Основные предпосылки и этапы развития ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем фактом, в последнее время структура мировой экономики терпит значительную трансформацию. Процесс международной интеграции стал предпосылкой формирования глобального экономического пространства. Значительно изменилась роль важнейшего института – государства. Появились надгосударственные образования, которым отдана значительная часть функций государства, прежде всего, макроэкономическое регулирование, в том числе, эмиссия денег , регулирование ставки рефинансирования.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 209.91 Кб (Скачать документ)

Вследствие расширения Союза  на Восток отмечается усиление миграционных процессов. Такие страны, как Австрия, ФРГ, Швеция и др. опасаются, что их рынки труда могут пострадать из-за массовой иммиграции с новых  участников ЕС. В связи с этим, пограничные государства предлагают ввести переходный период на 7 лет, во время  которого будут действовать ограничения  на свободу передвижения для граждан  новых членов Евросоюза.

  1. Конкуренция за место в Европарламенте

Число мест в Европейском  парламенте росло одновременно с  каждым этапом расширения ЕС, чего не скажешь  о представительстве новых стран. При этом Германия сохранила на некоторое  время свои 99 мест, а Франции, Британии и Италии пришлось уступить свои места  в зале заседаний парламента.

  1. Проблема национального языка

Региональные языки не имеют статуса официальных в  ЕС, что подчас вызывает неудовлетворенность  различных националистических групп. Среди таких языков: баскский, шотландский, ирландский и др. Эта проблема становится причиной дополнительных напряженностей в национальных конфликтах в государствах ЕС.

Вывод: Современный Европейский  союз включает в свой состав 27 государств вместо начальных шести. Также Европейский союз является крупнейшим торговым блоком и самой большой интеграционной группировкой в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

1

КР 02 00 00 00 ПЗ

 Разраб.

Хацкевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вв

 Пров.

Андросик

.

 

 

 

 Н. Контр.

Андросик

 Утв.

Барановский

 

Отличительные особенности экономической  системы ЕС

Лит.

Листов

7

    БГТУ 525172812

 

5251207, 2008


2 Отличительные особенности экономической системы ЕС

 

2.1 Экономическая  интеграция

Международная экономическая интеграция – это процесс хо-зяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость  межгосударственного (а в ряде случаев  над государственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного оборота товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической  интеграции – зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего таможенные пошлины.

 Создание зон свободной  торговли усиливает конкуренцию  на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой – является стимулом для совершенствования производства и внедрения новшеств. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран – участниц одинаковые

 

 

 

 

 

 

 возможности в совершенствовании взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложной формой является общий рынок, который призван  обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, то есть возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, включающий в себя все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно – финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Мировой рынок является производным  от внутренних рынков стран. Вместе с  тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных систем.

Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, образовавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе слияние  циклических колебаний, функционируют  в условиях монополии и конкуренции.

Зрелость мировых хозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов. Анализ объемов импортируемых в страну благ и экспортируемых из страны промышленных изделий, ресурсов и инвестиций, взятых в денежном выражении, используется для составления баланса расходов и доходов государства, получившего название платежный баланс.

«Открытость» экономики  страны, степень ее вовлеченности  в мирохозяйственные связи может быть оценена на основе исчисления показателей экспортной квоты и объема экспорта на душу населения. Экспортная квота равняется отношению стоимости экспорта к стоимости валового национального продукта.

Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают  форму объединений, направленных на достижение общих экономических  целей. Первоначально интеграционные объединения создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами – участницами, то есть  возникали так называемые «свободные зоны». Более сложные формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые предполагают свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к третьим странам. Создание общего рынка связано с уничтожением барьеров между странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение государствами-участниками системы мер межгосударственного регулирования социально – экономических процессов, протекающих в регионе.

Вывод: Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают форму объединений, направленных на достижение общих экономических целей. Первоначально интеграционные объединения создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами – участницами.

2.2 Общая торговая политика  стран Европейского Союза

С начала создания Европейских  сообществ Общая торговая политика является общей политикой ЕС. Поэтому  новые страны-участники примут ее со дня своего вступления.

ОТП – это динамичный торговый блок, в основе которого лежит таможенный союз, с высоким уровнем открытости в отношении партнеров из третьих стран. ОТП также означает защиту промышленности ЕС от недобросовестной конкуренции и барьеров в третьих странах, в частности через защитные торговые меры. Важно и то, как работает ЕС. Комиссия ведет международные переговоры по торговле на основе правил, одобренных Советом Министров ЕС. Европейский парламент не играет роли в определении ОТП. Однако с Парламентом проводятся консультации и его регулярно информируют по торговым вопросам.  ЕС в наши дни:

1) 502,5 миллионов человек на 2011 год и 29% мирового ВВП около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услугами.

2) ЕС привлекает около 21% прямых иностранных инвестиций. Расширенный ЕС останется открытым торговым партнером. По этим данным можно судить, что на импорт и экспорт приходится более 25% ВВП ЕС. Эта ситуация сохранится и после новых вступлений. Здесь не только желание Евросоюза быть  открытым мировой торговле – ему это жизненно необходимо, необходимо гораздо в большей степени, чем двум другим основным мировым экономикам – США и Японии. Динамика ВВП ЕС на 2011 год: Рассмотрим квартальную динамику ВВП за 2011 год.

По итогам 3 квартала 2011 года валовый внутренний продукт стран Евро зоны вырос на 0,2% в сравнении с предыдущим кварталом, что полностью совпало с предварительным результатом, который был опубликован статистическим агентством  15.11.2011. Также полученный итоговый результат полностью совпал с предварительным прогнозом финансовых экспертов, которые в этот раз достаточно точно предсказали изменение данного макроэкономического показателя. Как видно, Eurostat оставил свои предварительные статистические данные без каких-либо изменений. Практически не изменился и список стран Еврозоны, показавших наибольший квартальный рост ВВП – лишь Финляндия заменила Германию:

Финляндия +0,9%  

Эстония +0,8%

Словакия +0,8%

 

 

 

 

Рис.1 Квартальная динамика ВВП ЕС. [Данные Eurostat]

Теперь рассмотрим годовую  динамику ВВП за 2011 год.

Если рассматривать изменение  ВВП Еврозоны в годовом исчислении, то уточненный итоговый результат также  полностью совпал с предварительными данными, опубликованными Eurostat – так, по сравнению с 3 кварталом 2010 года валовый внутренний продукт вырос на 1,4%, как и прогнозировали финансовые эксперты. При этом максимальный годовой рост ВВП наблюдается в следующих странах Еврозоны:

Эстония +7,9%;

Словакия +3,2%;

Австрия +2,8%

 

 

Рис.2 Годовая динамика ВВП ЕС. [Данные Eurostat]

Вывод: Общая торговая политика – это динамичный торговый блок, в основе которого лежит таможенный союз, с высоким уровнем открытости в отношении партнеров из третьих стран.

2.3 Место ЕС  в мировой экономике

Исходя их приведенных  выше  показателей экономика Европейкого Союза сегодня вполне может конкурировать с американской. Тем не менее Европа пока не в состоянии воспользоваться слабостью США для укрепления собственных позиций. Европейцы заняты в основном внутренними проблемами. Евро чиновники и экономисты обеспокоены иммиграционной политикой, энергетической безопасностью и либерализацией рынков.

Экономика еврозоны – до сих пор во многом политический процесс. Экономика еврозоны, которую часто именуют глобальным конкурентом Соединенных Штатов, никаких выгод из создавшейся ситуации пока извлечь не может. У нее сейчас другие приоритеты. Основная задача, которую предстоит решить странам еврозоны, – это проблемы интеграции, а не лидерство по экономическим показателям.     

Экономическое состояние  стран уже сегодня входящих в  Еврозону определяет, в первую очередь, дальнейшие перспективы евро. Как  отмечается в литературе, «перспективы единой валюты, в принципе, вытекают из причин ее создания, проанализированных ранее. Снижение трансакционных издержек, рост конкуренции, облегчение борьбы с инфляцией, ускорение интеграционных процессов и создание сильной валюты ведут, соответственно, к снижению уровня инфляции, усилению процессов экономической консолидации и, как следствие, к ускоренному экономическому росту».

 Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо, прежде всего, рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средней и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономико-социальные аспекты – безработицу, уровень инфляции и др. Такими факторами, по нашему мнению, должны быть усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, экономический потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков.

Усиление процессов экономической  консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во – первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в Еврозону стран.

Информация о работе Основные предпосылки и этапы развития ЕС