Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить теоретические основы функционирования управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
1.Государственное управление как управляющая система……………5
1.1. Система государственного управления ……..………...………...5
1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9
1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13
2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19
2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19
2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28
3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32
3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32
3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36
Заключение……………………………..………………………………..42
Список использованных источников…………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Особенности государственного управления как урпавляющей системы.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра регионального  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ

По дисциплине : «Организация государственного управления»

на тему: Особенности  государственного управления как управляющей системы и применение их в практике

 

                     

 

 

 

Студент

ФМ, 4 курс, ДКМ                                                                   Д.О. Козлова

 

 

 

Проверил                  профессор, канд.экон.                                                     Е.Б.Дорина

  наук, доцент                                                                                                           

 

 

 

 

МИНСК 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение…………………………………………………………………..4

    1.Государственное управление как управляющая система……………5

1.1. Система государственного управления ……..………...………...5

1.2. Характеристика управляющей и управляемой систем………….9

1.3.Государственное управление как управляющая система в зарубежных странах………………………………………………….13

  2.Анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь..………………………………………………...19

      2.1.Государственная власть как управляющая система в Республике Беларусь….……………………………………………………...….....19

      2.2.Республиканские органы как управляющая система в Республике Беларусь ………………………………..……………...28

  3.Проблемы государственного управления в Республике Беларусь и пути их разрешения……………………………………………...……32

      3.1. Проблемы и недостатки управляющей системы в Республике Беларусь ……………...…..……………………….…………………..32

      3.2. Перспективное решение проблем управляющей системы  и её дальнейшее развитие …….……………………………………...…...36

  Заключение……………………………..………………………………..42

  Список использованных  источников…………………………………..43

  Приложения………………………………………………………….…44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление  выступает как необходимый элемент  жизнедеятельности людей. Оно является одной из труднейших и самых ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией интересов и потребностей человека. Управление предопределено сознательным началом, интересом и знаниями, целью и волей, энергией и действиями человека.

Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

В системе государственного управления  можно выделить управляющую  и управляемую подсистемы, которые  при абстрагировании можно рассматривать  как самостоятельные системы.

Функционирование  управляющей подсистемы направлено на сохранение параметров управляемой системы, развитие управляющей подсистемы – на изменение управляемой подсистемы. Так или иначе, достигается общая цель системы государственного управления.

Цель данной  работы: изучить теоретические основы функционирования  управляющей системы, проанализировать государственное управление как управляющую систему в Республике Беларусь и в зарубежных странах, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи: раскрыть теоретические основы функционирования  управляющей системы, зарубежный опыт управляющего воздействия, осуществить анализ государственного управления как управляющей системы в Республике Беларусь, а также выявить недостатки белорусской системы управления и рассмотреть варианты их устранения.

При подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые документы, учебная литература, научные труды  по исследуемой проблеме, а также ресурсы сети Internet. В процессе исследования применялся системный подход.

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

1.1Система  государственного управления

Системность присуща  любому явлению, любому объекту. Следовательно, и системы бывают разные – социальные, технические, биологические, сложные и простые и т.д. Поэтому вначале необходимо определиться с понятием система, выделить ее основные свойства.

Система, в переводе с греческого языка, означает целое, состоящее из частей, или, иными словами, совокупность взаимосвязанных элементов. Философский словарь определяет систему как совокупность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Сразу подчеркнем, что система не есть простая арифметическая сумма составляющих ее элементов. Система, как единое целое, приобретает новое качество, новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Это ее свойство, отражающее закон перехода количественных изменений в качественные, определено понятием эмерджентность.

Любая система  имеет общие свойства:

1. Адаптивность. Система имеет границы и существует в окружающей ее внешней среде, взаимодействуя и адаптируясь к ней и тем изменением, которые там происходят

2. Динамизм. Система имеет на входе и выходе рецепторы, на которые постоянно поступают из внешней среды импульсы в виде требований и поддержки. Реагируя на них, система постоянно находится в динамике. Кроме того, ей присущи внутренние противоречия. Системы переживают периоды зарождения, становления, расцвета, упадка, старения, гибели. Иными словами, признаком системы является ее существование во времени и пространстве.

3. Структурированность. Каждая система структурно оформлена: ее элементы являются относительно самостоятельными и могут также представлять собой систему.

4. Целостность. Систему нельзя свести к сумме составляющих ее элементов. Она представляет собой качественную целостность, которая может быть разной:

  • суммативная целостность, что характерно для не сформировавшихся, разобщенных систем;
  • органическая целостность, которая характерна для организованных систем;
  • органичная целостность, которая характерна для систем, ставших единым организмом, достигших высшей степени единства.

Отметим, что  эти состояния систем не являются неизменными: в действительности неупорядоченные системы могут превращаться в организованные, органичные и наоборот.

5. Функциональность. Одной из характеристик системы является то, что она имеет свое предназначение, выполняет свои, только ей присущие функции.

Системы, в которых  протекают процессы целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающее повышение ее организованности, достижение определенного полезного эффекта, называются системами управления. [1,с.70-73]

Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы.

К характерным  особенностям систем управления независимо от их природы и назначения относятся:

  • Решающая роль в сохранении целостности системы принадлежит информационным связям. Без обмена информацией между элементами такие системы не могут функционировать и сохранять свою целостность;
  • Системы способны переходить в различные состояния в соответствии с управляющими воздействиями, при этом переход не может осуществляться мгновенно, а требует некоторого времени;
  • Существует некоторое множество допустимых линий поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если возможности выбора линий поведения нет, то управление практически отсутствует;
  • Для системы с управлением характерны определенные структуры, отражающие контуры управления;
  • Системы являются открытыми, т.е. воздействие среды на них и их на внешнюю среду может иметь самые различные природу и последствия;
  • Процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, управление становится бессмысленным.

Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно. Оно является социальной системой со всеми присущими этому виду свойствами. Причем, социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и, в силу этого, проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. В виду того, что управление общественными процессами, людьми, является наиболее сложным, оно имеет ряд дополнительных признаков, таких как:

  • иерархичность статусов элементов;
  • целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.). В зависимости от того, на какой идейно-ценностной базе строится политическая система в данном обществе, таково и духовное основание системы государственного управления;
  • наличие в системе механизмов самоуправления;
  • самосознание субъектов и объектов управления;
  • формальные и неформальные отношения;
  • организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

Кроме того, следует  отметить, что реализация функций системы государственного управления связана с осуществлением властных полномочий, что означает монопольное право на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета и налоговой системы.

Предназначение  системы государственного управления состоит, прежде всего, в обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.

Непосредственное  влияние на процесс управляющего воздействия оказывает окружающая среда, которая питает его ресурсами или блокирует управленческие решения. Система государственного управления, адекватно реагирующая на происходящие в обществе изменения, является рациональной.

Главным результатом  функционирования системы государственного управления являются управленческие решения и действия. В структуре принятия решений можно выделить следующие элементы:

  • цель (совокупность целей), отражающих потребности, интересы, ценности субъекта управленческого процесса;
  • информация, поступающая субъекту управления;
  • альтернативные варианты решения проблемы, их соответствие существующим в обществе законам;
  • оценка имеющихся ресурсов, а также возможных последствий того или иного решения;
  • выбор оптимального решения.

Таким образом, управленческие решения и действия – главный результат функционирования системы государственного управления. Для того чтобы систему государственного управления можно было считать правовой, необходимо, чтобы управленческие решения предопределяли управленческие действия.

Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:

  1. система управляющая -государство как определяющий субъект управления;

 2)система управляемая - общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления;

 3)система взаимодействия (коммуникативная система)- различные институты государства и общества, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др. [6,с.114]

В упрощенном виде модель системы государственного управления представлена на рис. 2.

Рисунок 1.Модель системы государственного управления

 

Примечание. Источник: [6,с.114]

 

1.2 Характеристика управляющей и управляемой  систем.

В системе государственного управления можно выделить управляющую и управляемую подсистемы, которые при абстрагировании можно рассматривать как самостоятельные системы.

Функционирование  управляющей подсистемы направлено на сохранение параметров управляемой системы, развитие управляющей подсистемы – на изменение управляемой подсистемы. Так или иначе, достигается общая цель системы государственного управления.

Некоторые исследователи  определяют систему управления как совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Другие  включают в управляющую систему также концепцию управления, методы анализа, принятия решений и управленческого воздействия. Управление с позиции системного подхода представляет совокупность действий всех звеньев системы управления, которые субординированы и скоординированы в системе таким образом, чтобы на основе концепции управления выбрать из множества возможных оптимальный вариант воздействия на объект. При этом управляющая система ведет мониторинг состояния управляемой системы, сравнивает результаты изменения с нормами функционирования системы в целом[3, с.155-158].  .

Управление  обществом предполагает наличие  у управляющей системы возможности, средств тем или иным способом воздействовать на объект, осуществляя при этом целенаправленный выбор воздействий. Все управляющие системы имеют сходную структуру, характеризующуюся наличием двух каналов связей между субъектом управления и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта. Обратная связь необходима для контроля над изменениями в системе. Процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды.

Информация о работе Особенности государственного управления как управляющей системы и применение их в практике