный документ должен быть переведен  на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых  народов.

Также в экономике Европейского Союза существуют и отрицательные  моменты:

  1. Проблема экономического регулирования.

Не все государства  ЕС полностью урегулировали свои экономические проблемы. Рыночной экономике  там не больше десяти лет, не в полной мере стабилизирован курс национальных валют. Так, в Прибалтике, доход на душу населения ниже чем средний по Европе на целых 60 процентов.

  1. Проблемы массовой иммиграции.

Информация о работе Основные предпосылки и этапы развития ЕС