Основные предпосылки и этапы развития ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем фактом, в последнее время структура мировой экономики терпит значительную трансформацию. Процесс международной интеграции стал предпосылкой формирования глобального экономического пространства. Значительно изменилась роль важнейшего института – государства. Появились надгосударственные образования, которым отдана значительная часть функций государства, прежде всего, макроэкономическое регулирование, в том числе, эмиссия денег , регулирование ставки рефинансирования.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 209.91 Кб (Скачать документ)

3.3 Опыт Европейского  Союза для Республики Беларусь 

Процесс взаимодействия Республики Беларусь и Европейского Союза –

это постоянный обмен опытом. Республика Беларусь безусловно нуждается в накоплении опыта, а тем более от такого партнера как Европейский союз.

В процессе развития и становления отношений Республики Беларусь и Европейского союза была разработана программа под названием «ЕС и Беларусь: делимся опытом». Эта программа осуществляется между «Офисом за демократическую Беларусь» расположенным в центре Бельгии, Брюсселе в партнерстве с Белорусским институтом стратегических исследований расположенном в Вильнюсе и «Белорусским союзом транспортников» расположенном в Минске.

Эта программа является действенным  продолжением проекта ОДБ по обмену опытом между Евросоюзом и Республикой  Беларусь в следующих областях: защита окружающей среды, энергетики и энергоэффективности, траспорта и транзита, а также науки и образования.

На современном этапе  программа обуславливает проведение образовательных визитов, семинаров с целью укрепления связей и обмена опытом между специалистами из Беларуси и Евросоюза в области энергетики, транспорта и образования.

Описание мероприятий, предусмотренных программой.

          1) Энергетика. В отношении принятого белорусскими властями решения о строительстве АЭС, посчитали нужным сделать акцент программы на вопросах ядерной безопасности. Проект предусматривает проведение в Минске семинара для белорусских специалистов с участием экспертов из ЕС и других стран по вопросам перспективы развития ядерной энергетики в мире после инцидента на Фукусиме, различным техникам захоронения отработанного ядерного топлива, передовому опыту ведущих мировых производителей данного вида энергии. По результатам семинара несколько белорусских специалистов посетят французский энергетический конгломерат AREVA для ознакомления с существующим наработками в области ядерной энергетики.

         2) Транспорт. В данной области проект предусматривает создание Рабочей группы по вопросам транспорта. Итогом ее деятельности станет разработка и презентация концепции по «Гармонизации законодательства в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом». Для ознакомления с соответствующим опытом некоторых стран ЕС и «Восточного партнерства» белорусские специалисты посетят Кишинев и Вильнюс. Кроме того, в Минске пройдут 12 заседаний рабочей группы, по результатам которых и будет выработана выше упомянутая концепция.

          3) Образование. В этой сфере проект ОДБ предусматривает организацию двух ознакомительных визитов для белорусских специалистов в области высшего образования: в Брюссель и Тбилиси, а также проведение двух круглых столов по вопросам перспективы присоединения Беларуси к Болонскому процессу в Брюсселе и Минске, с учетом опыта других стран «Восточного партнерства». Итогом проекта станет выработка рекомендаций по проведению реформы белорусской системы высшего образования с целью включения страны в Болонский процесс.

Во время образовательных  визитов белорусским специалистам предоставится шанс больше узнать об устройстве и функционировании институтов Евросоюза и его программ,  установить контакты со своими коллегами из ЕС, изучить опыт других государств «Восточного партнерства» и поделиться своими знаниями и наработками. Первый образовательный визит в Брюссель состоится в марте 2012.

 Вывод: В процессе развития и становления отношений Республики Беларусь и Европейского союза была разработана программа под названием «ЕС и Беларусь: делимся опытом». Главной целью данной программы является обмен опытом между Евросоюзом и Республикой Беларусь в следующих областях:  защита окружающей среды, энергетики и энергоэффективности, траспорта и транзита, а также науки и образования.

 

3.4 Перспективы Европейского Союза

Интеграционное взаимодействие стран ЕС основывается на взаимодополняемости экономик, совместном использовании экономического потенциала, развитии технологий, ресурсов и финансовых средств. Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Перспективы Европейского Союза велики, благодаря объединению капитала, людских ресурсов, обмену информацией, опыта стран ЕС.

          1) Уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ;

         2) Растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности;

         3) Представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту.

4) Создание более лучших условий жизни в странах ЕС, с целью привлечения работоспособных молодых людей из заграницы;

  1. Обеспечение более высоких темпов экономического роста в ЕС в целом,

6)  Обеспечение более высоких темпов экономического роста в ЕС в целом, это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС – ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест;

7) Укрепление сотрудничества стран ЕС во многих сферах: энергетика, транспорт, информационные технологии, коммуникации, сельское хозяйство, космос, авиация, научные исследования, финансовые услуги, право на интеллектуальную собственность, инвестиции, окружающая среда.

8) Развитие энергетического диалога с Россией, в целях установления постоянных поставок энергоресурсов;

9) Совершенствование правовых основ энергетики и транспорта стран ЕС.

Устойчивый рост экономик стран ЕС создает благоприятные  возможности для сотрудничества их друг с другом. Европейский Союз будет и дальше укреплять и развивать всестороннее сотрудничество, постоянно обогащать и совершенствовать отношения стратегического партнерства с тем, чтобы они достигли еще более высокого уровня. В нынешней ситуации следует особо обратить внимание на развитие сотрудничества по следующим направлениям:

1) Продолжать развивать двустороннее и многостороннее торгово–экономическое сотрудничество между странами ЕС;

2) Активнее проводить консультации, координировать свои усилия, развивать сотрудничество между странами ЕС;

    1. Привлечение высоких технологий и опыта менеджмента;

4)  Принятие мер со стороны ЕС по защите суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности с целью поддержания мира и стабильности во всем мире;

5) Развертывания инвестиционной активности, в странах ЕС, в том числе создание надлежащего инвестиционного климата для стимулирования притока иностранных капиталовложений;

6) Расширение совместных научных исследований, обмен специалистами в странах ЕС;

7) Формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического объединения стран ЕС, обеспечивающего эффективное развитие каждого;

8)  Выработка стратегии и специальных мер ЕС для поддержания экономической стабильности, укрепление отношений между государствами, основанного на уважении интересов друг друга, повышении конкурентоспособности стран;

9) Всестороннее развитие сотрудничества по неофициальным каналам, включая обмен и сотрудничество в области культуры, информации, образования, науки и техники, туризма, необходимо участие и поддержка широких слоев общества, не только правящих кругов.

Важно подчеркнуть, что Европейский  Союз на сегодняшний день развивается достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. Экономические отношения между странами ЕС постепенно поднимаются на новую ступень развития, основанную на взаимном уважении интересов и ускорении интеграционных процессов между странами. Страны ЕС демонстрируют искреннее желание к сотрудничеству, благодаря наличию экономической основы, мощи и влияния в мире.

Вывод: Экономические отношения  между странами входящими в Европейский союз развиваются быстрыми темпами, особенное место занимает торговля. Отношения между участниками поднимаются на новый уровень и основываются на основе доверия и понимания. Также взаимодействие стран – участников строится на взаимодополняемости экономик, совместном использовании экономического потенциала, развитии технологий, финансовых средств и ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе курсовой была рассмотрена истории создания Европейского Союз, описано нынешнее положение ЕС в мире, экономические и другие проблемы и перспективы Европейского Союза. Важно подчеркнуть, что Европейский союз является наиболее развитой интеграционной группировкой мира и другой такой в мире нет.

Всего в Европе 50 стран, а лишь 27 стран входит в ЕС. Европейский Союз является сильнейшей экономической системой в Европе и вполне может конкурировать с экономикой таких стран как США, Япония. Республика Беларусь расположена в центре Европы, но не входит в состав Европейского Союза. Развитие и поддержание отношений с Европейским Союзом является важным аспектом будущего развития Республики Беларусь.

Членство в ЕС является условием обеспечения устойчивого  развития Беларуси, включения в мировую  политическую, экономическую, культурную и информационную систему, основанную на демократии, соблюдении фундаментальных прав и свобод человека, разделении властей и верховенстве закона, а также на рыночной экономике.

Большое значение для интеграции Беларуси в мировое сообщество имеет устойчивое и долгосрочное сотрудничество с ЕС, который является вторым после России важнейшим торговым партнером Беларуси, поэтому совместная граница должна не разделять Евросоюз и Республику Беларусь, а объединять и помогать стране реформировать экономику.

Международные экономические  организации необходимы человечеству: их деятельность охватывает практически  все формы сотрудничества государств и является основой укрепления мира и стабильности, создает предпосылки для успешного социально- экономического развития стран.

Экономические отношения  стран входящих в Евросоюз развиваются  достаточно быстрыми темпами, особенно в сфере торговли. В этом плане хотя  Беларусь с не является страной – участником Европейского Союза но имеет неплохие перспективы, обусловленные в первую очередь своим географическим положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. М.: ПРИОР, 2009. С.90.

2 Семёнов К. А. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. М.: МУПК, 2008. С.39.

3 Пищин В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал. - №5 – 2003 – с. 26-34.

4 Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с.

  1. Халевская Е.О. , Крозе И. Мировая экономика, 2001 .С 72 – 74.

6 Журнал “Беларусь в мире" №2 от 2002 года "ЕС-Беларусь: Требования времени"

7 Поздняков Э. Ганжа С. Новые страны на пороге Европейского союза. – М., 2006. C 126. 

  1. А. С. Булатова Мировая экономика: Учебник /–М.: Юрист, 2003.C 52 – 54.

9 Кэмерон Ф. ЕС и США: друзья или соперники? / Свободная мысль – XXI – 2004 - №11 – с. 72-81.

10  http://ereport.ru/articles/weconomy/eu.htm. Дата доступа: 18.11.2012

11 http://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_союз#.html. Дата досупа: 20.10.2012

12 http://finnotes.com/gdp-euro-3-2011-revised.html. Дата доступа: 22.10.2012

13 http://ru.democraticbelarus.eu/news/es-i-belarus-delimsya-opytom. Дата доступа: 25.10.2012

14 http://library.by/portalus/modules/belarus/referat_readme.php?subaction= showfull&id=1096042516&archive=&start_from=&ucat=20&category=20. Дата доступа: 15.11.2012

15 В. Г. Шадурский // Бел. журн. междунар. права и междунар. отношений. 2003. – № 1. – C. 45 – 48.

16 http://www.kas.de/wf/doc/kas_4804-1442-21-30.pdf?111117101055. Дата доступа: 18.11.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные предпосылки и этапы развития ЕС